Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область ,  
0 

С петербургского рынка АЗС уходит крупный игрок

Фото: Александр Тарасенков/Интерпресс
Фото: Александр Тарасенков/Интерпресс

Финская компания Neste договорилась о продаже сети из 75 автозаправочных станций (АЗС) компании «Татнефть». Сделка связана с потрясениями на топливном рынке страны и приведет к монополии ВИНК (вертикально интегрированных нефтяных компаний) в отрасли.

На пике развития

Финская Neste продаст сеть из 75 АЗС и нефтяной терминал в Петербурге «Татнефти», говорится в совместном сообщении компаний. Это весь бизнес Neste в России. Как ожидают стороны сделки, она будет закрыта к концу 2019 года, после одобрения покупки российскими антимонопольными органами.

«Продажа российского розничного топливного бизнеса позволит нам сосредоточиться на наших стратегических приоритетах», — сказал президент и главный исполнительный директор Neste Питер Ванакер. Он пояснил, что Neste стремится стать мировым лидером в области решений по возобновляемым источникам энергии и экономике замкнутого цикла.

Сеть АЗС в течение пять лет продолжит работать под брендом Neste. Стоимость сделки стороны не раскрывают. По оценкам АО «Финам», она может составлять около 6 млрд руб. Директор по маркетингу сети АЗС «Фаэтон» Николай Королев предполагает, что 2 млрд руб. стоит только нефтяной терминал, а за весь актив «Татнефть» может заплатить более 10 млрд руб. По оценке Королева, Neste — один из флагманов петербургского рынка АЗС и уходит на пике своего развития.

«Бренд Neste пришел в Петербург в 1993 году одновременно со «Статойл» (Circle K) в Мурманске, его узнаваемость очень высока», — говорит генеральный директор ООО «Сёркл Кей Россия» Юрий Брянцев и добавляет, что перед новым владельцем стоит серьезная задача — сохранить уровень сервиса Neste. Сделать это будет сложно, считают на рынке. «Я был на заправках «Татнефти», компания провела ребрендинг, с сервисом сейчас все в порядке, но говорить о притягательности бренда для покупателя я бы не стал, пока это безликие заправки без выверенной концепции», — сказал РБК Петербург один из участников рынка.

Монополия холдингов

Юрий Брянцев ожидает, что сделка изменит существующее распределение долей рынка между текущими игроками и приведет к увеличению доли вертикально-интегрированных нефтяных компаний. «Вытеснение независимых АЗС будет стремительным», — подтверждает президент Независимого топливного союза (НТС) Павел Баженов. По его оценкам, благодаря сделке с Neste доля «Татнефти» в Петербурге увеличится с 1% до 11%, в Ленинградской области — с 6% до 15%. В целом доля АЗС, принадлежащая ВИНК, вырастет в Петербурге с 53% до 65%, а в Ленобласти — с 48% до 58%, подсчитали в НТС.

Павел Баженов считает уход Neste из России закономерным, так как российская топливная отрасль, по его словам, находится в регуляторных тисках, где, с одной стороны, государство ограничивает розничные цены в рамках инфляции, а, с другой — отрасль находится под давлением акцизов и других налогов, что делает любые инвестиции в нее бесперспективными.

«Увеличение доли ВИНКов — ожидаемое событие, так как реализация нефтепродуктов не приносит того дохода, какой приносит оптовая торговля нефтепродуктами. В результате ВИНК находятся в выигрышной позиции», — говорит Николай Королев. «По сути ВИНК могут спонсировать переработку и сбыт за счет экспортных доходов от продажи нефти, а независимые НПЗ и АЗС не имеют такого преимущества», — дополняет Алексей Калачев, эксперт-аналитик АО «Финам».

Сейчас в число независимых АЗС в Петербурге входят сеть «ПТК» (144 АЗС), «Фаэтон» (32 АЗС) и «Сёркл Кей» (12 АЗС).

Лучше не будет

Neste — не последняя потеря для российского рынка, уверены участники рынка. «В группе риска все независимые компании без собственной нефтедобычи. Если текущая налоговая и регулятивная системы сохранятся, они обречены», — говорит Павел Баженов. Как ранее писал «Коммерсант», «Роснефть» ведет переговоры о покупке крупнейшего в Петербурге независимого топливного оператора — Петербургской топливной компании (ПТК).

Павел Баженов прогнозирует, что в среднесрочной перспективе вымывание независимых АЗС приведет к медленному и неуклонному повышению цен на бензин (так, АИ-92 «пробьет» психологическую планку в 50 руб. за 1 л в 2021 году) и увеличению доли АЗС ВИНКов до 70-75%. Затем произойдет сокращение числа АЗС, так как ВИНКи будут оставлять только рентабельные для них точки, убежден Павел Бажанов.

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 27 апреля
EUR ЦБ: 98,72 (+0,01)
Инвестиции, 26 апр, 16:31
Курс доллара на 27 апреля
USD ЦБ: 92,01 (-0,12)
Инвестиции, 26 апр, 16:31
Шойгу поздравил воинские соединения, отличившиеся в военной операции Политика, 02:54
Кличко рассказал о неоднократных попытках встретиться с Зеленским лично Политика, 02:50
Катар обвинил Израиль и ХАМАС в срыве мирных переговоров Политика, 02:37
Спецназ со спецтехникой покинул центральный проспект Тбилиси Политика, 01:45
В Краснодарском крае пять человек погибли в ДТП Общество, 01:33
Экс-госминистра Грузии задержали на акции протеста в Тбилиси Политика, 01:16
Лидер «Коррозии металла» сообщил о коме у барабанщика после задержания Общество, 01:10
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
Адама Кадырова назначили куратором Российского университета спецназа Политика, 00:41
Главный тренер «Пари НН» ушел в отставку после шестого поражения подряд Спорт, 00:16
Рогов сообщил о серии взрывов в Запорожье Политика, 00:10
От «Детройта» до банды Овечкина. Самые русские команды в истории НХЛ Спорт, 00:00
В Петербурге голая девушка прыгнула с 19-метрового моста Общество, 28 апр, 23:55
ЦСКА не смог прервать трехматчевую серию без побед в РПЛ Спорт, 28 апр, 23:45
На Украине мужчину осудили на год за неявку в военкомат из-за похмелья Общество, 28 апр, 23:22