Лента новостей
В Москве произошел пожар в консерватории имени Чайковского Общество, 10:43 Видимость разума: что не так с современными системами machine learning Pro, 10:35 Адвокат заявил о депортации из Кишинева в Москву экс-полпреда Ельцина Общество, 10:28 Российского бойца UFC дисквалифицировали на два года за допинг Спорт, 10:25 В Лос-Анджелесе умер стендап-комик Броди Стивенс Общество, 10:06 Украина перестала быть главным миграционным донором России Экономика, 10:01 Немецкий депутат заявил о невозможности безопасности в Европе без России Политика, 09:41 Тигр напал на мужчину в тайге Приморского края Общество, 09:02 Visa снизит комиссию за платежи картами на транспорте Финансы, 09:00 Во Франции назвали лауреатов кинопремии «Сезар» Общество, 08:47 В Свердловской области сошел с рельсов вагон с углем Общество, 08:29 США осудили власти Венесуэлы за применение силы против мирных жителей Политика, 08:05 «Дочка» PDVSA в США в обход решения суда объявила о новом руководстве Бизнес, 08:04 В США заявили о готовности поддержать оппозицию в Никарагуа и на Кубе Политика, 07:29
С.-Петербург ,  
0 
Ограниченный бюджет может оказаться благом для Петербурга
Нехватка денег в городских бюджетах, на первый взгляд, должна привести к остановке любого развития, что сейчас и происходит в российских городах. Однако эксперты, встретившиеся на форуме РБК «Будущий Петербург», уверены, что ограниченный бюджет может оказаться благом. У городских властей появляется меньше возможностей на ошибки, а значит дефицит денег может и должен обернуться профессиональной, точечной работой с каждым строительным проектом и поиском практического обоснования, зачем дорога, мост или дом в данном конкретном месте нужны городу.
Фото: РБК

Нехватка денег в городских бюджетах, на первый взгляд, должна привести к остановке любого развития, что сейчас и происходит в российских городах. Однако эксперты, встретившиеся на форуме РБК «Будущий Петербург», уверены, что ограниченный бюджет может оказаться благом. У городских властей появляется меньше возможностей на ошибки, а значит дефицит денег может и должен обернуться профессиональной, точечной работой с каждым строительным проектом и поиском практического обоснования, зачем дорога, мост или дом в данном конкретном месте нужны городу.

Куда ведут дороги в городах

Авторитетные эксперты, крупные девелоперы и представители региональной власти встретились на летней сессии VI форума «Будущий Петербург», тема которой - «Ресурсы развития города и городских территорий в условиях бюджетных ограничений». Одним из острых сюжетов этого обсуждения стала городская дорожная сеть, развитие которой явно недостаточно для такого крупного мегаполиса, как Петербург. Главная задача всех, кто занимается развитием этого направления, – максимально сократить время поездки жителя из любой точки города. Достичь этого эффекта, по словам Екатерины Решетовой, старшего научного сотрудника Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ, можно за счет трех концепций: автомобильный город (Америка), город без авто (Азия), город, удобный для жизни (Европа). Но, к сожалению, Россия выбрала свой путь: нам не удается ни сохранить облик города, ни обеспечить комфорт передвижения из-за дорожных ошибок.

«В России до сих пор существует миф, что чем шире дорога, тем больше автомобилей сможет по ней проехать. Это не так, поскольку в результате автомобилистам приходится затрачивать больше времени на перестроение. Кроме того, считается, что если мы уберем светофоры на трассах, то будет обеспечена высокая пропускная способность. Чтобы это произошло, между автомобилями должна быть достаточная дистанция, на практике ее нет», - говорит Е.Решетова.

По мнению эксперта, Петербургу надо двигаться ближе к европейскому пути, который предполагает решение транспортных проблем за счет развития общественного транспорта, замещения поездок работой из дома, а также использования автомобилей общественного пользования.

В условиях бюджетного дефицита развитие дорожно-транспортной сети — непростая задача. Однако Е.Решетова отметила, что ограниченные средства должны стимулировать на поиск оптимального и максимально эффективного способа упростить и сократить время передвижения человека по городу. «Ограниченный бюджет просто оставляет меньше шансов на ошибку, но не должен останавливать развитие», - подчеркнула она.

Когда в товарищах согласья нет

Решение вопросов дорог и социальной инфраструктуры в последние пару лет усложнилось и для девелоперов. Комплексное освоение территорий – весьма привлекательное, но вместе с тем затратное мероприятие для любой компании строительного рынка. Чтобы проект заработал – необходимо сплотить интересы города, девелоперов и жителей, которые зачастую противоположны. Первая сторона желает получить социальные объекты и дороги, вторая - добиться рентабельности проектов, третья - решить жилищные вопросы и совершить выгодную покупку.

«Поэтому на данный момент концепция общественного согласия является ключевой», - подчеркнул Владимир Ефремов, директор проектов «СПб Реновация».

При этом обвинять девелоперов в том, что они не строят всю необходимую инфраструктуру, по сути, превращая новые кварталы в обычные спальные районы, не стоит, считает Николай Пашков, генеральный директор Knight Frank SPb. Во-первых, на сегодня в городе темпы строительства жилья превышают темпы ввода социальных объектов, а во-вторых, эти затраты будут заложены в стоимость квадратного метра.

За помощью - к городским властям

Пока в Петербурге реализованы два крупных проекта комплексной застройки – «Северная долина» и «Балтийская жемчужина». Отвечая на вопрос, а нужны ли вообще такие проекты, Игорь Креславский, председатель правления Группы компаний "РосСтройИнвест, ответил утвердительно. Но все как всегда упирается в финансирование инфраструктуры. Поэтому, чтобы нивелировать экономические риски инвесторов, необходимо обеспечить синхронизацию работы властей и застройщиков, подчеркнул Креславский.

Коммерческий директор компании «Главстрой-СПб» Алексей Гусев высказал мнение, что именно инфраструктурная часть проекта застройки должна осуществляться при поддержке города. Если школы и детсады - это и так серьезная нагрузка на девелопера, то дорожно-транспортная инфраструктура просто сделает проект нерентабельным, отметил эксперт.

При этом среди вышеназванных проблем застройки господин Ефремов выделил еще одну: это отсутствие комплексности, единого мастер-плана для осваиваемой территории, который должен разрабатывать муниципалитет, как это происходит в Америке и странах Европы. В этом случае представители бизнеса получают понятные условия и гарантии, а территории дороги и общественные зоны.

Андрей Исаев, зампредседателя комитета по строительству Смольного, согласился, что превалирующая роль по планированию должна быть у города, но для этого нужно вести совместные дискуссии, «почаще заглядывать в Генплан, обсуждать корректировки». Кроме того, по его словам, вице-губернатором Маратом Оганесяном, уже поставлена задача по синхронизации сроков строительства инженерной и социальной инфраструктуры в городе. При этом чиновник отметил, что если земля находится в частной собственности, а не в аренде, то строительством социальных объектов должен заниматься бизнес.

Не по карману

Любопытно, что за всеми разговорами о необходимости комплексного освоения территории, участники дискуссии задались вопросом: а кому это надо и кто готов платить за свой комфорт? Так, Петр Кузнецов, директор «Конфидент», отметил, что на сегодня у качества застройки нет явных интересантов. Сейчас главным критерием на рынке жилья, где большую долю занимает эконом-класс, является цена. Порядка 10% приходится на комфорт и 2-4% на элит. «Поэтому качественные изменения в такой структуре вряд ли произойдут так быстро. Это долгий процесс», - резюмировал эксперт.

Плотникова Екатерина

Партнеры форума: Центр градостроительных компетенций РАНХиГС при Президенте РФ , НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, НП "Объединение строителей Санкт-Петербурга", компании NCC, "Главстрой-СПб", "Прокси Центр", СК "РосСтройИнвест", "СПб Реновация", Бутик-отель Golden Garden, компания Simple, автомобильные партнеры – автоцентры "ОЛИМП" и "Авто ПУЛКОВО" - официальные дилеры Mercedes-Benz.