Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область ,  
0 

Нефасадный Петербург: кто захватил городские набережные

Если хотите познакомиться с не фасадным Петербургом, посмотрите на город с воды за пределом "открыточных" маршрутов. Самые не парадные - захламленные, заржавленные или просто заброшенные - участки города находятся на берегах Невы и притоков. Нужно совершить речную прогулку вдоль не парадных набережных Северной Венеции, чтобы увидеть и прочувствовать, каким колоссальным резервом обладает Петербург.
Фото: Юлия Давыдова
Фото: Юлия Давыдова

Если хотите познакомиться с не фасадным Петербургом, посмотрите на город с воды за пределом "открыточных" маршрутов. Самые не парадные - захламленные, заржавленные или просто заброшенные - участки города находятся на берегах Невы и притоков. Нужно совершить речную прогулку вдоль не парадных набережных Северной Венеции, чтобы увидеть и прочувствовать, каким колоссальным резервом обладает Петербург.

"Нефасадный Петербург: вид с воды" - градостроительная дискуссия под таким названием прошла в рамках VI Форума "Будущий Петербург" . В ней приняли участие урбанисты, архитекторы, журналисты Москвы и Петербурга . Маршрут , разработанный генеральным директором Института «Урбаника» Антоном Финогеновым, составил более 20 километров, его прохождение на быстроходном теплоходе заняло более 2 часов. За это время и расстояние "я увидел на набережных 5 человек" , - поделился с коллегами московский урбанист Святослав Мурунов.

Пресноводное побережье, потенциально лучшие места в Петербурге, сегодня ни в какой степени не принадлежит горожанам. Набережные заблокированы либо промышленными объектами, либо автомобильным транспортом, - пожалуй, это первый и главный вывод , который следует из этой экскурсии. Второй вывод, тоже немаловажный, озвучил по итогам поездки вице- президент Московского союза архитекторов, профессор МАРХИ Михаил Хазанов. "Прекрасно, Петербург не успели испортить!" - сказал он.

Нефасадный Петербург: кто захватил городские набережные
Фото Юлии Давыдовой

Действительно, девелоперскому бизнесу, как и горожанам, берега пока, по большому счету, не принадлежат - новыми проектами освоены только локальные участки. Это значит, что петербургские земли не до капитализированы многократно, но и не испорчены безвозвратно. Есть возможность осмыслить, как гармонично обустроить , возможно, главные территории Петербурга. Не случайно пресноводный вотерфронт - красная нить дискуссий "Будущего Петербурга" в текущем году.

Маршрут пролегал от Арсенальной набережной по Неве вдоль Свердловской и далее Малоохтинской набережной, затем обратно вдоль Синопской и Смольнинской набережной и далее по Большой и Малой Невке в строну Маркизовой лужи (часть Финского залив до Кронштадта - залив Невская губа).

Эксперты называли петербургские набережные «неживыми», «заброшенными», «бетонными» и «пустынными», вот только «зелеными» и «прекрасными» - ни разу.

Дискуссии о воде

Долгое время набережные города несли на себе чисто хозяйственную функцию, однако попытки благоустройства предпринимались как в царское время, так и советское, нашлись примеры waterfront девелопмента и в наши дни. Вот только благоустроенных набережных, созданных для людей и сочетающих в себе общественную и деловую функции, в городе на воде оказалось найти совсем непросто. За пределами парадного Петербурга примером может служить лишь отрезок Свердловской набережной, что показательно для периода советской застройки. Там имеется достаточно большой отступ от проезжей части и есть озеленение. «Это одна из самых гуманных набережных в Петербурге», - отмечает А. Финогенов. Все же попытки благоустройства набережных последнего времени сводятся к созданию беспрерывного автомобильного движения в шесть или восемь полос без пешеходных переходов и совсем недружелюбными узкими бетонными полосками вдоль проезжей части, отмечают эксперты.

Нефасадный Петербург: кто захватил городские набережные
Фото Юлии Давыдовой

В ожидании

С воды также открываются обширные виды бывших промышленных территорий. Многие из предприятий прекратили свою деятельность еще в середине 90-х гг. и до настоящего времени прибывают в состоянии ожидания. Сначала их переводили из разрешенной зоны промышленной застройки в деловую, а теперь уже из деловой в жилую. Как показала поездка, большинство проектов вдоль воды — именно жилые. Исключением, пожалуй, стали офисы корпораций, которые несут в себе деловую функцию, например офис Транснефти на Арсенальной набережной, постройки 2013 года, и те проекты 2000-х, когда промышленные территории активно начали использовать для строительства бизнес-центров. К этому периоду относятся штаб-квартиры Лукойл Северо-Запад, построенных торгово-деловых комплексов «Авеню» (М. Мамошин) и «Ривер Хауз» и БЦ «Линкорн» (Н.Явейн), БЦ «Акватория» , кстати - один из первых примеров делового редевелопмента в городе конца 1990-х годов.

Отличительной чертой попыток редевелопмента территорий, прилегающих к воде последнего времени, становится укрупнение. Так, если раньше это были отдельные здания, потом жилые комплексы, то по мере отдаления в сторону залива все чаще стали встречаться застройка целых жилых кварталов. Наиболее масштабными проектами освоения территорий — Лахта-центр и Морской фасад, территория Крестовского острова. Будущий судебный квартал на территории Тучкова буяна тоже отвечает этой тенденции.

Ментальные связи

Вода так и не стала для Петербурга путем передвижения по городу, однако реки и каналы выполняют несколько иных функций.

Вид на воду для Петербурга - это обязательный критерий элитной жилой недвижимости. Кстати, первый элитный дом в Петербурге появился прямо напротив небезызвестного здания Крестов — на наб. Робеспьера в середине 90-х годов, что породило в свое время немало шуток о ментальной связи первых жителей и постояльцев Крестов. Участок Арсенальной набережной, где располагается следственный изолятор, московские эксперты посчитали наиболее интересно организованным и цельным. Стоит напомнить, что в скором времени, пенитенциарная функция из этого здания уйдет — под Петербургом строится новое здание следственного изолятора. Пока власти не утвердили, кто станет новыми обитателями Крестов - рассматриваются версии от креативного кластера до офисов.

Вид с воды позволяет увидеть очевидные градостроительные ошибки — ЖК «Аврора» и «Монблан», которые превысили предельную этажность и просматриваются со всех точек. По словам, А. Финогенова, дома так и не были полностью заселены. «Если доживем до момента, когда начнется работа над ошибками, то начинать надо именно с этих объектов», - говорит он.

Нефасадный Петербург: кто захватил городские набережные
Фото Юлии Давыдовой

В перспективе

Пока набережные Петербурга страдают от непрерывного движения и монофункциональности, в городе готовится сразу несколько новых проектов, не радующих своей новизной - набережные, по-прежнему, стремятся отдалить от пешехода, создав непрерывное движение по ним. Примером является проект продолжения Обводного канала в сторону центра.

Однако, есть и резервы для альтернативного развития набережных. Например, территория Лопухинского сада. Сейчас идет борьба за возможность строительства продолжения Аптекарской набережной по территории сада. Как отметил А. Финогенов, строить продолжение трассы надо, но с учетом общественной функции.

Другим заповедником жилого строительства и активом редевелопмента территории, по мнению экспертов, является территория, освобождаемая Водоканалом в излучине Невы за Смольным собором. Перспективным является и участок, ранее предполагаемый под строительство Охта центра.

Другими проектами, которые могут дать городу километры обустроенных набережных, могут стать Лахта-центр и судебный квартал. В первом случае набережная растянется на 8 км. Она протянется от оси стадиона и закончится около временного здания, где в настоящее время строится копия первого парусного судна Российской империи, построенное в свое время Петром I, - «Полтава». После завершения строительства в 2016г. корабль расположится на восточной границе земельного участка и будет открытым общедоступным музеем.

Судебный квартал на территории Тучкова буяна в самом центре города, по проекту архитектора Максима Атаянца, даст городу благоустроенную городская набережную, протяженностью около 2,5 км.

Морское будущее

По мнению представителей девелоперского сообщества, возможность Петербурга недореализованы, поскольку он является самым притягательным центром Балтики, но с моря он выглядит не так как должен выглядеть самый красивый город. При этом та работа, которая уже проведена по девелопменту территорий, требует переделки.

Сформировать новый облик Петербурга с воды в ближайшее время смогут завершение строительства стадиона на Крестовском, строительство сразу двух вантовых мостов на участке ЗСД, Морской фасад и проект Лахта-центра.

Нефасадный Петербург: кто захватил городские набережные
Фото Юлии Давыдовой

Последний, по мнению экспертов, несмотря на спорность эстетики, сможет сформировать новый центр притяжения. Ежедневно в Лахта-центр будут приезжать до 12 тыс человек, создавая реверсивное движение по отношению к центру и позволит развить альтернативные автомобильному виды транспорта в этом районе - легкорельс и метро.

"Перенос башни-небоскреба с Охты на Лахту — это несомненный выигрыш для города. Выводя за пределы центра крупные многофункциональные проекты, Петербург получить возможность разбить свою моноцентричную систему, - говорит Михаил Хазанов. - Городу в целом надо обратить внимание на то, что что происходит с рекой, с набережными. Здесь есть уникальная возможность создать общественные зоны у воды. Сейчас видно, что многие девелоперы пытаются приблизить к Неве – это желание понятно. Но надо им объяснять, что если отдать первую линию под парки и зоны отдыха, то можно получить не просто конкурентное преимущество своего жилого проекта, но больше квадратных метров на второй линии, где больше свободы в высотности зданий, их протяженности".

Зарубина Ольга

Партнеры форума: Центр градостроительных компетенций РАНХиГС при Президенте РФ , НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, НП "Объединение строителей Санкт-Петербурга", компании NCC, "Главстрой-СПб", "Прокси Центр", СК "РосСтройИнвест", "СПб Реновация", Бутик-отель Golden Garden, компания Simple, автомобильные партнеры – автоцентры "ОЛИМП" и "Авто ПУЛКОВО" - официальные дилеры Mercedes-Benz.

Кредит наличными от 

БАНК ВТБ (ПАО). ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ БАНКА РОССИИ № 1000. РЕКЛАМА. 0+

Ставки по кредиту ниже

от 30 тыс. до 40 млн ₽

Оставьте заявку онлайн

Оформить прямо сейчас

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 26 апреля
EUR ЦБ: 98,71 (-0,2)
Инвестиции, 25 апр, 16:51
Курс доллара на 26 апреля
USD ЦБ: 92,13 (-0,37)
Инвестиции, 25 апр, 16:51
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным Pro, 08:07
В Северной Корее прошли испытания новой системы РСЗО Политика, 08:03
ФНС решила обанкротить развивавшуюся ранее «Билайном» сеть «Ноу-хау» Технологии и медиа, 08:01
Аршавин оценил дерби «Спартака» против ЦСКА Спорт, 08:00
WSJ сообщил о новых санкционных рисках из-за закона США о помощи Украине Политика, 07:57
Постпред России назвал «финальным аккордом» резолюцию ЕП о выборах Политика, 07:48
Над Белгородской областью сбили два снаряда «Ольха» Политика, 07:42
Онлайн-курс Digiital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
«Зенит» захотел выручить от будущего контракта с букмекером до ₽2 млрд Спорт, 07:30
На Сахалине водитель снес памятники и проехал по могилам на кладбище Общество, 07:09
Во ВШЭ описали пути выхода из «лабиринта санкций» Экономика, 07:00
«Турецкий Илон Маск». Почему Байрактара называют преемником Эрдогана Pro, 07:00
AP сообщило об отводе ВСУ танков Abrams из-за российских дронов Политика, 06:46
Жительница Владивостока впала в кому после операции и умерла Общество, 06:35
Крупные банки усилили блокировку карт подставных лиц мошенников Финансы, 06:00