Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
«У нас нет ожиданий пузыря»: Дмитрий Шевченко — об отсрочках в ретейле Pro, 15:54  Как открыть агентство недвижимости с оборотом 1 млрд руб. в месяц РБК Стиль и Henderson, 15:41 Самолет с премьером Болгарии аварийно приземлился в Софии Общество, 15:35 Число неподтвержденных транзакций в сети Bitcoin выросло на 8700% Крипто, 15:30 Следственный эксперимент с обвиняемым в убийстве Соколовым. Фоторепортаж Общество, 15:24  Верзилов назвался издателем Meduza Общество, 15:21 Дюков сообщил о несогласованном с РФС выпуске Adidas формы сборной России Спорт, 15:20 Тренды здорового образа жизни будущего: во что вкладывают богатые РБК и Райффайзенбанк, 15:12 Глава внешней разведки предсказал СНВ-III «печальную судьбу» ДРСМД Политика, 15:11 Главным редактором «Новой газеты» вновь избрали Дмитрия Муратова Технологии и медиа, 15:09 РФС предложил Черчесову продлить контракт со сборной России Спорт, 15:07 Нечеловеческая комедия: лучшие фотографии конкурса Comedy Wildlife Awards Стиль, 15:05 Экс-доцента вывели на следственный эксперимент в шлеме и бронежилете Общество, 15:02 Российских судей назначили на два отборочных матча Евро-2020 Спорт, 15:01
С.-Петербург ,  
0 
Коллеги Жореса Алферова: «Он совершил революцию в образовании»
Лауреат Нобелевской премии по физике, академик Жорес Алферов. (Фото: Павел Маркин/Интерпресс)

Сегодня, 5 марта, в Санкт-Петербургском научном центре РАН на Университетской набережной состоится церемония прощания со знаменитым ученым, лауреатом Нобелевской премии Жоресом Алферовым, который скончался 1 марта на 89-м году жизни. Ученый будет похоронен на кладбище в Комарово.

Коллеги Жореса Ивановича рассказали РБК Петербург о его вкладе в науку и уникальном подходе к образованию.


Андрей Рудской, ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого:

«Это огромная потеря не только для Санкт-Петербурга и России, но и для всего мирового научного сообщества. Мы потеряли одного из представителей славного созвездия выдающихся деятелей отечественной науки и культуры, которые в целом повлияли на развитие цивилизации в XX—XXI вв. Я имею в виду его ядерные проекты, освоение космоса, труды в области физики полупроводников, которые стали основанием для создания всего информационного общества в России. Это и лазеры нового поколения, и целый ряд совершенно новых измерительных приборов. Но основным результатом его научной работы, конечно, стала связь — сегодняшняя мобильная связь, сегодняшнее цифровое телевидение.

Я бы хотел отметить вклад Жореса Алферова и в образовательное пространство. Более 20 лет назад на площадке политехнического университета он основал физико-технический факультет, где по сей день ведется подготовка специалистов в области физики полупроводников, фотоники, средств оптической связи, информационных технологий. Он создал целую школу ученых, которая продолжает дело своего замечательного учителя, отдавая все силы и талант для процветания отечественной науки и образования. И, конечно, этот факультет был своеобразной предтечей Академического университета (Санкт-Петербургский национальный исследовательский Академический университет Российской академии наук — ред.) — мы выступили в роде своеобразной образовательной и научной площадки под последующую реализацию этого проекта.

«Основным результатом его научной работы стала связь — сегодняшняя мобильная связь и сегодняшнее цифровое телевидение»

Кроме того, именно Жорес Иванович создал совершенно неповторимый и выдающийся физико-технический лицей при университете. По сути он уже 20 лет назад создал и реализовал систему непрерывного образования от школьной скамьи до выпуска готового физика-теоретика или физика-практика. Он брал в лицей на очень высоких конкурсных условиях талантливых ребят, причем не только из Петербурга, но и со всей России. Их обучали опытные, маститые ученые: и академики, и профессора, и доценты. После этого около 80% выпускников лицея приходили на бакалавриат в наш политехнический университет (в Академическом университете не было бакалавриата — ред.), а затем полной командой поступали в Академический университет.

Буквально только родившийся вуз победил в конкурсе на звание национально-исследовательского университета (таких не так много — чуть больше десятка в России). Причем время основания университета было сложное не только в академической среде, но и в стране в целом. После дефолта 1998 года прошло всего четыре года (официально Академический университет основан в 2002 году — ред.), мы толком не оправились. Но знания Жореса Ивановича, его внутренняя глубокая убежденность, вера в правоту позволили убедить и первое лицо государства, и правительство в необходимости основания и строительства вуза.

«По сути он уже 20 лет назад создал систему непрерывного образования от школьной скамьи до выпуска готового физика-теоретика или физика-практика»

Я уверен, что и университет, и лицей перенесет эти тяжелые дни, эту невосполнимую потерю — лицей будет и дальше развиваться и выпускать замечательных лицеистов для вузов Санкт-Петербурга, а университет — физическую элиту страны».


Андрей Липовский, профессор, доктор физико-математических наук, ученый секретарь Санкт-Петербургского академического университета:

«Пожалуй, самая сильная идея Жореса Алферова — концепция сплошного образования от школы до аспирантуры. Она заключалась в том, что все основное закладывается на этапе школы — интерес к предмету, интерес к физике, интерес к науке. Концепция непрерывного образования позволяет существенной части выпускников физико-технического лицея поступать в начале на технический факультет (политехнического университета — ред.), потом — в Академический университет, потом — в аспирантуру. Причем зачастую это происходит в пределах одного и того же здания.

Во-вторых, он создал уникальный подход в выборе преподавательских кадров, опять же, начиная со школы. Идея заключалась в том, чтобы к преподаваемым дисциплинам привлекались ведущие специалисты соответствующей области из того же физико-технического факультета или других организаций — например, Физико-технического института им. А.Ф. Иоффе. То есть люди преподают то, чем занимаются профессионально. Зачастую это научные работники, которые в преподаваемых областях сами ведут исследования — это ученые мирового уровня.

Также по идее Жореса Ивановича, студенты на старших курсах могут совмещать учебу с работой в лабораториях, что вовлекает аспирантов в научные проекты, которые ведут сотрудники университета. Непрерывное образование в сочетании с уникальными преподавательскими кадрами отличает Академический университет от других учебных заведений страны.

«Идея заключалась в том, чтобы к преподаваемым дисциплинам привлекались ведущие специалисты соответствующей области»

Основной научный вклад Жореса Алферова связан с изучением полупроводниковых гетероструктур — это то, за что он получил Нобелевскую премию. В нашей жизни гетероструктура используется всюду, начиная от мобильных телефонов, полупроводниковых лазеров и кончая использованием солнечной энергии.

Последние годы он в большей степени занимался руководством университетом — это очень тяжелая ноша, с учетом его работы в Госдуме РФ (Жорес Алферов — депутат Госдумы семи созывов — ред.) и руководства Санкт-Петербургским научным центром. Жорес Иванович также продолжал организовывать лекторий. Это совершенно уникальная структура в академическом университете, в рамках которой по пятницам раз в две недели ведущие специалисты, лауреаты Нобелевской премии, выдающиеся ученые читали совместные лекции и студентам, и школьникам, и преподавателям. Он и сам иногда читал лекции о развитии проводниковой электроники и атомном проекте.

То, что сделал Жорес Алферов, будет и дальше развиваться, без этого невозможно. Эти знания важно сохранить, потому что они определяют будущее страны, особенно развитие информатики и вычислительной техники».

Справка

Жорес Алферов родился 15 марта 1930 года в Витебске. Его старший брат погиб на фронте, а сам он провел войну в эвакуации с родителями. После окончания школы в Минске он был принят без экзаменов на факультет электронной техники Ленинградского электротехнического института имени В.И.Ульянова (Ленина) (ЛЭТИ). В 1953 году начал работать в Физико-техническом институте имени А.Ф.Иоффе. В 1961 году он защитил кандидатскую диссертацию, а в 1970-м стал доктором физико-математических наук. С 1987 по май 2003 гг. Алферов был директором ФТИ.

Написал более 500 научных работ и свыше 50 изобретений. В 2000 году академик стал лауреатом Нобелевской премии за разработки в полупроводниковой технике, разделив награду с немецким физиком Гербертом Кремером.

Жорес Алферов умер 1 марта на 89-м году жизни. Причиной смерти академика стала острая сердечно-легочная недостаточность.

Задайте вопрос Владимиру Мединскому
Министр ответит в прямом эфире 22 ноября на самые популярные вопросы читателей РБК