Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Меркель сообщила об отсутствии диалога между Хафтаром и Сарраджем Политика, 22:48 Лавров оценил результаты конференции по Ливии Политика, 22:34 В Госдуме главе Чувашии посоветовали извиниться за слова о журналистах Общество, 22:03 Участники конференции по Ливии договорились о плане по урегулированию Политика, 21:52 «Ливерпуль» оторвался от «Манчестер Сити» на 16 очков в чемпионате Англии Спорт, 21:32 Эрдоган и Помпео покинули конференцию по Ливии Политика, 21:28 Украинские пограничники не пропустили четырех российских актеров Политика, 21:13 Джонсон назвал Путину условие для нормализации отношений Политика, 21:12 Путин, Эрдоган и Джонсон приехали в Берлин обсудить Ливию. Фоторепортаж Политика, 21:05  CNN раскрыл содержание итогового коммюнике конференции в Берлине по Ливии Политика, 20:45 В Калининградской области мужчина сломал шею при прыжке в купель Общество, 20:43 Медведев прокомментировал введение должности зампреда Совета безопасности Политика, 20:29 Три автомобиля столкнулись на Волгоградском проспекте в Москве Общество, 20:19 Команда дивизиона Боброва стала победителем Матча звезд КХЛ Спорт, 20:17
С.-Петербург ,  
0 

В Петербурге резко вырос спрос на экологичный транспорт

Фото: pixabay.com

Вслед за многими европейскими и мировыми столицами мода на самокаты захватила и Петербург, где спрос на это средство передвижения только по итогам летнего сезона 2019 года вырос в несколько раз. В других городах мира власти удачно используют новый тренд для снижения нагрузки на общественный транспорт, дороги и экологию. В Петербурге внезапно возникшая мода на самокаты пока лишь создает новые проблемы и новые зоны конфликта. Однако стихийное развитие этого вида транспорта дает городу шанс постепенно переосмыслить саму концепцию перемещения в городской среде.

Кикшеринг на дожде

Власти Сингапура, Сан-Франциско и Стокгольма разрабатывают законы, которые будут регулировать деятельность игроков рынка шеринга самокатов и электросамокатов — кикшеринга. В Петербурге этот рынок проходит раннюю стадию формирования. На сегодня в городе работает порядка десяти сервисов по прокату электро- и обычных самокатов. Наиболее крупные игроки — Pauri, RentGo, «Покатушкин», RentBike.

Федеральные игроки, начавшие развитие кикшеринга, — YouDrive и «Делимобиль», пока не планируют запуск сервиса в Петербурге. Одна из причин, как говорил ранее РБК представитель «Делисамокат» (кикшеринговое подразделение «Делимобиль»), — слишком дождливый климат. Тем не менее планы по развитию в Северной столице имеет компания Samocat Sharing калининградского предпринимателя Василия Быкова. Сервис работает с 2016 года и уже представлен в 12 городах России и Европы, включая Хельсинки. «Ключевым фактором запуска в городе является отношение властей к новому виду транспорта и готовность выдавать места под установку станций, а также наличие партнера, готового финансово вложиться в систему «Самокат Шеринг» и организовать бесперебойный сервис», — отмечает Василий Быков. Сервис развивается в городах по франшизе.

Пока ниша практически свободна, но игроки рынка говорят о его внушительном потенциале: спрос на самокаты в городе растет. «Год назад увеличился спрос на обычные самокаты, электро- шли вдогонку. Но в этом году гаджеты значительно лидируют по количеству договоров», — говорит управляющий сервисом по прокату RentGo Максим Ершов. В целом, по его словам, спрос на шеринг электросамокатов в Петербурге в 2019 году увеличился в 2-3 раза.

По оценкам участников рынка, спрос на шеринг электросамокатов в Петербурге в 2019 году увеличился в 2-3 раза.

Схожие цифры приводит гендиректор сервиса шеринга вещей Pauri Андрей Тараненко: «Спрос в нашем сервисе на шеринг электросамокатов в 2019 году увеличился на 200%. Востребованность растет быстро, потому что распространяется шеринговая мода».

Предпочтения и ограничения

Пока сервис аренды самокатов в Петербурге развит недостаточно, спрос на них многие горожане удовлетворяют за счет покупки собственной техники. По данным Avito, продажи самокатов в Петербурге по итогам 2018 года выросли более чем в 1,5 раза, а электросамокатов — более чем в 2,5 раза по сравнению с 2017 годом. Аналитики «Яндекс. Маркет» отмечают, что весной 2019 года спрос на самокаты был на 90% выше, чем в аналогичный период годом ранее. При этом около 35% спроса на самокаты приходится на модели с электродвигателем.

Электросамокат в несколько раз дороже обычного, и цена на него продолжает расти. В первом полугодии 2019 года обычный самокат в Петербурге стоил в среднем 5 тыс. руб., электросамокат — 20 тыс. руб. Цена детских самокатов составляла в среднем 2 тыс. руб.

Электросамокаты имеют сезонные ограничения в использовании. На них рекомендуется ездить с апреля по октябрь. Это связано с тем, что гаджет не переносит влажность, так как расположенная внизу корпуса батарея не герметична и при контакте с водой может произойти замыкание. Воздействие морозов приводит к быстрой разрядке батареи, говорят эксперты.

Молодежь до 60 лет

Ярко выраженная сезонность использования создает благоприятные условия для развития рынка кикшеринга. По словам Андрея Тараненко, многие хотят попробовать самокат перед покупкой, но после использования приходят к выводу, что проще брать гаджет в аренду. «Люди понимают, что это не всепогодная техника, а в хорошую погоду проще сходить взять в аренду, нежели покупать. Также эта техника ломается, причем поломки различного плана, постоянно приходится что-то чинить, человек не хочет брать это на себя», — полагает гендиректор сервиса шеринга вещей Pauri.

Прокат электросамоката в сутки стоит в Петербурге от 1100 до 1600 руб., за два часа — около 500 руб. Цены на обычный самокат значительно ниже. Суточная аренда обойдется около 500 руб.

В основном самокаты выбирают люди в возрасте 25-35 лет. Некоторые игроки называют возрастной диапазон 20-60 лет. Как отмечает Максим Ершов, значительная доля пользователей — люди пожилого возраста. «Если мы говорим про электросамокаты, то мы должны понимать, что их использует платежеспособное население. У школьников вряд ли будут такие деньги на шеринг», — говорит он.

В Петербурге двухколесный микротранспорт пользуется спросом не только у местных жителей, но и у туристов. «Людям удобно осматривать город — не важно, на обычных самокатах или на электросамокатах. Его можно взять на целый день и минуя пробки посмотреть основные достопримечательности», — отмечает управляющий сервисом по прокату RentGo.

Инфраструктурная проблема

Несмотря на бурный рост числа самокатов в Петербурге, места, где они могут ездить, не создавая помех окружающим, до сих пор не определены. Согласно действующим правилам дорожного движения, владельцы самокатов приравниваются к пешеходам и должны ездить по тротуарам. Однако эта норма не учитывает существования электросамокатов, скорость которых может достигать 50 км/ч. Появление такого транспорта на тротуарах или на дорогах общего пользования ставит в опасность в первом случае пешеходов, во втором — самих пользователей электросамокатов, полагает руководитель движения Let’sKick Санкт-Петербург Александр Гуськов.

Несмотря на бурный рост числа самокатов в Петербурге, места, где они могут ездить, не создавая помех окружающим, до сих пор не определены.

Отдельная проблема — дефицит мест для хранения такой техники и сложность контроля за пользователями сервиса. В некоторых городах мира власти даже были вынуждены искусственно ограничивать развитие кикшеринга. Так поступила, например, мэрия Сан-Франциско, где горожане жаловались на разбросанную повсюду технику, которая препятствовала передвижению и даже приводила к травмам. Власти в итоге ввели тестовый период и ужесточили правила хранения электросамокатов и передвижения на них. Число кикшеринговых компаний было ограничено до пяти, им выставили плату за право работать в городе. По окончании тестового периода число электросамокатов планируется постепенно увеличивать.

В Петербурге пользователи самокатов и электросамокатов дефицит инфраструктуры компенсируют за счет велодорожек (их в городе не более 107 км) и тротуаров, что нередко приводит к конфликтам с другими участниками движения.

Окно возможностей

Между тем эксперты отмечают, что, воспользовавшись популярностью самокатов, городская власть могла бы решить целый ряд важных проблем. Например, полагает аналитик движения «Транспорт и горожане» Арсений Афиногенов, двухколесный микротранспорт открывает перед Петербургом возможность деавтомобилизации. «Сейчас дороги не выдерживают такой поток автомобилей. Думаю, по-прежнему останутся места, где будет удобнее ездить только на автомобилях. Но если бы была создана соответствующая инфраструктура, часть автомобилистов могла бы пересесть на самокаты», — говорит Афиногенов.

Эксперты отмечают, что, воспользовавшись популярностью самокатов, городская власть могла бы решить целый ряд важных проблем.

В свою очередь, соучредитель «Института территориального планирования «Урбаника» Александр Холоднов отмечает, что микротранспорт открывает новые возможности для жителей спальных районов. Горожане могли бы использовать самокаты для трансфера от дома до метро. «Если бы город создал условия для безопасных парковок в виде ящиков или, наоборот, сервиса недорогого проката, где можно у метро парковать эти устройства, это бы значительно повысило уровень комфорта людей, живущих в спальных районах на значительном удалении от станций метро. Большая часть тех, кто ездит на работу на автомобилях, могла бы пересесть на метро за счет этой связки», — говорит Александр Холоднов.

Впрочем, эксперты признают, что в ближайшей перспективе Петербург едва ли адаптируется к новой моде и инфраструктура для самокатов вряд ли появится. «Велодорожки у нас строятся, но их по-прежнему нет. Мы уже сейчас в плане инфраструктуры отстаем от этого тренда и поспевать не будем. Будет у города желание — появятся новые дорожки. Но этого желания я на протяжении последних лет не вижу», — говорит Арсений Афиногенов. В этой ситуации пользователи самокатов и дальше будут вынуждены делить тротуары с пешеходами и велосипедистами.

Мировая практика

Активно кикшеринг развивается в США, капитализация местных компаний Bird и Lime оценивается инвесторами в $1 млрд. Не отстает и Скандинавия. Шведский кикшеринг Voi активно осваивает Европу и работает уже в 33 городах в десяти странах. Городские правительства в свою очередь оседлали моду на самокаты и работают с шеринговыми сервисами для решения проблемы «последней мили» — когда нужно добраться, например, от дома до транспорта или от метро до офиса.

В пресс-службе шведского шеринга Voi, который был открыт в августе прошлого года, рассказали, что рассматривают электросамокаты как дополнительный способ передвижения, который может быть использован в связке с другим транспортом. «С самого первого дня мы работаем в партнерстве с городами, чтобы наш сервис оказывал положительное влияние и помогал городам достигать своих экологических целей», — уточняют в пресс-службе Voi. Кикшеринговая компания изначально вводит меньший парк самокатов, подходящий для данного города, а когда видит, что спрос на прокат растет, расширяется. «Количество электросамокатов на душу населения определить сложно, так как это число варьируется от города к городу. Но в Стокгольме на почти 1 млн горожан у нас около 2 тыс. электронных самокатов», — поясняют в пресс-службе Voi. Как говорят в сервисе по прокату, в городе должно быть не менее 100 тыс. человек, чтобы компания открыла там свою точку проката.

За год существования шведский кикшеринг также столкнулся с проблемами. «В некоторых городах было сопротивление на появление самокатчиков на улице. Мы в свою очередь пытаемся объяснить ценность и возможности, которые наши самокаты приносят пассажирам и туристам. Мы рассматриваем это как постоянный процесс «образования», — объясняют свою позицию в компании Voi.

Цена поездки

Сервис кикшеринга Voi сейчас тестирует «динамический тариф»: плата за разблокировку устройства составляет 10 шведских крон и далее от 1 до 3 шведских крон в минуту в зависимости от спроса, времени суток и погоды.

В США стоимость разблокировки составляет в среднем $1, минута поездки — 15 центов.

Российские кикшеринговые компании предлагают электросамокаты за 250 руб. в час или 20 руб. за разблокировку и 5 руб. за минуту. Обычный самокат — от 2 руб. за минуту.

Эпоха следующего смартфона

Впрочем, многие эксперты полагают, что бурное повышение спроса на самокаты в России носит скорее временный характер. Как считает Александр Гуськов, инфраструктурный дефицит неизбежно привет к снижению популярности двухколесного микротранспорта. «Я недавно вернулся из Швеции, в Стокгольме по всему городу раскиданы шеринговые самокаты, даже весной такого не было. Но у нас дальше быстрыми темпами самокаты распространяться вряд ли будут, потому что инфраструктура не такая налаженная», — говорит Александр Гуськов.

Спрос на самокаты уйдет вместе с модой, уверен Александр Холоднов. «Рынок предложил эти устройства по доступной цене, и люди этим пользуются. Скорее всего, попользуются и в какой-то момент бум пойдет на спад. Я не ожидаю, что все на самокаты пересядут, отказавшись от велосипеда или от автомобиля», — говорит Холоднов.

Однако с таким прогнозом согласны не все. Так, Василий Быков уверен, что развитию тренда не помешает даже отсутствие инфраструктуры. «Люди сами делают свой выбор в пользу самоката. Ведь ничего не надо было делать, чтобы смартфоны победили кнопочные телефоны. Самокат — это следующий смартфон. Он будет у каждого. А тем, у кого не будет, будем мы давать в шеринг», — отмечает бизнесмен. По его словам, в следующем году Россию ожидает взрывной рост числа микротранспортных сервисов даже в небольших городах. «Так было когда-то в 90-х с маршрутками, так было в 2000-х с платежными терминалами, так будет и с микротранспортом в 2020-х», — прогнозирует Быков.

Справка:

Samocat Sharing открывает сервис в городах от 500 тыс. жителей. Минимальный размер сети в городе от 500 тыс. человек — 50 станций. Стоимость услуги определяется уровнем затрат на поддержание и инвестиционную окупаемость в три сезона. В перспективе трех лет пропорция шеринговых самокатов в городах с населением в полмиллиона человек может составлять 1 самокат на 100 жителей. Стоимость станции с 10 самокатами — от 396 тыс. руб.