Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Что известно о стрельбе в МФЦ в Москве. Видео Общество, 01:34
Зачем Ивановская область развивает коноплеводство РБК и Ивановская область, 01:33
На Украине завели дело против сайта «Миротворец» Общество, 01:12
«Милан» проиграл «Ливерпулю» и вылетел из еврокубков Спорт, 01:09
Госдеп заявил о готовности России в разы нарастить силы у границ Украины Политика, 01:04
Онлайн-саммит Путина и Байдена. Главное Политика, 00:44
Силовики пришли в ОВД «Гольяново» в Москве Общество, 00:37
Секреты атомного машиностроения: когда реальность круче мифов РБК и Атомэнергомаш, 00:20
В Кремле рассказали о шутках во время разговора Путина и Байдена Политика, 00:19
Путь Ангелы Меркель. Как она стала канцлером и главным политиком Европы Общество, 00:15 
В Кремле раскрыли договоренности Путина и Байдена Политика, 00:10
Путин и Байден обсудили Перл-Харбор и Вторую мировую войну Политика, 00:10
Россияне назвали героев и антигероев эпохи СССР Политика, 00:00
Госдеп США сообщил о возможности изолировать Россию от финансовой системы Политика, 07 дек, 23:48
Санкт-Петербург и область ,  
0 

Ретейл для среднего класса: новые стратегии на продуктовом рынке

После ограничения ввоза продукции из стран ЕС для ретейлеров, особенно работающих в сегменте middle и up-middle, встал вопрос: где найти новых поставщиков и как сохранить приток покупателей
Фото: Лэнд
Фото: Лэнд

В итоге рынок начал демонстрировать разнообразные модели поведения: от привлечения местных фермеров до апробации новых форматов торговли.

Выход за пределы премиума

Оператор супермаркетов для гурманов «Азбука вкуса» запускает новую сеть «АВ маркет», которая будет работать практически в одной ценовой нише с «Ашаном», пишет РБКdaily. Правда, пока только в Москве. Премиальный сегмент невелик, объясняет ретейлер свое решение, к тому же покупатели начинают экономить. Так, по данным ноябрьского исследования «Ромир», доля россиян, отказывающих себе в некоторых продуктах питания, выросла вдвое. Примерно во столько же сократилось и число тех, кто оценивает свой доход как достаточный, чтобы не экономить ни на чем: с 15% до 7%.

Эксперты видят в таком решении ретейлера неоднозначные последствия для бизнеса. Переход в демократичный сегмент опасен для премиальных брендов. Может случиться так, что покупатели перестанут ассоциировать сеть с премиум-классом и уйдут к конкурентам, говорит гендиректор агентства INFOLine Михаил Бурмистров и добавляет: «Это как если бы Jaguar начал выпускать малолитражки».

Малые спасут больших

Другим путем пошла петербургская сеть премиальных супермаркетов «Лэнд». В новых условиях ретейлер сделал акцент на работу с отечественными производителями. В 2013 г. доля прямого импорта в выручке петербургской сети премиальных супермаркетов «Лэнд» составляла 18%. С начала 2014 года «Лэнд» начал активно искать поставщиков среди отечественных производителей.

Основная проблема работы с небольшими хозяйствами — это нестабильность поставок. Фермерам сложно обеспечить постоянный объем продукции и его качество из-за множества факторов. Поэтому такое сотрудничество очень сложно организовать между фермерами и крупными ретейлерами, говорит руководитель аналитического агентства INFOLine в Петербурге Иван Федяков. Но для магазинов, работающих с middle и up-middle классом, такое ограничение может стать конкурентным преимуществом. «Мы никогда не гнались за большими объемами. Наша изюминка – оригинальная продукция, которая не представлена в крупных продуктовых сетях, - подтверждает генеральный директор сети супермаркетов «Лэнд» Илья Штром. – Именно поэтому нас заинтересовали предложения небольших хозяйств, которые производят качественную продукцию в ограниченном количестве». На сегодняшний день компания работает с 20 российскими поставщиками фермерской продукции. В частности, в торговой сети появилась продукция краснодарских фермеров. «Кроме того, мы начали работу с 10 хозяйствами из Ленинградской области, например, «Тригорской фермой», «Алеховщиной», «Благовитой» и другими. Фермеры поставляют нам различную продукцию: козье молоко, творог, сыр, йогурты, яйца, овощи, цыплят, телятину», - говорит И.Штром.

Еще одна сложность работы с небольшими фермерскими хозяйствами — сертификация продукции. В «Лэнде» рассказали, что оказывали консультационную помощь частным предпринимателям, все хозяйства смогли пройти сертификацию. «Единственный минус – иногда процедура оформления занимает много времени», - отметили в пресс-службе «Лэнд».

Цена вопроса

Как отмечают ретейлеры, их вполне устраивают цены, которые предлагают фермеры. «Фермерский продукт – это не штампованное производство. К тому же ручной труд всегда более затратный. Естественно, продукт стоит дороже», - отмечает И.Штром.

Фермерские хозяйства, в свою очередь, жалуются на жесткий торг со стороны сетевых магазинов. Коммерческий директор Сосновского фермерского хозяйства Руслан Федоров говорит, что работать с крупными сетями им не интересно: «Все ретейлеры хотят купить дешевле, а продать дороже, но при это они не дают зарабатывать производителю. Они выставляют в своих магазинах фермерскую продукцию, на которой зарабатывают явно более 100%, но платить за него поставщикам они не хотят. При работе с крупными ретейлерами наша прибыль составляет 20% без учета транспортных расходов». Кроме того, предприниматель рассказывает, что принципы работы у сетей одинаковы и для крупных производителей, и для мелких фермеров. «Выходя на потребителя напрямую или через небольшие специализированные магазины, мы получаем деньги сразу. В сети мы отдаем товар на реализацию и оплату получаем через несколько месяцев», - рассказывает Р.Федоров. «Пока рынок не позволяет нам диктовать условия. Должно что-то произойти, например, массовый дефицит, чтобы что-то сдвинулось на этом рынке», - говорит фермер.

Ольга Зарубина