Депутаты Петербурга возмутились сокращением расходов на метро и медицину
Во время обсуждения в Законодательном собрании Санкт-Петербурга проекта городского бюджета на 2024 год некоторые депутаты обратили внимание на динамику запланированных Смольным расходов. При том, что доходы бюджета растут, расходы по некоторым важным статьям сокращаются не только в относительных цифрах (в долях от общей суммы расходов в 2024 году), но иногда даже в абсолютных.
«Нас не может радовать тот факт, что расходы на медицину сокращаются более, чем на 1,5 млрд рублей», — заявил руководитель фракции КПРФ Роман Кононенко. По его словам, у фракции также «есть вопросы по выплате субсидий на услуги ЖКХ городским льготникам», которых сейчас более 900 тысяч человек. Заложенных в бюджете на эти цели около 12 млрд рублей может оказаться недостаточно, поскольку не ясно, как учтено в расчетах повышение тарифов с 1 июля 2024 года. Запланированные в бюджете субсидии на ЖКУ увеличиваются на 4,9 — 5,5% (по разным услугам), в то время как, по данным Минэкономразвития, инфляция в октябре 2023 года составила 6,4%, а в первой половине 2024 года увеличится до 8,3% и только к декабрю 2024 года снизится до 4,5%. И это при том, что уже в текущем году общая сумма выплат по этой статье сократилась на 1,6 млрд рублей, отметил депутат. Горожане, по его словам, жалуются на существенно сократившиеся выплаты.
«Мы еще раз обращаем внимание на то, что проект бюджета не учитывает фактическую инфляцию, а рассчитан исходя из прогноза инфляции на уровне 4,0 — 4,5%, — заявил Роман Кононенко. — А повышение ключевой ставки ЦБ до 15% делает этот прогноз еще более нереалистичным. При таких цифрах мы рискуем не выполнить даже то хорошее, что в бюджете заложено — качественное улучшение ситуации с обеспечением жильем льготников и существенное сокращение дефицита социальных объектов, на который так часто жалуются горожане. А программы кредитной поддержки промышленности теряют свой смысл, потому что с повышением ставки заложенный в программах процент субсидирования становится мизерным и не может сократить затраты промышленности на привлечение кредитных средств». Не решается, по мнению КПРФ, и проблема городской очереди на улучшение жилищных условий.
Руководитель фракции «Справедливая Россия — Патриоты — За Правду» Марина Шишкина обратила внимание на низкие, по ее мнению, темпы капремонта многоквартирных домов в историческом центре. Не устраивает фракцию и снижение в 2 раза объемов бюджетного финансирования капремонта городских дорог — несмотря на общее увеличение на 64% расходов на содержание дорог. Фракция недовольна замедлением строительства важных развязок. «Судьба путепровода до Краснопутиловской улицы до сих пор нам не ясна. Строительство этой жизненно важной для города развязки постоянно откладывается, в ответах профильных ведомств указывается, что раньше 2029 года дело до нее не дойдет, — недоумевает депутат. — При росте почти на 34% затрат на проект «Комфортная городская среда» все чаще возникают проблемы с качеством и продуманностью благоустройства городских скверов и парков. Вспомним Парк Авиаторов, который «поплыл» вместе с первыми осадками, Мартыновский сквер, где уже профинансированные работы было решено остановить в связи с протестом местных жителей».
В то же время в качестве положительных моментов она отметила увеличение затрат на улучшение жилищных условий горожан и на культуру; выплат на социальные нужды, в частности, увеличение почти на 32% доплат к пенсиям; почти на 35% увеличение выплат земельного капитала многодетным семьям и др.
Заместитель руководителя фракции «Яблоко» Борис Вишневский обратил внимание на то, что, вопреки предложению фракции увеличить финансирование строительства метро как наиболее важного для города вида транспорта, развитие которого «хронически отстает» от потребности, этого сделано не было — в 2024 году на эти цели выделяется столько же, сколько и в 2023 году (30 млрд руб.). При этом депутат заметил, что Москва при бюджете в 4 раза больше петербургского расходует на метро в 8 раз больше.
«Третий год подряд, несмотря на заявления о социальной направленности, падает доля расходов бюджета на социальную поддержку граждан. Сохраняется дефицит средств на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, пациенты ждут своей очереди зачастую по два года. В 2024 году запланировано увеличение таких расходов на 13%, но заявленная потребность медицинских учреждений значительно больше», — отметил Борис Вишневский.
Он сформулировал и другие проблемы, решение которых тормозится, по его мнению, слабым финансированием. Так, сохраняется проблема городских очередников, не имеющих льгот — некоторые ждут жилья более 40 лет (эту проблему отмечают и в КПРФ). «В 2023 году жилье получили 783 семьи. Еще около 5 тысяч семей получили другие виды содействия, но в очереди стоит 89 тысяч семей. Выводы легко сделать, — говорит депутат. — Из расходной части бюджета вообще исключена статья расходов на сбор особо опасных отходов, зато выделяется 290 млн рублей на «политруков» в школах — советников директоров по воспитанию».
Свои предложения по исправлению обнаруженных дефектов представители фракций пообещали внести в виде поправок ко второму чтению проекта бюджета, которое состоится через неделю.
Справка
Согласно проекту бюджета Санкт-Петербурга на 2024 год, доходы города должны составить 1,168 трлн рублей, расходы — 1,298 трлн рублей. Дефицит бюджета запланирован на уровне 129,7 млрд рублей. Резервный фонд правительства Санкт-Петербурга предусмотрен в объёме 50 млрд рублей ежегодно.
По словам губернатора, цель правительства города на ближайшую «трёхлетку» вернуться к устойчивому росту доходов. По плану, он составит 7-8%. Дефицит должен сократиться до 21,9 млрд.
Повтор публикации от 31.10.2023