Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область⁠,
0

Еда со стиркой в придачу: основатель igooods — о будущем доставки

РБК Петербург начал новый спецпроект — «Герои года. Энергичные люди». До конца года мы знакомим читателей с историями людей и компаний, сумевших в условиях «коронакризиса» проявить волю, находчивость, эмпатию — найти возможности для развития своего дела и помочь горожанам. Проект посвящен также обсуждению новых явлений, возникших на фоне пандемии, и тому, какое продолжение они получат.

Взрывной рост электронной коммерции и сервисов доставки продуктов — одно из таких явлений. Курьеры стали приметой весны 2020 года — наряду с бригадами врачей они передвигались по опустевшим улицам. Без служб доставки, успевших благодаря предпринимателям, сформироваться до пандемии, режим изоляции был бы в принципе невозможен. Генеральный директор компании «220 вольт» Алексей Федоров не без оснований предлагал установить в Петербурге памятник курьеру.

Однако ажиотажный спрос привлек на петербургский рынок новых сильных игроков и ужесточил конкуренцию, снижающую во многих случаях доходность бизнеса. Какое будущее ждет компании по доставке продуктов? Будет ли их рост продолжительным? Своим мнением на эту тему поделился с читателями РБК Петербург участник проекта «Герои года. Энергичные люди» Григорий Кунис. Он рассказал о «наступлении» федеральных игроков и объяснил, почему ожидает расширения аудитории и после пандемии.

Управляющий и сооснователь сервиса доставки продуктов igooods Григорий Кунис:

«При запуске сервиса в 2015 году ниша e-grocery была для российского рынка экзотикой. Аудитории для этой услуги в Петербурге практически не было: люди не знали о существовании сервисов доставки продуктов. Из конкурентов в Москве работали «Утконос» и Instamart, параллельно с igooods развивались SaveTime и GoLama.

Первые несколько лет сервис умеренно рос. Мы с братом Дмитрием Кунисом вложили в igooods 50 млн рублей, большая часть которых ушла на маркетинг. В 2016 году бизнес был pre-money оценен в 220 млн рублей. Сервис постепенно завоевывал аудиторию, и к 2017 оборот компании составил 372 млн рублей. В это же время сервис начал развивать франшизу, вышел в Москву и Казань. В 2018 году igooods провел первый раунд инвестиций и привлек 123 млн рублей от фонда SOL Ventures за долю в 24,6% (позднее фонд продал свою долю igooods). По сравнению с 2017 годом, в 2018-м оборот компании вырос в 3 раза.

В 2019 году igooods стал крупнейшим в России оператором доставки с долей на рынке 7%, согласно рейтингу агентства INFOLine. Региональная экспансия охватила 11 городов. В августе 2019 года долю в 10% компании приобрел маркетплейс joom за 325 млн рублей. В сотрудничестве с ним компания запустила новый проект — joom fresh. В перспективе это сотрудничество поможет igooods при выходе в Европу, который планируется на 2021 год.

В то же время рынок e-grocery в России начал быстро меняться. Пришли крупные игроки: Сбербанк приобрел Instamart, «Яндекс» запустил «Яндекс.Лавку», столичный «Утконос» начал выходить в другие города. Конкуренция стала усиливаться, некоторые сервисы закрылись, не выдержав темпа, который задавали лидеры рынка. igooods не участвовал в гонке за пользователем любой ценой, из-за которой пришлось бы инвестировать в минус. На тот момент было понятно, что в следующем году удержать лидерство на рынке будет крайне сложно. igooods поставил на первое место уровень оказания услуги и человечность сервиса, а не масштабирование бизнеса любой ценой.

В 2020 году и без того развивающийся рынок e-grocery получил мощный толчок: пандемия перевела почти все покупки в онлайн. Появилось много новых игроков: собственную доставку запустили федеральные сети и локальные магазины. Конкуренция усилилась, выход в онлайн оказался способом сохранить клиентов. Аудитория сервисов доставки увеличилась в несколько раз. За три квартала 2020 года наша выручка составила 5,7 млрд руб, что в 3 раза больше, чем в предыдущем. Во время пандемии igooods, как и остальные игроки рынка, столкнулся с вызовами, один из которых — скорость роста. Спрос на доставку продуктов вырос в некоторых городах в 20 раз, так что компании пришлось перестроить систему рекрутинга, обучения и управления кадрами, чтобы быстрее набирать линейный персонал.

Наша команда также многому научилась: запускать точки в новых городах без личного присутствия, выдерживать пиковые нагрузки — в частности, мы исправили ошибки в разработке сайта, из-за которых он падал два раза во время ажиотажного спроса. Уроки пандемии помогут компании в случае второй волны коронавируса или в других ситуациях резкого увеличения спроса.

С марта по июнь 2020 года igooods вырос в два раза, вышел в 23 города и увеличил штат с 1200 человек до 3000 человек. В апреле сервис доставил рекордные 9,5 тысяч заказов в день, тогда как раньше доставлял 3,5 тыс. заказов. Сервису удается держать темпы роста наравне с более крупными игроками, которые инвестируют в доставку гораздо большие суммы. Большая часть долей igooods — более 60% — остается у основателей сервиса, несмотря на растущую конкуренцию.

По нашим прогнозам, в недалеком будущем сервисы начнут развиваться в многофункциональные хабы. Они будут предлагать потребителям более широкий набор услуг, чем просто доставка продуктов. Например, они предложат химчистку, уборку и помощь с прочими домашними делами. Весной igooods анонсировал новые сервисы — мы намерены стать «помощником по хозяйству».

Из-за пандемии компания отложила запуск обновлений. После релиза новых функций пользователи смогут доверить igooods планирование семейного бюджета, своевременное пополнение запасов и другие важные бытовые задачи.

После окончания режима самоизоляции многие вернулись к модели потребления офлайн: для одних это многолетняя привычка, от которой трудно отказаться, а кому-то просто нравится ходить в магазины. Но при этом у большого числа людей появился положительный опыт использования сервиса доставки, и они будут возвращаться к нему снова. В ближайшие годы сервисы доставки не смогут претендовать на 100% бюджета пользователей на продукты, но на 50% — вполне возможно».

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 04:52
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 04:52
Как устроен полный цикл производства шин РБК и Ikon Tyres, 05:02
Дуров обвинил ЕС в «невыполнимых правилах» для технологических компаний Политика, 04:51
МАГАТЭ сообщило об утрате защитных функций новым саркофагом АЭС Чернобыля Общество, 04:27
Поужинать и не потерять партнеров: тест на китайский этикет РБК и ВТБ, 03:52
В Ирландии начали расследование пролета дронов близ самолета Зеленского Политика, 03:49
В Рязани упали обломки беспилотников Политика, 03:19
Сырский назвал неприемлемым отказ Украины от территорий Политика, 03:14
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
В Киеве, Чернигове и Днепре прогремели взрывы Политика, 02:48
Глава ЕК и Мерц не добились согласия Бельгии на изъятие активов России Политика, 02:27
Госдеп раскрыл детали переговоров Уиткоффа и Кушнера с украинцами Политика, 02:00
Актера из сериала «Эмили в Париже» арестовали в Японии из-за экстази Общество, 01:46
Убившим добровольца из США и военкора Sputnik запросили до 15 лет Общество, 01:12
Доходность выше ставки: почему фонды денежного рынка так популярны #всенабиржу!, 01:00
В пригороде Воронежа обломки дрона повредили ЛЭП Политика, 00:58