Еда со стиркой в придачу: основатель igooods — о будущем доставки
РБК Петербург начал новый спецпроект — «Герои года. Энергичные люди». До конца года мы знакомим читателей с историями людей и компаний, сумевших в условиях «коронакризиса» проявить волю, находчивость, эмпатию — найти возможности для развития своего дела и помочь горожанам. Проект посвящен также обсуждению новых явлений, возникших на фоне пандемии, и тому, какое продолжение они получат.
Взрывной рост электронной коммерции и сервисов доставки продуктов — одно из таких явлений. Курьеры стали приметой весны 2020 года — наряду с бригадами врачей они передвигались по опустевшим улицам. Без служб доставки, успевших благодаря предпринимателям, сформироваться до пандемии, режим изоляции был бы в принципе невозможен. Генеральный директор компании «220 вольт» Алексей Федоров не без оснований предлагал установить в Петербурге памятник курьеру.
Однако ажиотажный спрос привлек на петербургский рынок новых сильных игроков и ужесточил конкуренцию, снижающую во многих случаях доходность бизнеса. Какое будущее ждет компании по доставке продуктов? Будет ли их рост продолжительным? Своим мнением на эту тему поделился с читателями РБК Петербург участник проекта «Герои года. Энергичные люди» Григорий Кунис. Он рассказал о «наступлении» федеральных игроков и объяснил, почему ожидает расширения аудитории и после пандемии.
Управляющий и сооснователь сервиса доставки продуктов igooods Григорий Кунис:
«При запуске сервиса в 2015 году ниша e-grocery была для российского рынка экзотикой. Аудитории для этой услуги в Петербурге практически не было: люди не знали о существовании сервисов доставки продуктов. Из конкурентов в Москве работали «Утконос» и Instamart, параллельно с igooods развивались SaveTime и GoLama.
Первые несколько лет сервис умеренно рос. Мы с братом Дмитрием Кунисом вложили в igooods 50 млн рублей, большая часть которых ушла на маркетинг. В 2016 году бизнес был pre-money оценен в 220 млн рублей. Сервис постепенно завоевывал аудиторию, и к 2017 оборот компании составил 372 млн рублей. В это же время сервис начал развивать франшизу, вышел в Москву и Казань. В 2018 году igooods провел первый раунд инвестиций и привлек 123 млн рублей от фонда SOL Ventures за долю в 24,6% (позднее фонд продал свою долю igooods). По сравнению с 2017 годом, в 2018-м оборот компании вырос в 3 раза.
В 2019 году igooods стал крупнейшим в России оператором доставки с долей на рынке 7%, согласно рейтингу агентства INFOLine. Региональная экспансия охватила 11 городов. В августе 2019 года долю в 10% компании приобрел маркетплейс joom за 325 млн рублей. В сотрудничестве с ним компания запустила новый проект — joom fresh. В перспективе это сотрудничество поможет igooods при выходе в Европу, который планируется на 2021 год.
В то же время рынок e-grocery в России начал быстро меняться. Пришли крупные игроки: Сбербанк приобрел Instamart, «Яндекс» запустил «Яндекс.Лавку», столичный «Утконос» начал выходить в другие города. Конкуренция стала усиливаться, некоторые сервисы закрылись, не выдержав темпа, который задавали лидеры рынка. igooods не участвовал в гонке за пользователем любой ценой, из-за которой пришлось бы инвестировать в минус. На тот момент было понятно, что в следующем году удержать лидерство на рынке будет крайне сложно. igooods поставил на первое место уровень оказания услуги и человечность сервиса, а не масштабирование бизнеса любой ценой.
В 2020 году и без того развивающийся рынок e-grocery получил мощный толчок: пандемия перевела почти все покупки в онлайн. Появилось много новых игроков: собственную доставку запустили федеральные сети и локальные магазины. Конкуренция усилилась, выход в онлайн оказался способом сохранить клиентов. Аудитория сервисов доставки увеличилась в несколько раз. За три квартала 2020 года наша выручка составила 5,7 млрд руб, что в 3 раза больше, чем в предыдущем. Во время пандемии igooods, как и остальные игроки рынка, столкнулся с вызовами, один из которых — скорость роста. Спрос на доставку продуктов вырос в некоторых городах в 20 раз, так что компании пришлось перестроить систему рекрутинга, обучения и управления кадрами, чтобы быстрее набирать линейный персонал.
Наша команда также многому научилась: запускать точки в новых городах без личного присутствия, выдерживать пиковые нагрузки — в частности, мы исправили ошибки в разработке сайта, из-за которых он падал два раза во время ажиотажного спроса. Уроки пандемии помогут компании в случае второй волны коронавируса или в других ситуациях резкого увеличения спроса.
С марта по июнь 2020 года igooods вырос в два раза, вышел в 23 города и увеличил штат с 1200 человек до 3000 человек. В апреле сервис доставил рекордные 9,5 тысяч заказов в день, тогда как раньше доставлял 3,5 тыс. заказов. Сервису удается держать темпы роста наравне с более крупными игроками, которые инвестируют в доставку гораздо большие суммы. Большая часть долей igooods — более 60% — остается у основателей сервиса, несмотря на растущую конкуренцию.
По нашим прогнозам, в недалеком будущем сервисы начнут развиваться в многофункциональные хабы. Они будут предлагать потребителям более широкий набор услуг, чем просто доставка продуктов. Например, они предложат химчистку, уборку и помощь с прочими домашними делами. Весной igooods анонсировал новые сервисы — мы намерены стать «помощником по хозяйству».
Из-за пандемии компания отложила запуск обновлений. После релиза новых функций пользователи смогут доверить igooods планирование семейного бюджета, своевременное пополнение запасов и другие важные бытовые задачи.
После окончания режима самоизоляции многие вернулись к модели потребления офлайн: для одних это многолетняя привычка, от которой трудно отказаться, а кому-то просто нравится ходить в магазины. Но при этом у большого числа людей появился положительный опыт использования сервиса доставки, и они будут возвращаться к нему снова. В ближайшие годы сервисы доставки не смогут претендовать на 100% бюджета пользователей на продукты, но на 50% — вполне возможно».