Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область⁠,
0

Флаг, гимн и злые родители: опасна ли политика в школах

Фото: Пименов Роман/PhotoXPress.ru
Фото: Пименов Роман/PhotoXPress.ru

С сентября каждая неделя в школах должна начинаться с исполнения гимна России и поднятия государственного флага. Более того, каждый понедельник в школах будут проводиться патриотические уроки «Разговоры о важном», на которых среди прочего будут рассказывать о спецоперации России на Украине. Обсуждая эти нововведения, родители опасаются чрезмерной политизации учебного процесса и конфликтов в классах на почве идеологии. Впрочем, некоторые исследователи полагают, что в сфере школьного образования есть куда более тревожные явления, чем политинформация. РБК Петербург спросил экспертов, как на самом деле изменится российская школа в новом учебном году.


Флаг, гимн и злые родители: опасна ли политика в школах
Максим Пратусевич, директор Президентского физико-математического лицея № 239:

«Не вижу, чтобы в этом учебном году идеология возвращалась в школы. Давайте разберемся: в политике и обществе происходят важные процессы, о которых надо разговаривать. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя — это сказал непопулярный Ленин, но сказал правду. Другой вопрос, как разговаривать на сложные и чувствительные темы. Надо отдать должное Министерству Просвещения — те материалы, которые оно издает по этому поводу в качестве рекомендаций для учителей, очень взвешенные, на мой взгляд. Я не могу поручиться, что у каких-то коллег не откажет чувство такта, и они не будут, говоря по-русски, нести околесицу — это вполне возможно, но сами рекомендации задают спокойный, выдержанный тон разговора. Там нет крена в сторону того или иного политического «лагеря», позиции. Мы, работающие в школах, понимаем — совсем не сложно сделать так, чтобы дети на почве разных взглядов пошли «стенка на стенку», и разговаривать в классе, с учителем — это способ не допустить конфликтов.

«Совсем не сложно сделать так, чтобы дети на почве разных взглядов пошли «стенка на стенку», и разговаривать в классе, с учителем — это способ не допустить конфликтов».

Другой вопрос — с фокусом внимания на флаг, гимн, символику государства. Здесь тоже многое, если не все, зависит от чувства такта и меры. Моя позиция — в том, что все служение муз не терпит суеты, прекрасное должно быть величавым. То есть, если трепать символы нашей страны на каждом углу — они затрутся от частого употребления. Нужно обсуждать не то, в каком месте поднимать флаг, а то, как добиться, чтобы при соответствующем ритуале дети испытывали светлые чувства, а не скуку и раздражение. Это отдельная педагогическая задача.

«Нужно обсуждать не то, в каком месте поднимать флаг, а то, как добиться, чтобы при соответствующем ритуале дети испытывали светлые чувства, а не скуку и раздражение».

По поводу гимна я могу добавить, что много лет езжу руководителем команды Санкт-Петербурга на Всероссийскую олимпиаду по математике. Там есть официальная церемония закрытия, на ней гимн играет. И вот участники заключительного этапа Всероссийской олимпиады — это совсем не простые ребята, не дураки — лет десять назад в основном хихикали, позже — часть подпевала, а сейчас уже практически все поют, когда звучит гимн. То есть, нельзя недооценивать совпадения ритуалов с тем, что дети на самом деле чувствуют.

В целом, я не думаю, что ученики и родители заметят какие-то радикальные изменения в школах в новом учебном году. Школа — это очень инерционный институт, он медленно меняется. Последнее радикальное изменение произошло в средние века, с введением классно-урочной системы. Такого рода сдвигов я сейчас не предвижу».


Флаг, гимн и злые родители: опасна ли политика в школах
Елена Грачева, литературовед, преподаватель гимназии № 610 и СПбГУКиТ, координатор программ фонда AdVita:

«В последние несколько лет важной мне кажется следующая проблема: требования к школе от государства и от родителей абсолютно противоположны. У родителей запрос на максимальную индивидуализацию во время обучения, у государства — на максимальную унификацию, вплоть до проведения одних и тех же уроков по одним и тем же темам в один и тот же день по всей стране. Эти подходы противоположны. Особенностью нынешней ситуации является то, что родители апеллируют не к Министерству просвещения, которое вводит все это единообразие, а к школам, которые обязаны действовать по всем инструкциям, которые им присылают. Это противоречие сказывается в очень большом количестве ситуаций — например, с той же «внеурочкой», которую школа может определять сама, но по согласованию с родителями. И ни один юрист не может толком объяснить, что это значит.

«Требования к школе от государства и от родителей абсолютно противоположны. У родителей запрос на максимальную индивидуализацию во время обучения, у государства — на максимальную унификацию».

Мы пока не знаем, как школа изменится в этом году и как на школе скажется политика. Очень многое будет зависеть от позиции родителей. До сих пор количество часов, программа, нагрузка и прочее были священными коровами, нам многократно проговаривали, что мы не имеем права менять количество часов и объем обязательных программ. Но вот вводятся новые предметы — финансовая грамотность, новые исторические курсы. Они за счет каких часов вводятся? Какие часы, по каким предметам или какие темы, по каким предметам будут сокращены — пока никто ничего не понимает.

Понятное дело, что в классе всегда есть люди, которые по-разному смотрят на многие вещи. Каждый гражданин имеет право на свои взгляды, если они не противоречат законодательству. Задача любого учителя — работать с конфликтами в школе, на какой бы почве они ни происходили. И научить детей тому, что все люди разные и что мы должны уметь общаться цивилизованно независимо от того, что каждый думает по тому или иному поводу».


Флаг, гимн и злые родители: опасна ли политика в школах
Даниил Александров, социолог, профессор Высшей школы экономики в Петербурге:

«Для школы есть более серьезные проблемы, чем политика и патриотические мероприятия. Я считаю, что более выраженные последствия для школы имеет родительское давление на учителей, завучей и директоров, а не сами по себе требования о проведении патриотических уроков и прослушивании гимна в начале дня.

Первая проблема — это возрастающая агрессия родителей. Жизнь последние два-три года делает людей всё более и более нервными. Эпидемия «ковида» очень повлияла на людей, а новое геополитическое напряжение добавляет нервозности взрослым. Еще во время «ковида» родители, недовольные какими-то действиями правительства или губернатора, стремились куда-то выплеснуть свою агрессию. Но поскольку президент и губернатор далеко, а учителя и другие родители в родительских чатах — близко, всё выливается на них. Мы знаем, что в школьных чатах последние годы увеличивается агрессия, а сейчас всё может стать совсем плохо. Родители стали все более нервными, испуганными и злыми, вот и учителя под их давлением станут такими же. Школы живут под постоянной угрозой, что родители начнут на них жаловаться. И они будут жаловаться, причем одни — что в школе слишком много патриотической пропаганды, а другие — что ее слишком мало. И если какой-то маме что-то покажется, она с этой жалобой пойдет не к директору школы, а сразу в районный отдел образования или еще куда-нибудь.

Рост жалоб на учителей в вышестоящие и надзорные органы — это вторая проблема, которую я бы отметил. У родителей всё больше входит в привычку сразу обращать свои вопросы к какому-то руководству — в РОНО, в комитет по образованию — хорошо, что не сразу к губернатору. А если им кажется, что надо жаловаться всерьёз, то это может быть какое-угодно силовое ведомство, включая прокуратуру. Это широко распространившаяся в стране практика: жаловаться, куда можно. Подать обращение онлайн очень несложно, а потом прокуратура и следственный комитет год терзают детский сад или школу.

Конкретный случай очень хорошей школы в Петербурге (входит в топ-5 школ города), где родитель пишет в чате: «Мне кажется, что школа могла бы то-то и то-то делать иначе, давайте я обращусь в РОНО». И находится все же другой родитель, который сперва предлагает обсудить этот вопрос в школе. А сотрудник районного отдела мне подтверждает, что заметно растет число прямых звонков по вопросам, которые легко решаются в школе. Вот эти маленькие и постоянные действия родителей существенно меняют школу, которая становится хуже в ответ. Она не становится более гуманной или более внимательной к детям. Она, к сожалению, может стать более равнодушной, так как учителям проще на какие-то неприятности закрывать глаза, чем разговаривать об этом с родителями. Я занимаюсь изучением агрессии и буллинга в школах, и могу сказать, что в некоторых престижных школах психологи боятся разговаривать с родителями о том, что их дети ведут себя агрессивно. Потому что родители, услышав это, тоже поведут себя агрессивно, защищая своего ребёнка. Таким образом проблемы детской агрессии не решаются.

Что касается конфликтов из-за политических взглядов в детской среде, то я думаю, их не будет. В мягкой форме это может быть только в старших классах, когда школьники обогащаются разного рода знаниями и уже приходят к каким-то идеологическим позициям. У детей в подростковом возрасте (12-15 лет) есть гораздо более интересные вещи, чем идеологические конструкции и политика.

«Вообще надо сказать, что школа, если её не терроризировать всякой ерундой и нервными родителями, — это относительно мирное место».

Вообще надо сказать, что школа, если её не терроризировать всякой ерундой и нервными родителями, — это относительно мирное место. По моим исследовательским наблюдениям, внутри класса дети стараются соблюдать мир. Потому что худой мир лучше любой ссоры. И в школе есть много факторов, которые этот мир обеспечивают. Во-первых, школьники вместе учатся с детских лет; они притерлись друг к другу до того, как получили какие-то политические взгляды. Их общение продолжается в старших классах и во взрослом возрасте на этой основе — мы вместе в футбол играли, вместе с уроков сбегали. Старая дружба удерживает от политических ссор или межэтнических конфликтов. Во-вторых, в школе всё-таки есть учителя, которые совсем не хотят острых конфликтов. Они могут на какие-то ситуации агрессии и травли закрывать глаза, но всячески будут стараться, чтобы ничего серьёзного не было. И сделают это в большинстве случаев вдумчиво, разумно и мягко, чтобы проблема не выплеснулась наружу, — хотя бы ради собственной безопасности».


Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции

Подготовили: Виктория Саитова, Елена Кром

Эксперты на public talk в рамках проекта РБК Стиль «Поколение Альфа: новые люди в хрупком мире» говорили, что новое поколение детей предъявляет свои запросы к школе. Какие это запросы и как школа может под них адаптироваться, читайте в материале РБК Петербург.

Повтор публикации от 02.09.2022

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 9 декабря
EUR ЦБ: 89,71 (+1)
Инвестиции, 19:46
Курс доллара на 9 декабря
USD ЦБ: 77,27 (+1,18)
Инвестиции, 19:46
США поддержали Ирак в передаче актива ЛУКОЙЛа американской компании Политика, 19:51
Нетаньяху рассказал о регулярном общении с Путиным Политика, 19:48
Что такое экзосомы и какую роль они играют в косметологии РБК и КИТ МЕД, 19:46
Венгрия с начала года получила от России более 5 млрд кубометров газа Политика, 19:43
Рублев получил награду ATP за благотворительность Спорт, 19:34
Что получилось из коллаборации книжного магазина и девелоперской компании Стиль, 19:31
Вакансии в агросекторе выросли на 135%. Почему там некому работать. ВидеоПодписка на РБК, 19:29 
Праздники без последствий
Узнайте, как пить красиво
Пройти интенсив
Paramount решила побороться с Netflix за Warner Bros. Политика, 19:27
Кадырова наградили медалью Росгвардии «За боевое отличие» Политика, 19:25
«Ливерпуль» не взял критиковавшего клуб Салаха на матч Лиги чемпионов Спорт, 19:19
Военная операция на Украине. Главное Политика, 19:17
Посол Франции оценил возможность конфискации российских активов
РАДИО
Политика, 19:16
Модель GROW: как руководителю стать коучем для своих сотрудников Образование, 19:15
Посол Франции рассказал, какими должны быть условия для мира на Украине
РАДИО
Политика, 19:08