Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область ,  
0 

Систему госзаказа закатают в ленобластной бетон

Арбитраж принял решение по громкому делу о дорожных аукционах, которое может изменить правила игры на рынке дорожных госзаказов
Фото: lenobl.ru
Фото: lenobl.ru

Решение суда по спору дорожного комитета Ленобласти с Ленинградским УФАС может перевернуть всю систему госзаказа в дорожной сфере. Заказчиков лишили очередной лазейки, которую они использовали для того, чтобы отдавать госконтракты по дорожным работам «надежным» фирмам.

При формулировании условий конкурсов и аукционов по дорожным работам чиновники выставляли такие требования, которые, как утверждает руководитель Ленинградского УФАС Александр Плетешков, могли выполнить только заранее проинформированные фирмы. В частности, чиновники требовали применять в дорожных работах нестандартные (не укладывающиеся в дорожный ГОСТ) асфальто-бетонные смеси. В техническом задании они прописывали особые, внегостовские, требования к компонентам смеси (минеральному порошку, битуму и т.п.).

Манипуляции условиями

Однако комиссия УФАС пришла к заключению, что такое дополнительное к ГОСТу требование ограничивает конкуренцию. Как пояснил А.Плетешков, это требование выполнить трудно, потому что заводы обычно производят смеси, руководствуясь ГОСТом. Чтобы при выполнении госзаказа применить смесь, отличающуюся от ГОСТа, дорожностроительной компании необходимо заранее договориться с заводом о ее производстве в нужном объеме, а для этого надо задолго до аукциона (конкурса) знать, какой именно состав смеси потребует госзаказчик и в каком объеме ее нужно поставить. К тому же, сделав предварительный (до начала торгов) заказ заводу, компания рискует нарваться на неустойку, если проиграет торги и смесь не понадобится. Понятно, что у «своей» компании такая проблема не возникает.

Помимо этого соображения, есть еще одно. Как утверждают в УФАС, такое требование противоречит закону о контрактной системе (ФЗ-44), поскольку он позволяет устанавливать дополнительные требования только к предмету закупки (в данном случае — к асфальто-бетонной смеси), но не к его компонентам. Как утверждает А.Плетешков, ссылаясь на свое профильное образование нефтехимика, в ГОСТе упомянуты смеси самых разных составов и всегда можно выбрать смесь, адекватную климатическим и другим условиям, чтобы обеспечить требуемое качество дорожного покрытия. «Если строго соблюдать ГОСТ, то смесь будет качественной», — уверен А.Плетешков.

Позиционные игры

В апреле нынешнего года компания ООО «Империал» пожаловалась в УФАС на такое требование дорожного комитета в аукционе на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог в Подпорожском районе Ленобласти. УФАС признало жалобу обоснованной и выдало предписание госзаказчику привести документацию об аукционе в соответствие с требованиями закона о контрактной системе. Однако это предписание исполнено не было. Напротив, как утверждает А.Плетешков, Комитет по дорожному хозяйству продолжал проводить аукционы и конкурсы в своей манере. Недовольные компании продолжали жаловаться в УФАС, которое всякий раз выносило соответствующее предписание. «Комитет по дорожному хозяйству Ленинградской области не только не прислушался к призыву антимонопольного ведомства соблюдать нормы действующего законодательства, но и пытался «заигрывать» с исполнением предписания, когда через два-три дня после внесения предписанных заказчику изменений в аукционную документацию нарушения чудесным образом возвращались обратно», — говорится в пресс-релизе Ленинградского УФАС.

Самым известным, вызвавшим грандиозный скандал, стало решение УФАС отменить 14 аукционов на ремонт дорог в 14 районах Ленобласти на общую сумму свыше 2 млрд рублей. Аналогичные решения о незаконности дополнительных к ГОСТам требований к объектам госзакупок, кстати, выносило и петербургское УФАС. Негативные последствия подобных нарушений отмечает и председатель Контрольно-счетной палаты Петербурга Вадим Лопатников: «Необъективное описание объекта закупки и необоснованное отклонение заявок в ряде случаев приводило к тому, что оставалась одна заявка и отсутствовала экономия бюджетных расходов».

Битва за ГОСТ

Между тем, комитет госзаказа Ленобласти поддержал поддержал коллег из комитета по дорожному хозяйству и они вместе выступили с опровержением позиции антимонопольщиков, заявляя, что ГОСТы носят лишь рекомендательный характер и ФЗ-44 (закон о контрактной системе) позволяет устанавливать дополнительные требования.

Эту позицию поддержал и глава ФКУ «Севзапуправтодор» Валентин Иванов: «Мы тоже выставляем более жесткие требования, по сравнению с ГОСТом. Прописанных в нем требований недостаточно. При том же ГОСТе одно покрытие будет служить лет десять, а другое развалится через два года. ФЗ-44 отнюдь не запрещает устанавливать более жесткие, по сравнению с ГОСТом, требования к асфальто-бетонной смеси. Более жесткие требования влияют на затраты подрядчика, на цену работ, но никак не на конкуренцию. Любая компания в принципе может выполнить наши требования. Если кому-то это невыгодно или не по силам — не надо участвовать в конкурсе».

Не сумев убедить антимонопольщиков, дорожные чиновники подали иск в арбитражный суд, прося его отменить решение УФАС по жалобе ООО «Империал». Первая инстанция поддержала антимонопольщиков. Тогда дорожники обратились во вторую. И вот, вторая инстанция поставила точку в этом споре.

Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти отказал Комитету по дорожному хозяйству Ленинградской области в удовлетворении его иска к УФАС. Судья Оксана Селезнева полностью поддержала позицию УФАС, подтвердив, что ФЗ-44 не позволяет устанавливать требования к компонентам асфальто-бетонной смеси и что такие требования неправомерно ограничивают конкуренцию среди участников торгов.

«Анализ документации показал, что заказчиком установлены требования не к товарам, а к компонентам товаров, — записала она в своем решении. — …В данном случае следует признать, что сформированные заказчиком требования к объекту закупки привели к неправомерному ограничению участия в закупке».

Впрочем, решение судьи О.Селезневой может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия. В то же время, пока длились споры и судебные разбирательства сроки начала дорожных работ откладывались — вместо отводимых законом на аукционы 20 до 30 дней они растянулись на пять месяцев.

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 27 апреля
EUR ЦБ: 98,72 (+0,01)
Инвестиции, 26 апр, 16:31
Курс доллара на 27 апреля
USD ЦБ: 92,01 (-0,12)
Инвестиции, 26 апр, 16:31
В Киеве запланировали демонтировать памятник Жеглову и Шарапову Общество, 00:34
В Орловской области из-за дрона повредили объекты энергоструктуры Политика, 00:31
Поселок в Курской области остался без света после атаки беспилотника Политика, 00:06
«Боруссия» сенсационно обыграла ПСЖ в матче полуфинала Лиги чемпионов Спорт, 00:04
«Цензор.нет» узнал о возможной смене главы Минобороны Украины Политика, 01 мая, 23:58
В Брянской области уничтожили украинский беспилотник Политика, 01 мая, 23:43
Мглою небо кроет: как в России выросло число опасных погодных явлений Общество, 01 мая, 23:40
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
Протестующие в Тбилиси порвали и сожгли флаг России у здания парламента Политика, 01 мая, 23:28
Госдеп объяснил санкции против кораблей подрывом проекта «Арктик СПГ-2» Политика, 01 мая, 23:20
На юге Курской области сбили украинский беспилотник Политика, 01 мая, 22:51
В Одессе прогремели взрывы Политика, 01 мая, 22:41
Спецназ в Тбилиси применил против протестующих водометы и газ Политика, 01 мая, 22:39
Президент Колумбии заявил о разрыве дипломатических отношений с Израилем Политика, 01 мая, 22:34
На Украине рассказали, в скольких школах преподают русский язык Политика, 01 мая, 22:26