Глава театра «На Литейном»: Власти объединяют театры негласно
Директор театра «На Литейном» Андрей Лобанов сообщил, что руководство Ленинградской области (в ведении которого находится театр) при решении вопроса о лишении учреждения статуса самостоятельного юридического лица не учитывало ни мнение коллектива театра, ни мнение его дирекции. Об этом А.Лобанов сообщил корреспонденту РБК Петербург.
«Решение принято и подписано губернатором Ленинградской области 30 апреля 2015 года. Для дирекции театра «На Литейном» это решение было неожиданным. Дирекция с планом объединения не согласна», - отметил он.
«Мнение дирекции театра «На Литейном», мнение коллектива театра «На Литейном» не учитывалось. Комитет по культуре вместе с правительством Ленобласти прорабатывали вопросы объединения самостоятельно и негласно», - добавил он.
Письмо
Ранее РБК Петербург сообщал, что коллектив драматического театра «На Литейном» написал открытое письмо президенту РФ Владимиру Путину. В обращении, которое опубликовано на сайте Петербургского театрального журнала, артисты просят сохранить театр как самостоятельное юридическое лицо и не объединять его с Театром на Васильевском.
Решение об объединении театров под одной дирекцией ранее обсуждалось администрацией Ленинградской области. До 30 июня 2015 года театры должны объединиться. «При этом театр «На Литейном» путем ликвидации юридического лица должен стать филиалом Театра на Васильевском»», - говорится в обращении коллектива театра к президенту.
Комитет по культуре Ленобласти является учредителем четырех государственных театров: петербургских «Театра на Литейном», «Драматического театра на Васильевском» (бывший «Театр сатиры на Васильевском»), театра «Комедианты» и выборгского театра драмы и кукол «Святая крепость».
Исходя из позиции комитета по культуре, оптимизация штатной численности за счет сокращения части коллектива театра «На Литейном» должна привести к более эффективному расходованию бюджетных средств, говорят сотрудники театра «На Литейном». Однако комитетом не учтены те обстоятельства, что каждый театр занимает не последнее место в городской культурной жизни, имеет свое лицо и самостоятельное художественное направление.
Театр «На Литейном» является самым крупным театром Ленинградской области и самостоятельным творческим организмом, именно он приносит региону ощутимые культурные достижения, напоминают авторы письма.
«Как может Театр на Васильевском, небольшой театр с двадцатипятилетней историей, лишать крупнейший и старейший в Ленинградкой области театр - театр «На Литейном», которому 106 лет, собственной истории, собственного лица и перспектив самостоятельного развития», - недоумевает коллектив.
Каким образом представляют себе чиновники проект по объединению двух таких разных театров, остается загадкой, пишет коллектив театра «На Литейном». Авторы письма напоминают, что в 2010 году правительство Ленинградской области уже издавало распоряжение о реорганизации театра Сатиры «На Васильевском» путем присоединения к нему ленинградского областного государственного учреждения культуры «Театр юного зрителя». «Этот факт никак не отражен в публичной истории Театра на Васильевском. Областной ТЮЗ закончил свое существование. Реорганизация 2010 года привела к ликвидации самобытного коллектива Ленинградской области. Театральная коллективизация еще ни разу не прошла успешно»,- говорится в письме.
Вызывает у коллектива театра вопросы и мотивация подобного объединения, когда чиновники не высказывали претензий к деятельности театра. «Театр зарабатывает на прокате спектаклей (что еще раз доказывает творческую состоятельность), - говорится в обращении к президенту. - Госзадание мы выполняем и перевыполняем».
РБК Петербург запросил комментарий по этому поводу в комитете по культуре правительства Ленобласти и в театре «На Васильевском». Ответ от комитета к моменту написания текста новости не получен. Однако на сайте регионального правительство несколько дней назад был опубликован релиз о создании «Генеральной дирекции драматических театров на Васильевском и на Литейном». В нем сообщается, что управлять дирекцией, которая будет находится в ведении комитета по культуре Ленинградской области, будет Владимир Словохотов (директор Театра на Васильевском).
«Хотелось бы отметить, что эта реорганизация никак не отразится на судьбе театров, они все также будут существовать как два индивидуальных бренда, единой станет только финансово-хозяйственная часть», - прокомментировала решение председатель комитета по культуре Наталья Кононенко. «Сокращение ни в коем случае не затронет сотрудников художественного и артистического персонала. Объединение позволит соединить усилия специалистов художественно-постановочной (мастерские-цеха, пошивочные и декорационные), административной и финансово-хозяйственных частей для создания более качественных постановок», - добавила председатель комитета.
РБК Петербург пытался узнать подробности процедуры объединения у самого худрука Театра на Васильевском. Но телефон приемной В.Словохотова к моменту написания заметки не отвечал.
Тренд
Театральный критик Жанна Зарецкая считает, что объединение театров - дело довольно опасное. «Каждый театр – сложнейший творческий организм со своим «лица необщим выраженьем», и директор в театре как раз и должен обеспечить и поддержать на административном уровне эту художественную неповторимость конкретного театра...Когда речь идет об управлении художниками, невозможно говорить ни об удаленном руководстве, ни о типовых решениях. Директору театра приходится принимать десятки нестандартных решений в день, находясь в непрерывном контакте с режиссерами-постановщиками, художественно-постановочной частью, отделом рекламы и пиара в условиях неизменного финансового дефицита, который в российской культуре год от года, увы, растет», - отмечает она (пост опубликован на «Фонтанке.ру»).
При этом, по мнению Ж.Зарецкой, администрация Ленобласти в данном случае пытается быть в тренде федеральных планов по оптимизации бюджетных расходов. Первыми «подопытными» стали провинциальные учреждения культуры. На расширенном заседании президиума Совета при президенте по культуре и искусству, которое прошло в феврале 2014 года во Пскове, народный артист России, художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов донес до В.Путина информацию о том,что в Тюменской области все театры и филармонии были под благовидным предлогом «оптимизация управления» объединены в одно объединение. «Это свидетельствует о полном непонимании специфики нашего дела вообще. То есть можно одним ударом топора разрушить то, что делалось годами. У каждого театра, организации, филармонии своя стратегия, свой зритель, свои задачи, в конце концов, и это очень важно», - говорил Е.Миронов. На это президент предложил пристально изучить тюменский опыт. «Если не работает, – подчеркнул Владимир Путин, – то тогда не распространять это. Если это работает, то понять как. В общем, надо посмотреть, потому что нужно искать возможности вот этих оптимизаций не за счет творческих коллективов».
По иронии судьбы следующая после тюменской объединенная дирекция возникла именно в Псковской области. На Псковщине объединились драматический, кукольный театр и филармония. Возглавил дирекцию кинорежиссер Дмитрий Месхиев.
Интересно, что во всех случаях сами руководители и сотрудники театров знали о готовящихся переменах, чего, по всей видимости, нельзя сказать о театре «На Литейном».
Давняя история
Интересно, что несколько месяцев назад в театре «На Литейном» разгорелся крупный скандал. Как передавал 47News, в середине декабря 2014 года директор А.Лобанов уволил главного режиссера театра Игоря Ларина (из-за двух прогулов). Ларин написал о печальном состоянии «Театра на Литейном»: низких зарплатах, долгах и пр. В обличении он упоминал и некую фирму «Вера», которой отдаются все заказы на декорации и костюмы.
Ларин назвал и возможный контрапункт взаимоотношений с администрацией театра. «За пару месяцев до увольнения я направил в комитет по культуре предложение о создании для всех областных театров единого пошивочного цеха, поскольку изготовление декораций и костюмов на стороне обходится в очень большие суммы. Вероятно, потенциальная возможность уменьшения денежных потоков и привела к негодованию Лобанова», - сказал он 47News. По его словам, проект похвалили в комитете.
Директор А.Лобанов тогда в интервью «Петербургскому театральному дневнику» говорил, что причина расставания с И.Лариным - систематическое отсутствие главного режиссера в театре. «Режиссеру трудно сидеть на двух стульях, ведь не секрет, что Игорь Николаевич возглавляет два театра: наш и Ярославский ТЮЗ...Для того, чтобы заниматься любым театром, нужно в нем постоянно находиться, заражать творческими идеями коллектив. Полтора-два месяца назад Игорь Николаевич обратился с просьбой помочь ему возглавить еще один театр, находящийся в Кировском или каком-либо другом районе нашего города, где он смог бы показывать свои моноспектакли. Но когда ты не справляешься с двумя большими театрами, о какой дополнительной работе может идти речь?!», - отмечал он. Кроме того, А.Лобанов упомянул сложные отношения режиссера с коллективом. «Естественно, когда у творческого лидера не происходит должного контакта с артистами, когда ему не удается завоевать авторитет у коллектива, он начинает себя реализовывать другими способами. А именно: пишет в разные инстанции письма, порочащие администрацию театра», - говорил тогда он.
Справка
Финансирование театров, напомним, складывается из трех составляющих: бюджет субъекта, субсидирование из федеральной казны и билетные сборы.
Согласно 47News, областные театры тратят обычно не мало. Так, «Театр на Литейном» в 2014 году заплатил коммерсантам за выполнение различных работ 21,7 млн рублей. 1,7 млн получила вышеупомянутая фирма «Вера». Самая большая сумма, почти в 10 млн, была пущена на аварийный ремонт системы отопления и противопожарного водопровода. 2,2 и 1,2 млн было потрачено на заказ костюмов у двух фирм. Отчет о прибылях и убытках театра доступен лишь за 2000 год. Но тогда прибыль составила 17 тысяч рублей. С тех пор отчет о доходах и убытках не публикуется, пишет 47News.
Театр на Васильевском совершил за 2013 год закупок товаров и услуг значительно меньше - на сумму 13,6 млн рублей. Самая крупная услуга оплаченная театром - поставка грузового фургона за 1,3 млн рублей. Театр немного заработал на оказании услуг администрации Василеостровского района Петербурга. Но отчет также отсутствует.
Роман Кизыма