Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Дело экс-депутата Волчека возбудили после «прослушки» бывшего зама АСВ Общество, 09:00 Власти предложили расширить список благотворителей для налоговых льгот Экономика, 09:00 Пандемия коронавируса. Самое актуальное на 28 мая Общество, 08:51 Гендиректор «Спартака» назвал проблемные позиции команды Спорт, 08:40 «Лидер и племя»: лекция Дэйва Логана, часть первая Pro, 08:33  Конгресс США отложил продление программ слежки после угроз вето от Трампа Политика, 08:25 Эстетика 80-х Андрея Ганкина: ретровейв о мощных автомобилях РБК и Porsche, 08:24 ВТБ зафиксировал рост трат россиян на авиабилеты в 1,5 раза Общество, 08:00 Что случилось за ночь. Главные новости РБК Общество, 07:59 В Читу прибыли врачи из Москвы для помощи в борьбе с коронавирусом Общество, 07:34 Почему лакшери-брендам не стоит зарабатывать на коронахайпе — Bloomberg Pro, 07:29 Рогозин сообщил об установке камер на МКС после «дырки» в «Союзе» Технологии и медиа, 07:27 Как IT-лидеры справятся с кризисом РБК и Яндекс.Облако, 07:20 Четверть россиян назвали эпидемию COVID-19 выдумкой заинтересованных лиц Общество, 07:00
С.-Петербург ,  
0 

Дневник кризиса: петербургский бизнес делится рецептами выживания

Фото: Светлана Холявчук/Интерпресс
Фото: Светлана Холявчук/Интерпресс

В период эпидемии РБК Петербург предложил городским бизнесменам вести хроники своих рабочих дней, делясь таким образом опытом сопротивления кризису. В течение уходящей недели представители разных отраслей экономики рассказывали, какие неотложные практические задачи им приходится решать. Бизнесмены говорили о сложных переговорах арендодателей с арендаторами, опасном снижении маржинальности, начале увольнений персонала и подготовке «патронов для передовой».

В субботнем выпуске «Дневника кризиса» мы публикуем дайджест самых интересных комментариев.


Андрей Федоров, сооснователь и председатель совета директоров Группы компаний Digital Design:

«Сегодняшний день скучным не назовешь. Как и многие компании нашей отрасли, мы еще три недели назад начали переводить своих сотрудников на удаленную работу. К счастью для нашей индустрии, программистов и управленцев перевести на удаленную работу проще, чем работников машиностроительного завода. Но тем не менее технологические проблемы есть. В частности, нужно организовать совместную работу инженеров, которые раньше сидели в одной комнате и просто обсуждали технические проблемы у доски. Для этого нужно развернуть соответствующее программное обеспечение, проверить существующие каналы связи и т.д…

Чего я опасаюсь? Того, что коронавирус отвлекает от других проблем. В долгосрочной перспективе нам сейчас важно держать в голове, что на повестке дня — не только коронавирус. Проблем и без него хватает. Тут и курс рубля, и глобальное замедление экономики, и внешнеполитические факторы, и огромные внутренние проблемы нашей страны. И вот сейчас это все сходится в одной точке, и мы понимаем, что входим в идеальный шторм...»

Подробнее см.видео:


Основателя BS Art Development Group и Dark Crystal Games Александра Басалыгина (управляет «Голицын Лофт», «Флигель» и другими креативными пространствами) коронавирусная пандемия застала на Таиланде. В результате он оказался заперт на одном из островов без возможности очно общаться с коллегами и партнерами по бизнесу. «Работать отсюда — это значит сидеть в беседке и по пять-шесть часов разговаривать с Петербургом. Примерно так я провожу рабочие часы», — рассказывает Басалыгин.

Назвав в целом текущую ситуацию не слишком веселой, Александр Басалыгин тем не менее отметил, что он ожидает некоторых позитивных, с точки зрения бизнеса, побочных эффектов разразившегося кризиса. «После того, как это все пройдет (мы все будем умирать от голода, грусти и повальных неплатежей), начнется динамичное возрождение, как это бывает после войны. Появится очень много новых прекрасных пустых заводов и бизнес-центров, которые можно будет переделывать под какие-нибудь крутые штуки».

Подробнее см.видео:


Алексей Фурсов, совладелец ресторанов «Евразия» и CheGroup:

«У меня не было никаких сомнений, что нерабочий режим будет продлен. Более того, я ожидаю, что это не последнее продление. Будет хорошо, если период простоя закончится до середины мая, но, скорее всего, он затронет еще и июнь.
Сейчас веду переговоры с собственниками помещений, занимаюсь снижением издержек и сокращением балласта. Если был какой-то временный персонал, то с ним мы сейчас вынуждены распрощаться. Дальше ждем, что будет.

Отрасль полностью парализована и ее ждет перезагрузка. По сути, нам предстоит запускать рестораны заново. И если по аренде обязательства не такие большие (половина юристов меня убеждают, что мы вообще имеем право ничего не платить, но отталкиваться будем от судебной практики в этом вопросе), то по зарплатам мы выйдем в глубоком минусе. Глубина его зависит от длительности простоя. Если в мае выйдем, то это еще здорово, отделаемся легким испугом, а если в июне-июле, то я даже не берусь предсказать последствия.

Однозначно откроются после окончания эпидемии не все — в лучшем случае 50% заведений Петербурга. Потому что и безо всякого кризиса часть ресторанов дышала на ладан, работала на тройку с минусом.

Обнадеживает меня мое окружение — то, что 90% нашей команды готовы подписать заявление на отпуск по собственному желанию, не дав тем самым компании умереть. Пожалуй, это и дает мне смотреть в будущее с оптимизмом».


Сергей Цыбуков, президент НПО по переработке пластмасс имени Комсомольской Правды:

«Сегодня на заседании по скайпу совет директоров нашего акционерного общества создал на предприятии штаб по борьбе с коронавирусом. Штаб рассмотрел несколько проблем, одну из них, очень важную, решить невозможно. С одной стороны, люди старше 65 лет не имеют права выходить из дома. С другой стороны, у нас на производственной площадке есть немало сотрудников этого возраста, обученных работе с оборудованием, требующем специальных документов… Назревает коллапс, потому что найти людей на замену мы можем, но сдать экзамен для получения допуска они не смогут: программы дополнительного профессионального образования в городе приостановлены».

Подробнее — см. видео:


Владимир Цимберг, генеральный директор и основатель медицинской компании «Биовитрум»:

«Мы в числе тех, кто подносит патроны тем, кто сейчас на передовой. Тем не менее, ситуация для бизнеса нашей компании складывается не просто. Сейчас у нас объемы закупок не снижаются, в отличие от предприятий в других отраслях экономики. Однако есть косвенные признаки того, что со временем снижение закупок произойдет, и каким оно будет, пока сложно сказать.

С одной стороны, наша компания производит высоко востребованную в данный момент продукцию — медицинское оборудование, расходные материалы для микробиологических лабораторий. И получается, что часть нашей продукции, как раз для микробиологов, сейчас очень нужна в связи с эпидемией коронавируса. В том числе, наши расходные материалы используются в лабораториях, которые диагностируют вид пневмонии, развивающейся нередко как осложнение коронравируса. Однако расходники, которые используются для диагностирования того или иного вида пневмонии — это очень небольшая часть нашей продукции.

При этом наши основные заказчики — это государственные и частные медучреждения. Можно ожидать, что количество закупок в госсекторе в ближайшей перспективе будет снижаться, поскольку сейчас все меры брошены на борьбу с коронавирусом. У частных клиник уже снизились объемы оказываемых услуг, значит, роста закупок с их стороны точно ждать не стоит. Что мы можем делать в текущей ситуации? В основном — направлять усилия на сохранение нынешних цепочек поставок, нынешних контрагентов. Надо этим и работаем.

Мы также рассматривали возможность организации производства наиболее актуальной сейчас продукции, например, медицинских масок, дезинфицирующих средств. Но в итоге отказались от этой истории. Потому что для нормальной организации нового производства может потребоваться около года, и тогда спрос на продукцию, актуальную во время эпидемии, скорее всего, уже упадет. Мы приняли решение — не отвлекаться на обслуживание сиюминутных потребностей и продолжать заниматься своей основной деятельностью».


Виктория Шамликашвили, инвестор Indigo Hotel, генеральный директор туристической компании ITS:

«Мне кажется, что этот март бесконечен. Работы каждый день очень много, и вся она напоминает бег на месте. Сегодня, например, решали проблему вывоза очередного застрявшего клиента — ему надо в Москву из Лондона, а нужные рейсы из Москвы и в Москву отменили. Сегодня же, как и вчера, и на прошлой неделе, вели работу по снижению издержек. Она заключается в основном в рутинных непростых разговорах с нашими контрагентами и поставщиками. Кто-то нас просит об уступках и отсрочках, кого-то просим мы. Сегодня задумались, в частности, о том, что истекает срок договоров ДМС, заключенных нами для сотрудников в рамках соцпакетов, а в городе приостановлено все плановое медобслуживание. Значит, и страховые полисы должны быть пролонгированы на период карантинной паузы — мы так считаем и надеемся, что страховщик примет нашу позицию. Очень тяжелы и важны для отелей, как и для большей части бизнеса, переговоры по отсрочке выплат коммунальных платежей — тарифы по ним выросли в два с лишним раза за последние несколько лет, и в текущей ситуации полные платежи в срок непосильны. Пока никаких значимых шагов навстречу со стороны монополистов мы не увидели — как не увидели и действенной помощи города в этом вопросе (которая была продекларирована).

Ведем дружественные и взаимоуважительные переговоры с персоналом. Мы никого не сокращаем — ни в туристической компании, ни в отеле. Однако загрузка существенно сократилась, и, например, на доходах линейного персонала в отеле это сказалось. Мы договорились о том, что хотя вознаграждение сотрудников снизится параллельно снижению количества отработанных часов, оно не снизится ниже определенного достойного уровня. Вместе с тем, я знаю, что часть компаний туриндустрии уже отпустили людей в неоплачиваемый отпуск на шесть месяцев или просто уволили, не слишком это афишируя. Это очень плохой и опасный для всех процесс — люди, остающиеся без денег и социальной защиты, как они себя поведут?

В этой связи обсуждали сегодня с коллегами по отрасли опубликованный пакет мер регионального правительства по поддержке бизнеса. Соображений много, но главных, пожалуй, два. Во-первых, у региона недостаточно ресурсов, чтобы полноценно поддержать бизнес. И если петербургские компании основную часть налогов платят в федеральный бюджет, то почему бы региону не запросить у Федерации средства для поддержки петербургских компаний? Во-вторых, город решил в основном помогать компаниям, руководствуясь формальными критериями отнесения к малому бизнесу — под них не подпадает основная часть «белых» представителей туриндустрии — главных отраслевых налогоплательщиков. Получается, те, кто работает «в серую» и отпускает персонал без содержания, помощь получит, а те, на ком держатся бюджет и коллективы — нет. Мы уверены, что все законопослушные компании, относящиеся по ОКВЭД к списку отраслей, пострадавших из-за ограничений, введенных в связи с эпидемией коронавируса, должны получить сейчас поддержку государства — чтобы транслировать ее на своих работников.

Мое предложение — сформировать фонд оказания помощи пострадавшим отраслям. Такой фонд, работающий по предложенным нами правилам, позволил бы белому бизнесу прожить, с сохранением лица и персонала, от 4 до 6 месяцев — за это время, по прогнозам, кризис начнет заканчиваться».


Игорь Горьков, генеральный директор Nexign (разрабатывает биллинговые системы для сотовых операторов):

«Среди всех отраслей телеком — сейчас одна из немногих, которая оказалась в выигрышной ситуации, потому что при переходе на удалённую работу возникает спрос на телеком услуги. Он растёт и, я надеюсь, что этот спрос вытянет всех поставщиков, которые работают с телекомом. Это даёт надежды, что наш бизнес выживет».

Подробнее — см. видео:


О том, какие решения принимает петербургский бизнес в новых условиях, читайте в обзоре РБК+

Подпишитесь на РБК Петербург в ВКонтакте, Facebook и Instagram