На цветочном рынке Петербурга изменились и цены, и ассортимент
Цены на цветы перед 8 марта вырастут в среднем на 20-30% по сравнению с мартом прошлого года, рассказали РБК Петербург игроки цветочного рынка. При этом отдельные виды цветов подешевеют год к году. Из среднего букета, скорее всего, выпадут «экзоты» — например, итальянские анемоны и эустомы, кудрявая сирень и лилии, популярные у российских покупателей в предыдущие годы. Изменения затронули и состав покупателей: доля мужчин снизилась, отмечают продавцы цветочной продукции.
Цены и ассортимент
Несмотря на возникшие в прошлом году логистические проблемы, основной объем цветов на рынок Петербурга продолжает поступать из Голландии — оттуда фурами доставляют европейские, латиноамериканские и даже африканские цветы, говорят участники рынка. Также Петербург снабжают российские тепличные хозяйства, расположенные в Ленинградской и Калужской областях; мимозы везут из Абхазии. Время в пути и на прохождение границ составляет от 3 до 7 дней, что позволяет привозить цветы стабильного качества.
«Розничные цены могут вырасти в преддверие праздника примерно на 30 процентов к марту прошлого года, и средний букет будет стоить от 2 до 5 тысяч рублей», — говорит Денис Королько, управляющий сетью петербургских магазинов «Империя роз» (12 точек). По его словам, по сравнению с предыдущим праздником, который сопровождался покупкой цветов — Днем Святого Валентина (14 февраля) — цены существенно не изменятся. Как говорит Королько, поставки из Голландии с международных оптовых складов в Петербург идут стабильно: везут хризантемы, тюльпаны, розы и другие традиционные виды цветов. Более сложным, как говорит предприниматель, было 8 марта прошлого года — только что началась СВО, резко менялся курс евро, обстановка не располагала к покупке букетов. Многие цветочные магазины в тот момент закрылись, отмечает предприниматель. Логистика с того момента стала сложнее — фуры из Голландии довозят цветы до границы, потом «перецепляют на машины с российскими номерами» и везут дальше.
Нино Абшилава, управляющая тремя магазинами «Цветы», говорит о повышении средней цены за год на 10-15%. При этом резко подорожали «итальянские экзоты», пользовавшиеся спросом в предыдущие годы. Речь идет о таких цветах, как эустома, фиолетовые анемоны, кудрявая сирень, лилия. Цены на них выросли примерно на 40%. Зато, по словам Дениса Королько, в цветочном ассортименте есть подешевевшая позиция — тюльпаны: их розничная цена снизилась с примерно 120 рублей за штуку в марте прошлого года до 100 рублей сейчас. Это связано с изменением за год курса евро.
Средний счет за букет в Петербурге сейчас составляет 2,5 тыс. руб., говорит Вера Ильина, учредитель цветочного онлайн-маркета MOMENT. Представители офлайн-розницы согласны с этой оценкой.
Больше российского
Расширилось за последний год и производство цветов в России. Например, активным спросом пользуются тюльпаны, выращиваемые отечественными хозяйствами. По словам Нино Абшилава, в ее магазины тюльпаны поступают из Ленинградской области — в том числе, из Девяткино, где их выращивает тепличное хозяйство «Агроника». Длинную розу активно поставляет Калуга, добавляет Абшилава. Поставки из Калужской области, по словам предпринимателей, заметно выросли — в 2021 году там открылся крупнейший в России цветочный комплекс, где на 27 га выращивают 15 сортов роз. Розы привозят также из Казахстана, добавляет Нино Абшилава.
Однако рост доли российских цветов в букете не снижает его стоимость, подчеркивают представители цветочной розницы. «Нам бы хотелось закупать больше отечественных цветов, — говорит Вера Ильина, — в российских цветочных хозяйствах вполне успешно выращивают гиацинты, тюльпаны, розы, сопоставимого с европейской продукцией качества. Правда, они почему-то оказываются на 20-30% дороже импортных».
Другой покупатель
Рынок цветов меняется и под воздействием новых привычек покупателей. Предприниматели отмечают, что молодые потребители чаще всего заказывают цветы в онлайн-магазинах и на сайтах маркетплейсов, и не заходят цветочные магазины на улицах. Это обстоятельство, как и рост затрат бизнеса, ведет к сокращению числа точек торговли цветами в городе.
«За праздники прибыль небольшого цветочного магазина может составить всего 200-300 тысяч рублей, — говорит Станислав Жакалов, владелец ООО «Ирнес». — За год, с прошлой весны, для бизнеса дважды подорожало электричество, растет аренда, и цветочный бизнес стал менее выгодным».
Меняется и гендерный состав покупателей — мужчин среди них в Петербурге становится все меньше, отмечает Станислав Жакалов, что, в свою очередь, приводит к сокращению среднего чека покупки: «Это было заметно перед 14 февраля и чувствуется сейчас, когда начинаются покупки к 8 марта». Доля женщин среди клиенток цветочного бизнеса растет, говорят его представители — покупательницы украшают дома к празднику, а также поздравляют подруг. «Однако, не имея необходимости «произвести впечатление» величиной и дороговизной букета, женщины в среднем делают более скромные покупки в цветочных магазинах», — говорит Станислав Жакалов.
Повтор публикации от 02.03.2023