Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область⁠,
0

«На границе макрорегионов»: Большой порт Петербурга удивил экспертов

Фото: Пименов Роман/PhotoXPress.ru
Фото: Пименов Роман/PhotoXPress.ru

Морской порт «Большой порт Санкт-Петербург» (БПСПб) оказался самым пострадавшим в России от международных санкций в 2022 году. Но самым удивительным в итогах его работы за прошлый год эксперты называют неожиданно малое падение грузооборота — на 37,5%, хотя еще в начале осени прогнозировалось по меньшей мере двукратное падение. Есть несколько объяснений такого результата: нормальный грузооборот в первые месяцы 2022 года, когда еще не было санкций; рост экспорта энергоносителей; а также отсутствие санкционных ограничений на большую часть сухих грузов.

Втрое меньше, чем «Усть-Луга»

По информации Ассоциации морских торговых портов России, по итогам 12 месяцев 2022 года грузооборот Большого порта Санкт-Петербург снизился на 37,5%. Он перевалил грузов (38,8 млн тонн) даже меньше, чем областной порт «Приморск» (57,1 млн тонн — рост на 7,8%), не говоря уже о порте «Усть-Луга» (124,1 млн тонн — рост на 13,5%), который по грузообороту теперь более чем в 3 раза превышает БПСПб. Сравнимое, хоть и меньшее, падение наблюдалось только в порту Махачкалы (на 30,6%) в Каспийском море. Из всех морских портов Балтийского бассейна грузооборот снизил еще порт Высоцк (на 5,2% — до 16,0 млн тонн). Все же остальные - его нарастили (правда, необходимо учесть отсутствие данных по Калининградскому и Выборгскому портам — Ассоциация их не приводит).

Общий грузооборот морских портов Балтийского бассейна сократился, по данным Росморречфлота, на 2,9% — до 245,6 млн тонн. Снижение полностью связано с падением объёма перевалки сухих грузов (-18,1%), который составил 97,0 млн тонн. Наливных грузов в бассейне перевалено на 11,8% больше, в абсолютных цифрах — 148,6 млн тонн.

Контейнерный обвал

Полноценных данных по динамике разных видов грузов в БПСПб никто не приводит — ни госструктуры (Минтранс, Росморречфлот), ни Ассоциация. РБК Петербург удалось найти только отрывочную информацию. Наибольший ущерб петербургскому порту нанесло серьезное сокращение контейнерного грузооборота. Во-первых, такое сокращение стало самым значительным из всех видов грузов, обслуживаемых БПСПб. Во-вторых, перевалка контейнеров все последние годы давала самый большой вклад в грузооборот петербургского порта — по весу примерно 44%, по доходам - еще больше.

По операционным данным Группы Global Ports, владеющей крупнейшими контейнерными терминалами на территории Большого порта Санкт-Петербург, грузооборот контейнеров на ее «Первом контейнерном терминале» (ПКТ) в 2022 году по сравнению с 2021 годом упал на 65,5%, а на терминале «Петролеспорт» — на 66,7%; то есть, у обоих - почти в 3 раза. Как пояснили «Ведомостям» в пресс-службе группы, существенное снижение оборота контейнеров произошло из-за резкого сокращения числа судозаходов ключевых контейнерных линий в порты России. Напомним, что в марте крупнейшие международные операторы, в том числе Maersk, Mediterranean Shipping Company (MSC), CMA CGM, Hapag Lloyd и ONE, объявили об отказе от судозаходов в РФ (за исключением перевозки продовольственных и грузов медицинского и гуманитарного назначения).

Как выяснила «Фонтанка», другие контейнерные терминалы тоже пострадали, но некоторые — заметно меньше. Так, если грузооборот ООО «Феникс» сократился практически так же (на 60,8% за 11 месяцев 2022 года), как и терминалов Группы Global Ports, то оборот АО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» (КТСП) –упал всего на 44,4%. Член Правления НП «ГПУ ВЭД «ГЕРМЕС» Юрий Ковалев объясняет это тем, что КТСП сотрудничает со швейцарским контейнерным оператором MSC — единственным из всех крупнейших операторов, который после временной приостановки в марте 2022 года далее возобновил перевозки разрешенных грузов.

Терминалы Группы Global Ports были ориентированы в основном на Maersk, который объявил бойкот России и до конца года своего решения не менял. Как отмечает Юрий Ковалев, часть грузоперевозок терминалов Global Ports заключалась в вывозе из России порожних контейнеров Maersk, OOCL, Hapag и прочих линий, прекративших судозаходы в Россию. Формально такой вывоз входит в показатели грузооборота, но по сути перевозками коммерческих грузов не является.

Лучше прогнозов

В результате общий контейнерный грузооборот БПСПб, по разным данным, сократился за 2022 год на 63-65%. Это заметно меньше прогнозов (80-90%), которые еще осенью давали даже участники рынка. «На Северо-Западе ситуация достаточно трагичная. Наши предсказания по поводу падения на 80% сбываются. Такие показатели были в июне, июле и августе, — говорил в сентябре на Восточном экономическом форуме Дмитрий Паньков, генеральный директор УК «Дело» (основной акционер Global Ports, крупнейший в России транспортно-логистический холдинг). — Учитывая статистику первых пяти месяцев, когда терминалы хорошо сработали, падение с нарастающим итогом по состоянию за 7 месяцев составляет 45%. Контейнерная перевалка практически остановилась. Мы замещаем контейнерные грузы неконтейнерными: удобрениями, ломом, оборудованием машиностроительной отрасли» (цитата по Portnews).

По мнению Юрия Ковалева, около половины сохранившегося контейнерного грузооборота обеспечили перевозки в первые месяцы 2022 года, особенно в январе и феврале, когда санкций еще не было. Вклад во вторую половину дал вывоз весной порожних контейнеров; импорт продовольственных, медицинских и гуманитарных грузов, главным образом КТСП; а также мелкие, разовые перевозки из Индии, Китая, Малайзии и других стран, считает эксперт.

Их объем к концу года стал заметно расти, отмечает руководитель проекта «Дорн» Андрей Карпов. «Во второй половине 2022 года появились прямые контейнерные линии к нам из Индии и Китая, без перевалки в европейских портах с огромных океанских контейнеровозов на более мелкие фидерные суда, доставлявшие контейнерные грузы уже непосредственно в Большой порт Санкт-Петербург. Это, конечно, удорожает перевозки, но избавляет от проблем, связанных с невозможностью перевалки в портах Европы. Пока это «капля в море», но статистику несколько улучшает; и есть надежды на развитие этого процесса. Я бы еще обратил внимание на появляющиеся проекты контейнерных линий, связывающих нас с Латинской Америкой», — говорит эксперт.

Энергоносители, удобрения и металлы

По другим видам грузов ситуация была разной. Изделия из дерева, в частности, фанера, а также пеллеты были запрещены к ввозу в Евросоюз. Это существенно повлияло на грузооборот БПСПб. Зато вырос экспорт энергоносителей. Этот феномен заместитель руководителя ФТС России Владимир Ивин объясняет тем, что в условиях запланированных европейцами санкционных рестрикций зарубежные партнеры, в том числе европейские, активно закупали нефть, нефтепродукты, уголь, СПГ.

В 2022 году, как отмечает Владимир Ивин, начались проблемы с доставкой импортных товаров из определенных регионов мира, прежде всего из Латинской Америки и Африки, которые раньше приходили в европейские порты на больших океанических лайнерах, потом их перегружали на фидерные суда и через датские проливы направляли на Балтику. Эта модель в определенный момент остановилась, потом в какой-то части была возобновлена, но уже не в том объеме.

Из-за санкционных рестрикций на поставки металла пострадали стивидоры АО «Морской порт Санкт-Петербург» (–15,2%) и АО «Нева-металл» (–45,3%), по данным «Фонтанки» и Portnews. АО «Балтийский балкерный терминал» (ББТ), переваливающее основной объем минеральных удобрений в БПСПб, пострадало (–57,7%) из-за своего владельца, «Уралкалия», попавшего под международные санкции.

Впрочем, отмечает Юрий Ковалев, и «Нева-металл», и ББТ пострадали главным образом из-за персональных санкций на своих владельцев, в то время как на значительную часть самих грузов ограничения не вводились. Евросоюз в марте запретил поставки изделий из металла, а экспорт стальных полуфабрикатов будет ограничен лишь в 2024 году. На большую часть сухих грузов, которые также переваливают эти стивидоры, ограничения не вводились. После продажи «Северсталью» в сентябре «Нева-металла» частному инвестору положение стивидора заметно улучшилось. «Во второй половине 2022 года компания поступательно восстанавливает уровень загрузки. Основу грузопотока по-прежнему составляют сталь и контейнеры», — сообщили в «Нева-металл».

ББТ специализируется на минеральных удобрениях, экспорт которых из России не только не ограничивался, но даже, наоборот, стимулировался. Так, напоминает Юрий Ковалев, власти США даже выпустили специальное заявление, в котором подчеркивалось, что на минеральные удобрения санкции не распространяются. По этой причине, например, стивидор «Ультрамар» в порту Усть-Луга работает стабильно.

Другие порты Балтийского бассейна пережили 2022 год гораздо спокойнее. Так, крупнейший в регионе порт «Усть-Луга» даже увеличил грузооборот на 13,5%, хотя у него тоже было падение контейнерного грузооборота. «Усть-Лужский контейнерный терминал», который входит в состав группы Global Ports, снизил показатели заметно меньше — лишь на 38,2%, впрочем, он переваливает контейнеров довольно мало — лишь 3% от оборота петербургских терминалов, что в масштабе оборота порта «Усть-Луга» составляет незначительную долю. Порт «Высоцк», экспортирующий энергоносители (как и «Усть-Луга»), увеличил отгрузку.

Достигли дна? 

Более или менее определенные прогнозы на 2023 год участники рынка и эксперты делать затрудняются. «Хотя Группа видит растущий интерес клиентов к заходам судов-контейнеровозов в Балтийском бассейне, нет оснований в 2023 году ожидать восстановления рынка в регионе до объемов 2021 года», — пишет в своем пресс-релизе Группа Global Ports.

В то же время Юрий Ковалев полагает, что ситуация может улучшиться: «Мы, вероятно, достигли дна во второй половине 2022 года, так что в 2023 году возможен рост, главным образом, за счет судозаходов из Китая. Участники рынка устали от проблем на китайских сухопутных погранпереходах и портах Дальнего Востока и склонны переориентировать свои грузопотоки на морские перевозки, в том числе, в Петербург, которые с учетом всех обстоятельств оказываются выгоднее автомобильных и железнодорожных. Сейчас происходит глобальное снижение фрахта по трейду Азия-Европа, что делает морскую доставку в Петербург более выгодной, чем железнодорожная перевозка через весь континент».

На Дальнем Западе

Андрей Карпов тоже считает, что некоторое восстановление грузопотоков в ближайшей перспективе будет — но не до прежнего уровня. Что касается возможностей в новой ситуации «развернуться на Восток», то Андрей Карпов считает, что функция «окна в Европу» у Петербурга (как и у остальных российских портов на Балтике) завершилась.

«В моем понимании, сейчас происходит разделение мира на экономические макрорегионы. Каждый макрорегион переориентируется на свои источники энергоносителей и сырья. Товарообмен и, соответственно, грузопотоки, между макрорегионами значительно сократятся, а товарообмен внутри макрорегионов- увеличится, — считает эксперт. — Мы находимся на Дальнем Западе активно формирующегося условного «китайского» макрорегиона, и у этого Дальнего Запада такое же смысловое периферийное наполнение, каким оно было долгое время у российского Дальнего Востока по отношению к остальной России. Так что конкуренция с нашими дальневосточными портами, которые сейчас активно развиваются, нам не грозит. Нашей зоной грузовой работы станет Западная Африка и Латинская Америка. Поэтому городу надо менять одну из вековых парадигм развития «окна в Европу» на что-то другое, например, на «окно в Атлантику». Это серьезнейший вызов, с которым город давно не сталкивался». Он считает, что может обостриться конкуренция БПСПб с российскими портами Азово-Черноморского бассейна, которые тоже работают в зоне Атлантики, а также могут «перехватывать» у Петербурга контейнерные грузопотоки из Китая и Индии.

Повтор публикации от 30.01.2023

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 15:42
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 15:42
«Ростов» впервые с 2023 года победил «Рубин» в матче РПЛ Спорт, 15:57
Простота и отсутствие вычурности: каким будет новый жилой дом от TATE РБК и TATE, 15:51
В Европе раскрыли плохой и очень плохой варианты из-за Трампа и Украины Политика, 15:50
Москва полицентричная: как развитие новых районов изменило жизнь горожан РБК и ГАЛС, 15:40
В Швеции заявили, что регулярно замечают российские подлодки в Балтике Политика, 15:34
Вид на реку: что такое жилье класса клубный премиум РБК и City Bay, 15:27
На Запорожской АЭС восстановили внешнее питание по линии «Днепровская» Политика, 15:21
ИИ для работы и жизни — новый интенсив РБК
Как пользоваться нейросетями и прокачать с ними общение
Подробнее
В Горловке при обстреле погибла женщина, ранены еще двое Политика, 15:18
Что добывают и производят в городах и провинциях Китая. Карта РБК и ВТБ, 15:15
Экономика впечатлений: цены комфортнее, отдых интереснее РБК и Ozon Travel, 15:05
Фигурист с русскими корнями выиграл финал Гран-при с мировым рекордом Спорт, 15:03
Власти Катара удивились решению ЕС отказаться от российского газа Экономика, 14:55
Как компании выбирают, кто будет внедрять ИТ-системы. Исследование РБК х Ростелеком, 14:55
Хэмилтон врезался в отбойник во время тренировки на Гран-при Абу-Даби Спорт, 14:49