Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область⁠,
0

В Петербурге — скачок промышленного производства. Как это объяснить?

2022 год принес не только падение, но и резкий взлет ряда отраслей петербургской промышленности. Эксперты связывают это с военными заказами и импортозамещением, но не уверены в длительном росте преуспевших сегментов
Фото: Пименов Роман/PhotoXPress.ru
Фото: Пименов Роман/PhotoXPress.ru

Вплоть до конца осени Росстат фиксировал снижение промышленного производства в Петербурге, как и в России в целом, по сравнению с аналогичными месяцами 2021 года. Темпы этого снижения нарастали: если в августе петербургский индекс промышленного производства (ИПП) был ниже показателя августа 2021 года на 7,4%, то в сентябре аналогичная разница составляла уже 12,3%, а по сравнению с августом 2022 года сентябрьский ИПП снизился на 7%. В октябре, однако, статистика зафиксировала ощутимый скачок: по сравнению с сентябрем 2022 года ИПП вырос на 7,6%, а с октябрем 2021 года — на 12,4%. Данные по итогам года будут не ранее конца января, но судя по осенним цифрам, к концу 2022-го промышленность Петербурга начала восстановление.

Специфика Петербурга

Петербургская промышленность весь год сохраняла положительную динамику — рост хоть и серьезно замедлялся, но не ушел в минус. По уточненным данным Петростата, индекс промпроизводства за январь—сентябрь 2022 года составил 101,8% — против 107,3% за январь—сентябрь 2021 года. То есть, рост промышленности замедлился в четыре раза. В октябре негативная тенденция начала замедляться — петербургский ИПП за январь—октябрь составил уже 102,8% (против 107,2% в 2021 году), а за январь—ноябрь — и вовсе 104,7% (в 2021 году — 107,1%). Статистические данные демонстрируют более энергичную динамику промышленности в Петербурге, чем в России в целом — в городе она падала сильнее, но и восстанавливалась быстрее.

Отличаются промышленные показатели Петербурга и от Ленобласти, где общая положительная динамика (ИПП за период с января 2022г) уже в июле сменилась на отрицательную и продолжила падение с увеличивающейся скоростью вплоть до декабря.

Впрочем, по мнению экспертов, опрошенных РБК Петербург, в контексте ситуации нескольких последних лет промышленная динамика 2022 года не столь драматична. Сравнение нынешних параметров с данными за 2021 год, которое приводит Росстат, не очень показательно. «2021 год — это период постпандемийного восстановления, так называемый статистический выброс, с ним вообще нельзя сравнивать ситуацию этого года», — утверждает профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами Санкт-Петербургского государственного экономического университета (СПбЭУ) Елена Ткаченко. Она считает, что корректнее сравнивать с 2019 годом, предшествующим коронакризису. Примерно такое же мнение высказал и президент Санкт-Петербургского филиала НИУ ВШЭ Александр Ходачек: «Конечно, надо сравнивать со средними показателями нескольких предшествующих лет». В «доковидные» годы и в Петербурге, и в Ленобласти рост ИПП находился на уровне 4-5%. Это выше, чем сейчас, но все же ниже показателей 2021 года.

Также, по мнению экспертов, не стоит переоценивать неожиданно положительные данные за октябрь и ноябрь. «Рост в октябре и ноябре произошел, скорее, по стандартным, в конце года, финансовым причинам: надо закрывать контракты, завершать освоение госбюджета и т.п.», — считает профессор кафедры финансов и учета СПбГУ Елена Рогова. Впрочем, эксперт не исключает, что многие компании из разных отраслей (в том числе крупных) сумели к этому времени заместить выпавших поставщиков. Елена Ткаченко добавляет еще один, специфически петербургский, фактор: «В октябре наши судостроители спускали на воду построенные корабли — закрывали соответствующие заказы. В Петербурге всегда в таких случаях ИПП заметно вырастает». Кроме того, отмечает она, в октябре и ноябре заработали новые крупные предприятия (производство электроники концерна «Алмаз-Антей» на площадке бывшего Обуховского завода и др.), предприятия ОПК увеличили мощность.

Эксперт считает «взлетевшие» показатели октября и ноября признаком не столько восстановления промышленности к докризисному уровню, сколько ее адаптации (включая структурную перестройку производств) к новым условиям, вызванным санкционным давлением в 2022 году. Полноценное восстановление будет только тогда, когда начнется устойчивое развитие промышленности, а надежных признаков этого Елена Ткаченко пока не видит.

«Взлетевшие» показатели октября и ноября — признак не столько восстановления промышленности к докризисному уровню, сколько ее адаптации (включая структурную перестройку производств) к новым условиям, вызванным санкционным давлением в 2022 году, считает Елена Ткаченко.

Еще одной особенностью ситуации в Петербурге можно считать существенную неравномерность развития отраслей. На фоне снижения общих объемов промышленного производства в Петербурге существуют отрасли, которые не только не падают, но, наоборот, растут, причем, некоторые — довольно сильно.

Успешные и «провальные» отрасли

Уже в январе 2022 года «взлетели» два сегмента — производство кожи и изделий из кожи, а также производство бумаги и бумажных изделий. ИПП в каждой из этих отраслей вырос даже к январю «нетипичного» 2021 года в 2,3 раза. Хотя в самом начале 2022 года росли все отрасли промышленности, таких показателей не было больше ни у кого. В следующие месяцы началось снижение показателей практически у всех отраслей — некоторые ушли в минус. У «взлетевших» отраслей стали падать темпы роста, оставаясь, тем не менее, рекордно высокими. Так, ИПП в производстве кожи и изделий из кожи вплоть до ноября не опускался ниже 1,5 раз и только в ноябре его ИПП с начала года немного понизился — до 142,1%.

ИПП в производстве кожи и изделий из кожи вплоть до ноября не опускался ниже 1,5 раз и только в ноябре его ИПП с начала года немного понизился — до 142,1%.

Набирали обороты и другие отрасли. Так, в марте пошла в рост текстильная отрасль — ее ИПП за январь—март в 1,5 раза превысил аналогичный показатель 2021 года. В августе к рекордсменам добавилось производство одежды (ИПП в 1,8 раза превысил август 2021 года), чей ИПП к декабрю (за период январь—ноябрь) достиг уровня, в 2,2 раза превосходящего 2021 год.

Темпы других растущих отраслей были ниже, чем у рекордсменов (максимальный — 38,7% у мебели в ноябре), но все же выглядели вполне оптимистично. Например, производство «прочих транспортных средств и оборудования» выросло к декабрю на 22%. Помимо названных, заметный рост по итогам января-ноября 2022 года наблюдался в производстве резиновых и пластмассовых изделий (ИПП — 126,4%), в производстве прочей неметаллической минеральной продукции (ИПП — 117,6%), в металлургическом производстве (ИПП — 117,8%). Среди отраслей высокотехнологичного сектора отмечен рост в производстве лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях (ИПП — 119,1%). Высокий рост наблюдается в производстве пищевых продуктов (ИПП — 121,8%).

Такие результаты особенно заметны на фоне падения в целом ряде сегментов. Резкое падение к прошлогоднему декабрю произошло в сегменте «ремонт и монтаж машин и оборудования» (на 23,2%) и в «добыче полезных ископаемых» (на 29%). Катастрофическое, почти десятикратное, до 10,6%, падение ИПП за январь—ноябрь зафиксировано в сегменте производства автомобильного транспорта.

Резкое падение к прошлогоднему декабрю произошло в сегменте «ремонт и монтаж машин и оборудования» (на 23,2%) и в «добыче полезных ископаемых» (на 29%). Катастрофическое, почти десятикратное (до 10,6%), падение ИПП за январь—ноябрь зафиксировано в сегменте производства автомобильного транспорта.

Факторы роста

Рост в металлургии, производстве текстильных и медицинских изделий, бумаги, резиновых и пластмассовых изделий, прочей металлической и неметаллической минеральной продукции (например, композитной — на каски и бронежилеты) и в некоторых других сегментах произошел в значительной степени благодаря резкому увеличению военных заказов, считает Елена Ткаченко.

В то же время, и она, и Елена Рогова отмечают, что заметную роль в этих отраслях, а также в других, не связанных с военными заказами, сыграло импортозамещение. «Рост этих отраслей обусловлен сильным давлением спроса внутри России, который остался неудовлетворенным из-за ухода западных компаний», — считает Елена Рогова. «Некоторые предприятия, имевшие год назад коэффициент загрузки порядка 25% — 30%, сейчас загружены на 80 — 90%. Они относятся к секторам, где есть большая потребность в импортозамещении. У них были незадействованные мощности и сейчас они их загрузили для выполнения возросшего объема заказов», — говорит Елена Ткаченко. По ее словам, к таким секторам относится производство инструментов и оснастки, электрооборудования, комплектующих для электронной промышленности, производство одежды, изделий из кожи. Наибольшие темпы роста из-за импортозамещения она замечает в радиоэлектронной промышленности.

Результаты в этих секторах могли быть и выше — их рост сдерживается не объемом заказов, а производственными мощностями, которых, как правило, не достаточно.

Рост фармы

Ярким свидетельством роли импортозамещения для роста производства может, например, служить ситуация в фармацевтической отрасли. В Петербурге рост производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, составил 19,1%, в январе-ноябре 2022 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В Ленобласти рост фармы за этот же период составил 15,4%. Как подсчитали для РБК Петербург в аналитической компании RNC Pharma, всего в Северо-Западном регионе в январе-октябре 2022 году было произведено 306,3 млн упаковок готовых лекарственных препаратов — это примерно 8,9% от общего объёма производства лекарств в России. Рост к 2021 году составил 6,3% (в упаковках), что заметно выше среднего роста по России в целом (+3,1%).

В Петербурге рост производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, составил 19,1%, в январе-ноябре 2022 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Такой рост связан с увеличением мощностей производства петербургских компаний. Например, в прошлом году компания «Гротекс» (бренд Solopharm) открыла новый завод твердых лекарственных форм за 1,1 млрд руб., рядом с действующим предприятием по выпуску жидких лекарств. Он предназначен для производства шести препаратов собственной разработки на основе антител. Помимо этого, компания планирует начать строить ещё один отдельный завод в 2023 году.

Компания «Фармасинтез-Норд» в первом квартале наступившего года планирует ввести в эксплуатацию вторую очередь производства в ОЭЗ «Новоорловская». Также компания сообщила, что инвестирует 9 млрд руб. в строительство уже третьей очереди научно-производственного комплекса по разработке и производству лекарственных препаратов в ОЭЗ.

О расширении производства сообщил и генеральный директор НТФФ «ПОЛИСАН» Дмитрий Борисов: компания, по его словам, в 2022 году произведет порядка 30 млн упаковок, а в следующем году планирует нарастить выпуск в пределах 10% — до 32-33 млн упаковок. В рамках импортозамещения компания развивает производство субстанций на дочернем заводе «Полисинтез» в Белгороде; его производственные мощности в этом году были модернизированы.

Перспективы

Ситуацию в начинающемся 2023 году эксперты прогнозировать затрудняются — слишком много противоположных факторов. Впрочем, по сравнению с их оценками в сентябре, когда они считали большим успехом петербургской промышленности «выход в ноль» (сохранение ИПП за январь—декабрь на уровне 2021 года, то есть 100%), нынешние прогнозы звучат более оптимистично. Экспертов вдохновил начавшийся в октябре подъем промышленности (ИПП вырос с сентябрьского 101,8% до 102,8% в октябре и до 104,7% в ноябре). «Если в декабре сложилась благоприятная ситуация, то закончить 2022 год мы можем даже в плюсе», — говорит Елена Ткаченко. Правда, это вряд ли может произойти из-за сильно растущих сейчас отраслей, считают оба эксперта — их совокупный вклад в общий результат не настолько существенный. По этой же причине неочевидна их способность удержать наметившуюся в октябре общую положительную динамику, к тому же ситуация в экономике меняется сейчас не всегда предсказуемо. Но для самих этих отраслей — владельцев, акционеров компаний, их работников — положение дел видится весьма вдохновляющим, по крайней мере в ближайшей перспективе.

Насколько рост «взлетевших» отраслей будет устойчивым хотя бы в ближайшей перспективе зависит от ряда факторов. Сейчас, говорит Елена Рогова, многие предприятия все еще работают на запасах импортного сырья и комплектующих. Но они скоро закончатся. «Дальше все будет зависеть от того, насколько удастся эти запасы пополнять — либо параллельным импортом, либо российским импортозамещением, — считает эксперт. — Во многих отраслях быстро наладить импортозамещение очень затруднительно, а зачастую невозможно, и если не будут восстановлены импортные поставки, то у компаний в этих отраслях начнется спад». В зоне риска, в этом смысле, по мнению Елены Роговой, находится, например, производство одежды, поскольку вся фурнитура до сих пор импортная, как и красители для тканей. Насколько сильно это отразится на общих показателях «взлетевших» отраслей, сказать сейчас невозможно, считает эксперт, поскольку восстановлением поставок занимается не отрасль, а каждая конкретная компания по мере своих возможностей.

Успешное импортозамещение уже, по-видимому, произошло в производстве мебели, в строительной отрасли, так что динамика производства в этих отраслях от импорта уже практически не зависит и будет определяться другими факторами, главным образом платежеспособностью потенциальных покупателей. А с этим фактором могут возникнуть серьезные проблемы ввиду общего ухудшения экономической ситуации, говорят эксперты.

Продолжение роста в импортозамещающих отраслях пока в значительной мере зависит от скорости наращивания их производственных мощностей, которая обусловлена возможностями закупать дополнительное оборудование.

По словам Елены Ткаченко, продолжение роста в импортозамещающих отраслях пока в значительной мере зависит от скорости наращивания их производственных мощностей, которая обусловлена возможностями закупать дополнительное оборудование (или новое — для производства новых изделий). Это дело хлопотное, затратное и не быстрое, замечает эксперт. Кроме того, для работы на этом оборудовании нужен дополнительный персонал, который надо где-то найти и обучить, что тоже непросто в ситуации хронического дефицита кадров в промышленности, усиленного частичной мобилизацией. В силу всех этих обстоятельств наибольшего эффекта от импортозамещения Елена Ткаченко ожидает не по итогам 2022 года, а в течение следующих нескольких лет.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 12:44
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 12:44
«Амур» прервал шестиматчевую серию поражений в КХЛ победой над СКА Спорт, 12:54
Какой стиль отражает вашу личность. Тест РБК и ГАЛС, 12:52
В Бенине произошла попытка госпереворота Политика, 12:49
Глава МИДа Ирана посетит Россию и Белоруссию Политика, 12:47
Шесть трендов туризма: куда, как и почему путешествуют россияне РБК и Ozon Travel, 12:41
Российский вратарь повторил рекорд клуба и стал третьей звездой дня в НХЛ Спорт, 12:36
Зачем ретейл следит за покупателями РБК х МТС Бизнес, 12:30
Как располагать к себе людей
Интенсив о харизме
Узнать больше
Илон Маск назвал Европу Четвертым рейхом Общество, 12:27
Как ощущение катастрофы породило прекрасный экспрессионизм РБК и ГАЛС, 12:20
Двалишвили оправдал поражение от Яна тем, что хотел устроить шоу Спорт, 12:20
Как управлять людьми — рекомендации гуру менеджмента Эндрю ГроуваПодписка на РБК, 12:19
Овечкин вошел в топ-10 самых популярных спортсменов мира по версии Google Спорт, 12:18
Военные заняли Кучеровку и Ровное в Харьковской области и ДНР Политика, 12:15
«Невероятный Ян». Как россиянин вернул титул чемпиона UFC спустя 4,5 года Спорт, 12:13