Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область ,  
0 

Эксперты ожидают в Петербурге нового витка роста цен на топливо

Фото: Игорь Акимов/Интерпресс
Фото: Игорь Акимов/Интерпресс

Для петербургского рынка АЗС одним из важных итогов 2019 года стало резкое сокращение доли независимых игроков. После крупных сделок, произошедших в отрасли, свои позиции укрепили вертикально-интегрированные компании (ВИНК). По мнению большинства опрошенных РБК Петербург специалистов, уход оставшихся независимых игроков — вопрос времени, поскольку у них нет шансов выдержать жесткую ценовую конкуренцию. Сейчас ВИНКи привлекают покупателей более выгодным предложением. Однако долгосрочным результатом монополизации рынка станет драматичный рост цен на топливо и сокращение числа АЗС, предупреждают эксперты.

Сложная ситуация

В Петербурге в прошлом году прошло сразу две знаковых сделки. Во-первых, владельцы Петербургской топливной компании (ПТК) Ольга и Андрей Голубевы продали свои розничные активы дочерней структуре «Роснефти» — ООО «РН-Региональные продажи». В числе активов ПТК были 141 АЗС в Петербурге и области, в Великом Новгороде, Пскове, Твери, Мурманской области и в Карелии, а также две нефтебазы — «Ручьи» и «Чудово». Это был крупнейший в СЗФО независимый топливный оператор. Хотя стороны сумму сделки не раскрывали, по оценкам экспертов, она могла составить 40 млрд руб.

Во-вторых, финская компания Neste договорилась о продаже своего розничного топливного бизнеса компании «Татнефть». В сделку вошли 75 АЗС на Северо-Западе России и топливный терминал под Петербургом. Общую сумму сделки эксперты оценили более чем в 10 млрд руб. Neste полностью ушла с российского рынка, хотя бренд ее «Татнефть» сможет использовать еще 5 лет.

В 2018 году, когда рост оптовых цен вдвое превысил показатели инфляции, АЗС, входящие в состав ВИНК, получили значительное преимущество перед независимыми игроками.

Как отмечают специалисты, обе эти сделки могли случиться гораздо позже, если бы не сложное положение независимых АЗС, вызванное колебаниями цен на бензин. Так, в 2018 году, когда рост оптовых цен вдвое превысил показатели инфляции, АЗС, входящие в состав ВИНК, получили значительное преимущество перед независимыми игроками. «Особенно тяжелой ситуация стала летом 2018 года, когда правительство заморозило розничные цены, но не оптовые и в некоторых регионах владельцам АЗС пришлось работать в убыток», — вспоминает Николай Королев, директор по маркетингу и развитию сети АЗС «Фаэтон».

В результате независимые АЗС стали терять клиентов и рентабельность, что заставило их искать возможности для продажи бизнеса.

Эксперты ожидают в Петербурге нового витка роста цен на топливо

Тектонические сдвиги

Уход с рынка ПТК и Neste значительно увеличил долю ВИНК на розничном топливном рынке. Так, «Роснефть» нарастила свою долю более чем вдвое — с 9,7% до 26,5% — и стала крупнейшим игроком не только в Петербурге, но и в CЗФО. Сделка даже вызвала повышенное внимание антимонопольного ведомства. Петербургское УФАС России констатировало, что совокупная доля «Лукойла» и «Роснефти» на петербургском рынке продажи автомобильного топлива превысила 50% (еще в декабре 2018 года она не превышала 33,3%).

Эксперты ожидают в Петербурге нового витка роста цен на топливо

Таким образом, на петербургском топливном рынке произошел тектонический сдвиг, который эксперты прогнозировали последние несколько лет: подавляющее большинство городских АЗС теперь принадлежат вертикально интегрированным компаниям — их доля от общего числа автозаправок выросла с 52% в 2018 году до 78,8% на середину августа 2019 года. Сегмент независимых АЗС представлен всего тремя компаниями — ООО «Серкл Кей», ООО «Фаэтон» и ООО «Шелл нефть».

Что будет дальше

Оценивая перспективы дальнейшего развития отрасли, эксперты сходятся в том, что выдерживать конкуренцию с вертикально-интегрированными компаниями оставшимся трем независимым игрокам будет сложно. При сохранении текущей налоговой и регулятивной системы компании, не имеющие собственной нефтедобычи обречены на уход с рынка, уверен президент Независимого топливного союза Павел Баженов

Вероятность такого сценария особенно высока с учетом постоянного снижения маржинальности продаж топлива, говорит Николай Королев. По его данным, рентабельность топливного бизнеса АЗС составляет порядка 3%, а нетопливного (магазин, кафе на территории заправки) — около 20%. При этом в структуре доходов на долю топлива приходится 85%.

Эксперты сходятся в том, что выдерживать конкуренцию с вертикально-интегрированными компаниями оставшимся трем независимым игрокам будет сложно.

Зарабатывать на топливе становится все труднее, в связи с чем Павел Баженов прогнозирует уход с рынка независимых АЗС в среднесрочной перспективе. Следующим этапом в развитии отрасли станет медленное, но неуклонное повышение цен на топливо (в частности, бензин АИ-92, согласно прогнозам, «пробьет» психологическую планку в 50 руб. за 1 л уже в 2021 году), уверен эксперт. Еще одним следствием монополизации станет сокращение числа АСЗ в городе, поскольку ВИНКи будут избавляться от малорентабельных точек, полагает Павел Баженов.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 19 апреля
EUR ЦБ: 100,53 (+0,25)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Курс доллара на 19 апреля
USD ЦБ: 94,09 (-0,23)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
В Москве закрыли все парки из-за предупреждения о штормовом ветре Общество, 15:01
Лавров назвал Швейцарию неподходящим местом для диалога по Украине Политика, 14:59
Выдачи микрозаймов слишком закредитованным россиянам резко упали Финансы, 14:58
Трейдеры криптовалют потеряли $270 млн на ликвидациях перед халвингом Крипто, 14:58
Подозреваемого в убийстве из-за парковки задержали в Ростовской области Общество, 14:57
Reuters узнал, что ЕЦБ потребует от UniCredit сократить бизнес в России Финансы, 14:55
Спрос иностранцев на обмен активами превысил предложение россиян Инвестиции, 14:52
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
HITC узнал об интересе «Ман Сити» и «Челси» к рекордсмену сборной России Спорт, 14:45
На трассе между Москвой и Петербургом снизили скорость из-за снегопада Общество, 14:44
«Роскосмос» показал фотографию обрушившегося на центр России шторма Общество, 14:43
Командир катапультировал штурманов и помощника с падающего ТУ-22М3 Общество, 14:41
Тейлор Свифт выпустила новый музыкальный альбом Life, 14:37
Двух старшеклассников задержали за попытку поджечь Ми-8 на аэродроме Политика, 14:35
Лавров заявил о бессмысленности переговоров с Зеленским Политика, 14:34