В Петербурге появился новый формат общественных пространств
Одним из позитивных для Петербурга трендов последних лет стало возрождение городских библиотек. Формат учреждений, который, казалось бы, безнадежно устарел, стремительно набирает популярность — в том числе и среди молодой аудитории. Происходит это благодаря значительному расширению функционала библиотек, которые начинают играть одновременно и роль общественного пространства, и соседского центра, и места получения информации, и коворкинга, и лектория.
Не спешите нас хоронить
У большинства из нас библиотека, в особенности районная, ассоциируется с чем-то милым, полезным — и безнадежно устаревшим. И если спросить экономически активных людей, что они думают о будущем библиотек, то они, скорее всего, ответят, что этого будущего нет. Более того, сама способность современного человека читать много и на бумаге, как в старые добрые времена, регулярно подвергается сомнению.
Но слухи о предсмертном состоянии городских библиотечных систем оказались преждевременными. Пережив непростые времена, разветвленная инфраструктура чтения выходит из состояния анабиоза и постепенно возрождается, приобретая новые очертания и функции. Отрадно, что происходит это в основном на государственные деньги; впрочем, библиотечной системе удается привлекать и средства благотворителей. Привлекает она и молодых людей — как потребителей, так и, говоря суконным языком, операторов услуг. Новые люди несут с собой новые практики.
Формат библиотеки не только жив, но даже демонстрируют способность к экспансии, спонсируя коммерческие проекты. Бесчисленные торгово-развлекательные центры в условиях бегства торговли в онлайн вынуждены развивать вторую свою функцию. Наряду с разными подвидами балагана чтение и, соответственно, библиотеки оказываются в списке популярных развлечений наших сограждан.
В эпоху тотальной диджитализации (компьютеризации) большая часть информации, которую мы привыкли потреблять с помощью физических носителей, переместилась в виртуальное пространство. Музыка, кино, телевидение — все адаптируется к новым реалиям цифровой культуры. Однако столь резкая смена парадигмы существеннее всего повлияла на медиа, которые взаимодействуют непосредственно с текстом. За последние годы значительная часть СМИ и издательств перестали использовать физические носители для распространения информации.
Также изменились и площадки, где люди могут получить новые знания. Сейчас любой человек, имеющий доступ в интернет, может получить интересующую его информацию за пару секунд. Из-за этого почти полностью отпала надобность в местах, которые раньше выступали в качестве хранилищ этой информации — в библиотеках. Поэтому им пришлось адаптироваться к происходящим изменениям, что привело к возникновению нового формата библиотеки.
Cлухи о предсмертном состоянии городских библиотечных систем оказались преждевременными. Пережив непростые времена, разветвленная инфраструктура чтения выходит из состояния анабиоза.
Смена ролей
Еще несколько лет назад одна районная библиотека была похожа на другую — длинные ряды стеллажей, отсутствие комфортабельных зон для чтения, один старый компьютер на все учреждение. Но изменение привычек, связанных с поиском информации, привело к тому, что в библиотеки продолжили ходить только школьные экскурсионные группы и пенсионеры, у которых нет доступа в интернет.
В странах Европы и Северной Америки на эту проблему обратили внимание еще на рубеже XX—XXI веков. Исследователи писали, что в эпоху изменения способов получения информации библиотеки и их работники должны подстраиваться под запросы посетителей. Например, первоначальная роль библиотекаря заключалась в том, чтобы каталогизировать и выдавать/принимать литературу. Сейчас библиотекарь — это медиатор, обладающий навыками поиска, анализа и оценки данных. Люди этой профессии должны выступать в качестве посредников между читателями и их запросами.
Сегодня у библиотеки появляются функции, которые раньше были не характерны для нее. Современная библиотека выполняет одновременно роль и общественного пространства, и соседского центра, и места получения информации, и рабочего места, и лектория. И список не ограничивается только этими ролями. Каждая библиотека, которая проходит трансформацию, создает собственную концепцию.
Современная библиотека выполняет одновременно роль и общественного пространства, и соседского центра, и места получения информации, и рабочего места, и лектория.
Красногвардейский эксперимент
В Петербурге процесс трансформации библиотек начался позже, чем в Европе, но раньше, чем в Москве. Так, Вероника Сединина, экс-начальник отдела культуры системы библиотек Красногвардейского района, рассказала, что в Петербурге перемены начались в 2013 году с библиотеки имени Гоголя: «Библиотека Гоголя показала, что схема [с преобразованием библиотек. — Ред.] работает, что библиотеки в новом формате нужны городу».
За библиотекой Гоголя последовали изменения и в других библиотеках района. Это и библиотека «Ржевская», и БЦО (Библиотечный центр общения) «Современник», и «Открытая гостиная» (библиотека им. Лермонтова), и «Библиотека друзей». Все эти учреждения заработали в новом формате, который стал актуальным для посетителей.
Александра Ненько, автор новой концепции БЦО «Современник», рассказывает, что жители районов хотят получать комплексные услуги по принципу «единого окна»: «Житель думает так: хочется, чтобы было и интересно, и полезно, и для всей семьи, и чтобы домой что-то унести. Собственно, если библиотека будет предоставлять не только услуги по выдаче книг, но и образовательные мероприятия, и мероприятия для релакса, и мероприятия для разных возрастных групп, она будет более востребована. Наши исследования показывают неослабевающий, и даже растущий интерес людей к бесплатному образованию и культурным мероприятиям, и этим надо пользоваться».
Но, отмечает Ненько, подобное расширение функций библиотеки вовсе не означает отказ от традиционной книги. Наоборот, все «образовательные мероприятия выстраиваются вокруг книжного фонда и цифровых информационных ресурсов, которые есть в библиотеке».
Куратор, фасилитатор, модератор
Одним из ключевых факторов для организации нового формата библиотеки являются ее сотрудники. Вероника Сединина комментирует это так: «В библиотеках Красногвардейского района есть нововведение: у специалистов, которые устраиваются туда на работу, нет… библиотечного опыта, но есть другой опыт, который они могут там реализовывать. И это работает. Это привело в библиотеки разных специалистов — там есть и маркетологи, и экономисты, и журналисты, и дизайнеры. Это все те люди, которые позволяют библиотекам идти в ногу со временем».
Александра Ненько подтверждает эту позицию: «Профессия библиотекаря может стать снова модной, если ее правильно позиционировать через расширенный репертуар — знатока, культурного менеджера, куратора, фасилитатора, модератора, а это тренды в современном атласе профессий».
Храм пришел к торгующим
Одной из основных задач, которая стоит перед авторами концепций по преобразованию, является создание идентичности, уникальности каждой библиотеки. Библиотека сама выбирает, каким будет ее формат. Например, проект БЦО «Современник» объединяет в себе функции соседского центра, лектория и коворкинга. Филиал библиотеки им. Маяковского — информационно-досуговый центр М-86 –выделяется наличием звукозаписывающей студии и услуг по планированию индивидуальных туристических маршрутов. Еще один филиал библиотеки Маяковского — это библиотека в ТЦ «Охта Mall». Это первая в России библиотека, которая располагается в торговом центре. Библиотека является частью площадки Охта LAB, где можно посещать лекции или мастер-классы и где предоставлен доступ к рабочим местам и литературе.
Одной из основных задач, которая стоит перед авторами концепций по преобразованию, является создание идентичности, уникальности каждой библиотеки.
Конечно, на подобные преобразования нужны средства. У библиотек есть несколько путей для получения этих средств: это городской бюджет, получение гранта или финансирование от спонсора. Например, команда Александры Ненько получила грант на 500 тыс. руб. в рамках программы «Родные города», которую ведет «Газпромнефть». Однако этой суммы было недостаточно для капитальных преобразований, поэтому представители Библиотечной системы Красногвардейского района обратились к администрации района с просьбой предоставить дополнительные средства для того, чтобы полностью завершить реконструкцию.
Сейчас полным ходом идет процесс эволюции узконаправленных учреждений, выдающих книги, в многофункциональные культурно-досуговые центры. У библиотек Санкт-Петербурга, судя по уже сделанному, есть все шансы на превращение в новые точки притяжения.