Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область ,  
0 

«Приветствуем удорожание ресурсов»: бизнесмены — о главных трендах года

Как это нередко бывает, кризисные явления, стимулируют позитивные перемены. Нынешний, «пандемийный», кризис не стал исключением. С одной стороны, он вызвал значительный рост цен на ресурсы, которые использует бизнес, с другой — подстегнул автоматизацию и еще больше усилил IT-сегмент. Позитивные изменения, произошедшие под влиянием этого тренда, наблюдаются в целом ряде отраслей. Однако в новых условиях выживут не все, полагают участники проведенного РБК Петербург делового завтрака «Капитаны бизнеса 2021: рост компаний в условиях дорогих ресурсов».

Разговор стал частью обсуждения новых тенденций в предпринимательстве, проводимого РБК Петербург в рамках проекта «Герои года. Капитаны свободного рынка».

«Приветствуем удорожание ресурсов»: бизнесмены — о главных трендах года
Алексей Мельников, генеральный директор «Марвел Дистрибуции»:

«Наш бизнес напрямую связан с IT, и мы только приветствуем удорожание ресурсов, поскольку, в конечном итоге это ведет к повышению спроса на продукцию, которую мы продаем и уже производим, как вендор через рост потребности в автоматизации процессов, повышение производительности и эффективности всего и всех.

«Мы только приветствуем удорожание ресурсов, поскольку, в конечном итоге это ведет к повышению спроса на продукцию, которую мы продаем и уже производим».

Но проблема подорожания ресурсов намного глубже, чем может показаться. Для нашей страны сейчас характерно отсутствие человеческих ресурсов необходимого качества, как бы грубо это не звучало. Специалистов, которые стоят дорого и при этом закрывают определенный фронт задач, очень мало. Приведу пример. Мы являемся эксклюзивным дистрибутором большой компании, которая занимается роботизацией процессов — UiPath. В этом году нам пришлось принять решение о создании собственной консалтинговой компании по внедрению процессов роботизации, потому что специалистов, которые могут качественно предоставить услуги роботизации, нет. Эти специалисты или пока очень дороги, или очень сомнительны.

«Либо мы экономим ресурсы и зарабатываем прибыль здесь и сейчас, либо мы много тратим, инвестируем, вкладываемся, чтобы существовать в будущем».

Сейчас мы видим ускорение обмена информации и процессов, повышение количества обрабатываемых данных — то, что требует тотальной автоматизации. Соответственно, это ведет к удорожанию IT-инфраструктуры и подготовки специалистов, а также требует существенной оптимизации процессов. Это приводит к дилемме, что выбрать: либо мы экономим ресурсы и зарабатываем прибыль здесь и сейчас, либо мы много тратим, инвестируем, вкладываемся, чтобы существовать в будущем. Например, рынок дистрибуции меняется радикально, классической дистрибуции уже нет, как и любого другого классического рынка. Для себя мы приняли решение развиваться, несмотря на высокую цену этого шага. Мы понимаем, что варианта продолжать бизнес дальше без развития, в отрасли уже нет».


«Приветствуем удорожание ресурсов»: бизнесмены — о главных трендах года
Алексей Феликсов, совладелец сети пекарен «Цех 85 family» и сети ювелирных магазинов «585*Золотой»:

«Если бы пять или шесть лет назад мне кто-нибудь сказал, что в Петербурге будут пекарни на каждом углу, я бы не пошел в эту сферу. Сейчас в городе самая большая концентрация булочных в стране. Мне искренне непонятно, зачем люди открывают их в таком количестве. Сроки окупаемости становятся больше, а прибыли меньше. Но если ты уже в этом поезде едешь, то глупо с него сходить. И нужно доводить начатое до конца. Если сравнивать «Цех 85» с поездом, то остановка будет означать постепенный дефолт, через какое-то время другие могут занять это место. Для меня большая странность, почему в Москве нет такой концентрации пекарен, крупных сетевых заведений там практически нет. Надеюсь, что через год мы там откроемся.

«Сейчас в городе самая большая концентрация булочных в стране. Мне искренне непонятно, зачем люди открывают их в таком количестве».

Сейчас зарплаты растут, стоимость открытия растет, себестоимость продуктов растет. Из-за подорожания нам отдельные позиции приходится выводить из ассортимента. За последние несколько месяцев ушло 10% ассортимента. Недавно я с Филиппом Вольчеком (совладелец «Булочных Ф. Вольчека» — ред.) разговаривал, он планирует после Нового года поднять цены, только чиабатту не тронет. У него до сих пор чиабатта 19 руб. стоит, это ниже себестоимости. Я считаю, что это героически — так держать цены. Но это приводит к снижению маржи.

Мое личное стремление ­ — уходить в инфраструктурные проекты в еде, уходить от розницы, от этого количества точек, арендодателей, продавцов и всех сопутствующих проблем в создание продукта, который не будут закрывать в локдаун. Еда будет всегда нужна. И там своя автоматизация, которая может постепенно сокращать расходы. В булочных в основном ручной труд, но пельмени лепить можно автоматизировано.

Но не все нужно автоматизировать. Мы разработали приложение для клиентов «Цех85» — можно сделать в нем заказ, а потом зайти в пекарню и его выдадут на кассе. Но все равно большинство людей предпочитают заказ на стойке оформить. В ломбардах кейс интересней, лет 5 назад люди стали говорить, что нужно заменить товароведов, поставить робота, клиенты будут приходить, золото класть и им будут денег давать. Роботов разработали, но капиксы (CAPEX капитальные затраты — ред.) такие, что несовместимы с этим бизнесом, а каких-то сильных операционных снижений они не дают. А самое главное, люди не понимают, что ломбардный бизнес — это бизнес в подворотне и там точно не нужен автомат. Автомат нужен для торгового центра, а там ломбарды не летают. У нас крупнейшая ломбардная сеть в России, я это точно знаю. И в этом бизнесе точно невозможна никакая глобальная автоматизация, переход на дронов, роботов. Все равно люди будут свое колечко носить к товароведу, и ничего ты с этим не сделаешь».


«Приветствуем удорожание ресурсов»: бизнесмены — о главных трендах года
Дмитрий Гачко, генеральный директор ГК ITGLOBAL.COM:

«Сейчас потребность в IT специалистах так разгоняет зарплаты, что нужно стимулировать людей созданием режима стартапа и социальными идеями. Хорошие разработчики уже получают 300-500 тыс. в месяц. Если помимо размера зарплаты ты ничего не можешь дать сотрудникам, ты проиграл.

Когда ты начинаешь заниматься международным бизнесом, понимаешь, что Россия это 2% мирового рынка IT. У нас был план за 3 года сделать 20 локаций по миру. Мы с трудом сделали 7. Это потребовало много усилий, много где не любят компании с русскими корнями, но все же двигаемся и до конца года в Канаде запустим площадку. При этом делать IT-бизнес из России замечательно, потому что кадры есть, в рамках нашего ИТ Технопарка (ITPARK.RU) мы активно сотрудничаем с Севастопольским государственным университетом. И у нас очень качественно налажен поток трансформации студентов в сотрудников, которые помогают зарплатную нагрузку снизить.

«При дорогих материальных ресурсах будет расширяться виртуальная вселенная и виртуальные способы заработка».

При дорогих материальных ресурсах будет расширяться виртуальная вселенная и виртуальные способы заработка. Для примера — метавселенная, люди будут заказывать себе для Instagram виртуальную одежду от модных брендов, чтобы не забивать гардероб в реальной жизни. Ты покупаешь виртуальную одежду, надеваешь, фотографируешься и это имеет ценность не меньшую чем реальная.

Сейчас мы финансируем новый проект — игру. Суть в том, чтобы люди, играя в нее, добывали полезные ископаемые, которых не существует на самом деле. Из этих полезных ископаемых могут произвести красивые кристаллы разного цвета, разной чистоты и размера. И вот эти кристаллы мы будем продавать людям, которые покупают украшения для аватарок, которые используются в метавселенной».


«Приветствуем удорожание ресурсов»: бизнесмены — о главных трендах года
Юрий Андрейчук, основатель и генеральный директор Лабораторной службы «Хеликс»:

«Естественно, ситуация с COVID-19 подтолкнула лабораторную диагностику вперед. Во всем мире лаборатории оказались на пике в этой ситуации. Существенно вырос объем рынка. Хеликс за эти два года открыл две большие технологические площадки — высокомощные лабораторные комплексы в Краснодаре и Новосибирске. Розничная сеть диагностических центров, куда люди приходят сдавать анализы, значительно выросла, сейчас она насчитывает более 450 точек в России и Казахстане. Мы развиваемся по франшизе, это позволяет нам привлекать инвестиции партнеров, и сейчас мы видим колоссальный спрос на медицинскую франшизу, который даже опережает наши возможности.

«Сейчас мы видим колоссальный спрос на медицинскую франшизу, который даже опережает наши возможности».

В лабораторном бизнесе всегда был дефицит хороших кадров. Например, несколько лет назад, чтобы закрыть позиции технологов надо было приглашать экспатов. Потому что в нашей стране этой культуры не было никогда. Сейчас мы выбрали для себя путь выстраивания партнерских отношений с колледжами и вузами и не только медицинскими. Мы привлекаем студентов, выступаем как клиническая база для обучения в Петербурге. Готовим к запуску программу именных стипендий. Наша тактика — «ловить» специалистов, которые нам нужны, на этапе обучения, давать им возможность стажироваться в современной высокотехнологичной лаборатории, а дальше удерживать таких сотрудников.

В регионах острая нехватка кадров. Для запусков новых лабораторных комплексов Хеликс в регионах мы собираем внутреннюю команду, и договариваемся с ребятами, что они едут туда надолго, бывает, что и на полгода. И постепенно кого-то находим локально и пытаемся вписать в этот пазл, научить нашим стандартам.

«Лабораторная диагностика претерпевает трансформацию. Технологические площадки превращаются в автоматизированные хабы».

Лабораторная диагностика претерпевает трансформацию. Технологические площадки превращаются в автоматизированные хабы, которые способны обрабатывать все большее количество образцов биоматериала за меньшее время. Если посетить Лабораторные комплексы Хеликс, они похожи на космические стации из фантастических фильмов, пробирки никто руками не берет, они автоматически сортируются на специальном оборудовании, сами «едут» по треку, заезжают в анализаторы, в холодильники. В целом, лаборатории трансформируются в девайсы, где операторского присутствия будет минимум. А валидировать результаты можно вообще дистанционно из одной точки на страну. Но то, что касается основного workflow (рабочий процесс — ред.), где с клиентами работает медперсонал, там люди всегда будут, полностью автоматизировать это нельзя».

Подготовила Мария Тирская


Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции.

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 4 мая
EUR ЦБ: 98,56 (-0,08)
Инвестиции, 03 мая, 16:44
Курс доллара на 4 мая
USD ЦБ: 91,69 (-0,36)
Инвестиции, 03 мая, 16:44
На севере Москвы произошла стрельба Общество, 22:03
В Харькове четвертый раз за сутки прогремели взрывы Политика, 21:52
Частицу Благодатного огня доставили в Краснодарский край Общество, 21:50
«Реал» досрочно победил в чемпионате Испании Спорт, 21:31
Потолки и окна в пол, ванна у окна: о новостройках в Петербурге РБК и ПИК, 21:31
Покер Холанда принес «Манчестер Сити» шестую подряд победу в АПЛ Спорт, 21:27
«Краснодар» проиграл «Ахмату» и не смог обогнать «Зенит» Спорт, 21:26
Говорим красиво и убедительно
Видеоуроки В. Вишневского и 40 других курсов в Уроках Легенд
Подробнее
Глава Курской области сообщил об обстреле нескольких сел региона Политика, 21:25
В Белгороде второй раз за день объявили ракетную опасность Политика, 21:23
В Германии неизвестные напали на депутата Европарламента Политика, 21:13
Порошенко счел объявление в розыск в России «почти боевой наградой» Политика, 21:04
Италия после слов Макрона об Украине призвала «плести паутину дипломатии» Политика, 20:49
Российская олимпийская чемпионка по борьбе Воробьева завершила карьеру Спорт, 20:40
Садик Хан в третий раз выиграл выборы мэра Лондона Политика, 20:20