Импортозамещения в системах слежения за грузовиками не получается
Росавтодор запускает автоматизированную систему оплаты для грузовиков массой более 12 тонн. Агентство уже заключило контракт на создание системы по взиманию платы с большегрузов. Созданием и эксплуатацией новой системы будет заниматься «РТ-Инвест Транспортные Системы» - дочерняя компания «Ростеха».
В конце августа правительство РФ отменило аналогичный конкурс. За отмену конкурса тогда выступал как раз «Ростех». В середине июня «Ведомости» писали, что «Ростех» направил Владимиру Путину письмо с предложением отменить конкурс и отдать заказ напрямую корпорации. Дело в том, что условия конкурса предполагали участие в проекте зарубежной компании, говорит представитель «дочки» корпорации «РТ-инвест». По его словам, в этом случае технологическое ядро и центр обработки данных оказались бы за пределами России и информация о передвижении, составе всех транспортных средств, а также грузах различного назначения была бы доступна. Использование отечественного оборудования позволило бы ограничить доступ к этой информации и обеспечить более высокий уровень ее безопасности, поясняет представитель «РТ-инвеста».
Заместитель директора по научной работе Института проблем транспорта имени Н.С.Соломенко РАН, доктор технических наук, профессор Игорь Малыгин согласился прокомментировать для РБК-Петербург инициированный Минтрансом проект внедрения в России интеллектуальной системы, позволяющей отслеживать передвижение большегрузных машин по федеральным дорогам, чтобы с 1 января 2016 года взимать плату за проезд грузовиков, вес которых превышает 12 тонн. Беседа состоялась на форуме "Российский промышленник".
Насколько обоснованы жалобы транспортных компаний, что их заставляют заменять системы слежения иностранного производства, давно установленные на их машинах для собственного контроля за своими машинами, на российские приборы, связанные с ГЛОНАСС?
Такая проблема действительно есть. Европейские производители категорически не желают устанавливать на своих приборах переключатели с GPS на ГЛОНАСС. Хотя китайцы и другие производители в юго-восточной Азии такие переключатели в своих навигационных системах устанавливают. И все работает. Проблема, я считаю, упирается в патриотизм руководителей российских транспортных компаний. А с другой стороны, возможно - в отсутствие политической воли или еще каких-то ресурсов Минтранса.
А какие-то технологические проблемы имеют место? Ведь в прошлом году, когда такие системы устанавливали на пассажирские автобусы и грузовики, перевозящие опасные грузы, вроде бы возникли серьезные технологические проблемы, из-за которых, как утверждают в АСМАПе, систему целый год не могли запустить…
Да, есть и технологические проблемы. Чтобы загрузить наши производственные мощности были проведены тендеры на разработку российской системы слежения. Но фирмы, которые эти тендеры выиграли, к сожалению, не смогли разработать надежные приборы, которые позволяли бы осуществлять все необходимые функции.
И что дальше?
Это уже вопрос к Минтрансу, министру Максиму Соколову и его заместителю по Росавтодору. А также – к Санкт-Петербургскому институту информатики и автоматизации РАН, где разрабатывают все эти технологии. Нам очень трудно разобраться в причинах сбоев, потому что Минтранс не предоставляет нашему институту необходимую информацию – они считают, что это коммерческая тайна. Сами мы информацию найти не можем – нам ее никто не дает. А за самую простую даже Росстат требует деньги, хотя мы федеральная госструктура. Будет информация – мы разработаем любую модель.
Можно было бы, к примеру, внедрить более простую модель – отслеживать грузовики с помощью датчиков на дорогах. Но с ними тоже проблема. Этих датчиков крайне мало. Даже в богатой Москве их всего 3 тысячи – для пятнадцатимиллионного города, где только зарегистрированных в ГИБДД машин более четырех с половиной миллионов, этого совершенно недостаточно. К тому же, не факт, что они все работают. А по программе Минтранса «интеллектуальную дорогу» будут делать только из Москвы в Казань. И все. Реальный мониторинг осуществляет только «Яндекс-пробки».
Беседовал Владимир Грязневич
XVIII Международный форум "Российский промышленник" прошел в Петербурге с 1 по 3 октября 2014г. в выставочном комплексе "Ленэкспо" совместно с VII Петербургским международным инновационным форумом.
Участниками форума "Российский промышленник" стали более 330 российских и зарубежных компаний, работающих, в частности, в отраслях станкостроения, металлообработки, машиностроения, робототехники, светотехники. Среди стран-участников — Белоруссия, Финляндия, Чехия, Япония, Китай, Тайвань. Последние две страны впервые представили свои экспозиции на форуме. В рамках форума состоялась презентация Центра импортозамещения, который планируется расположить в ВК «Ленэкспо». Это деловая площадка (рабочее пространство), объединяющая государственные структуры (регулирование и поддержка), бизнес (инвестиционные проекты), научно-исследовательские (НИОКР) и промышленные предприятия (производство), для проведения рабочих конгрессных мероприятий и организации экспозиции, демонстрирующей промышленную продукцию и технологии в рамках реализации целевых программ и развития инновационного климата региона.
В рамках Центра деловых контактов состоялось около 400 бизнес-встреч, в которых приняли участие такие компании, как ГУП Горэлектротранс, ГУП Петербургский метрополитен, Завод деталей трубопроводов РЕКОМ, ГК "Светлана-Оптоэлектроника", Судостроительная фирма «Алмаз», Водоканал Санкт-Петербурга, Тойота Мотор Мануфэкчуринг, ЛОМО и другие. Мероприятия форума посетили около 10 тысяч специалистов.