В Петербурге новые поколения объявили войну "заброшке"
Предварительные проекты развития территории Канонерского острова представили команды – участницы архитектурного и девелоперского форсайта «Новый Петербург на Канонерском острове», организованного РБК в рамках проекта «Будущий Петербург». Приглашенные на обсуждение эксперты, хорошо знающие остров, признали за проектами оригинальность и предложили развивать предложенные сценарии.
Игра в будущее
Форсайт – это своего рода интеллектуальная игра, призванная сделать популярной идею модернизации заброшенных пространств Петербурга, в том числе, обширных земель промышленного «серого пояса». В ходе этого эксперимента молодые архитекторы и урбанисты, составившие пять команд, под руководством опытных кураторов формируют модели нового города. Пилотной площадкой для моделирования организаторы выбрали Канонерский остров - отягощенную проблемами, но очень перспективную территорию на Финском заливе, в Кировском районе Петербурга.
Тяжесть проблем емко описал исполняющий главы муниципального образования «Морские ворота» (к которому относится данная территория) Александр Сучков. По его выражению, Канонерский остров – это остров лишенцев, забытых городом. Жители жалуются на транспортную изоляцию - с основной территорией Петербурга их связывает только подводный тоннель небольшой пропускной способности, на отсутствие социальной инфраструктуры и благоустройства. Свой вклад в копилку емких определений внесла и участница форсайта, сказавшая, что на острове стихийно сложилось общественное пространство под названием «заброшка». Этот термин вдохновил экспертов, которые посчитали, что он прекрасно описывает не только сегодняшнее состояние острова – внушительная его часть, в том числе побережье, состоит из пустырей, но и все больше относится к Петербургу в целом.
Заброшенному настоящему острова молодые архитекторы противопоставили концепции «острова поколений», «острова памяти», «обитаемого острова», «морского парка» и другие модели завтрашнего дня территории.
Хорошее место для воспоминаний
Самое бурное обсуждение вызвала концепция «острова памяти», представленная командой под руководством архитектора Игоря Матвеева. Ее участники предложили создать на Канонерском острове современный мемориальный парк – крематорий и колумбарий, переходящий в рекреационную прогулочную зону. По словам представителей команды, мемориальные парки распространены в Европе, и являются не только последними приютами мертвых, но и популярными среди живых местами уединенного отдыха. К тому же, Петербург нуждается в новых кладбищах, и такой проект будет привлекателен коммерчески, в отличие от проектов обычных парков. Концепция сначала возмутила Александра Сучкова, посчитавшего эту идею надругательством над жителями острова, но аргументы мэтров архитектуры убедили его смягчить позицию.
«Чем больше я думаю об этой идее, тем больше она мне нравится. Наверное, потому что старею», - пошутил руководитель архитектурной мастерской «Витрувий и сыновья» Сергей Падалко. «Первая главная проблема острова – низкая транспортная доступность, и она из разряда нерешаемых, - пояснил он серьезно. – Вторая проблема – соседство со станцией аэрации, создающей неблагоприятный экологический фон. Предложенная идея парадоксально элегантным образом позволяет обойти оба эти препятствия: кладбище не увеличивает транспортную нагрузку и не требует идеальной экологии». «Если мы посмотрим на итальянский, французский опыт, то увидим, что колумбарии занимают знаковые, исторические места, и в то же время определенная изолированность является для них плюсом. С этих точек зрения, остров подходит, и есть в предложенной идее какая-то романтика», - отметил руководитель архитектурной мастерской «Студия 44» Никита Явейн. «Однако один только мемориал территорию не поднимет, надо добавлять другие функции», - подчеркнул он.
Здесь флотский дух
Обсуждая значение Канонерского острова для города, участники форсайта всякий раз отмечают, что в черте Петербурга нет морских пляжей и прогулочных набережных, существует явный дефицит причалов для яхт, и крайне мало общественных пространств, пахнущих морем в прямом и символическом смысле. Формирование таких пространств, благоустройство уже существующих на острове, но сильно запущенных и загрязненных пляжей, и обустройство прибрежного променада включили в свои проекты сразу несколько команд. Например, команда под руководством Сергея Падалко так и назвала разработанную ею концепцию – «Канонерский морской парк». По замыслу участников, на острове нужно создать рекреационную зону, которую будут освещать корабельные фонари, а в качестве снарядов на спортивных площадках и арт-объектов парка могут использоваться другие старые корабельные реквизиты – благо Канонерский судоремонтный завод способен ими поделиться.
Впрочем, больший резонанс вызвала идея бухты плавучих домов, вошедшая в концепцию «Канонерского морского парка». Эксперты признали, что дома на дебаркадерах – не только уместная экзотика, привлекающая внимание к острову, но и рациональный компромисс между жилой и рекреационной функцией. Застройка побережья повредила бы пляжам и променаду, а в предложенном варианте жить и гулять можно одновременно. «Производить дебаркадеры, устойчивые к суровым северным зимам, может тот же Канонерский судоремонтный завод», - добавили участники команды.
Еще одну представленная модель развития территории – «Остров поколений» – эксперты посчитали любопытной, но не доработанной. Команда предложила построить на острове современные дома проживания пожилых людей, с сопутствующей инфраструктурой. Было справедливо отмечено, что специализированная качественная недвижимость для старшего поколения в Петербурге, одном из самых «возрастных» городов России, не создается. Но поскольку связь между старшим и младшими поколениями участники команды не описали, за концепцией сразу закрепилось название «Остров пожилых». Модель «Острова поколений» пока не сложилось, и ее предстоит доработать.
И земля будет стоить, как в Лондоне
По убеждению Александра Сучкова, земля Канонерского острова – территории на воде в центре Петербурга – потенциально золотая. «Можно считать, что в ней зарыты клады. После преобразований она должна стоить, как в Лондоне», - утверждает Сучков. По мнению исполнительного директора ОДЦ «Охта» Александра Бобкова, давшего девелоперскую оценку концепциям, такой оптимизм – чрезмерен.
«Весь Петербург очень сильно недооценен, - отметил эксперт. – В самом центре города есть потенциально золотые места, которые находятся в депрессивном состоянии, но бизнес не торопится их поднимать. Парадоксов, как на Манхэттэне, когда стоимость недвижимости, находящейся в 300 метрах друг от друга, различается в десять раз, в нашем городе нет. А если нет больших разрывов в качестве и цене земли, то не будет и комплементарного роста стоимости территории в результате модернизации». По его мнению, ценность форсайта и предложенных молодежью концепций – в другом. «Упомянутая сегодня «заброшка» становится главным городским героем, который осваивает все новые пространства в Петербурге, - продолжил мысль Александр Бобков. – Если, опираясь на волю и энергию жителей конкретной территории, удастся начать движение в обратную сторону – вырвать пространство из-под власти «заброшки», это будет очень важным для всех результатом». Содержательный вклад в дискуссию внесла представительница ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» - начальник сектора главного технолога дирекции водоотведения Ольга Ломинога. Она заверила, что расположенная на острове Центральная станция аэрации не является препятствием для развития окружающей территории. «Мы не стоим на месте. Если в 1980-е годы от станции отходили 70 машин с вредными осадками в сутки, и рядом с объектом невозможно было дышать, то сейчас отходит 10 машин с золой, которая не пахнет, - рассказала эксперт. - Станция перестала быть источником неприятных запахов. В 1978 году санитарно-защитная зона вокруг нашего объекта составляла 500 метров, а сейчас составляет 50 метров. Это лишнее подтверждение безопасности станции и возможного соседства с ней зон отдыха и жилых кварталов».
По словам Ольги Ломинога, почти все работники Центральной станции аэрации живут на Канонерском острове, и многие, в связи с убогим состоянием территории, хотели бы переехать, но «город не в состоянии предоставить им жилье в других районах». «И если люди вынуждены здесь оставаться, то, конечно, нужны проекты преобразования острова, создания на нем современной городской среды», - отметила представительница «Водоканала».
Александр Сучков подтвердил, что местное сообщество заинтересовано в преобразованиях и готово в них участвовать.
Справка РБК
Итоги форсайта (архитектурных мастерских) «Новый Петербург на Канонерском острове» будут представлены на V ежегодном форуме «Будущий Петербург», который пройдет в Санкт-Петербурге 21 ноября (сайт форума www.future-spb.ru ).
Елена Кром