Почему в петербургских новостройках закрываются магазины
Предложение аренды коммерческих помещений на первых этажах жилых домов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области растет, а спрос на такую недвижимость снижается. Рост конкуренции за покупателей и клиентов приводит к закрытию заведений общепита и магазинов, ротация арендаторов увеличивается. Каждое десятое коммерческое помещение в новостройках сменило арендатора в первом полугодии 2025 года, рассказали РБК Петербург риелторы и консультанты по недвижимости.
Не выдерживают конкуренции
В первом полугодии 2025 года в Санкт-Петербурге и Ленобласти предложение аренды торговой недвижимости в стрит-ретейле (коммерческие помещения на первых этажах домов) по сравнению с первым полугодием прошлого года увеличилось на 12% до 2,1 тыс. объектов, сообщила региональный менеджер по работе с клиентами «Авито Недвижимость» Ирина Кущ.
Основной прирост обеспечили объекты в новостройках. При этом спрос на аренду снизился на 2% год к году. Основной запрос (82%) приходится на точки размером до 100 кв. м., помещения до 300 кв. м интересуют всего 16% потенциальных арендаторов, еще более крупные — только 2%.
«Мы получаем в работу большое количество объектов в сданных жилых комплексах внутри города и области. Здесь достаточно много типичных помещений от застройщиков, которые, скажем так, особо не напрягались и «нарезали» коммерческую недвижимость по 50−100 кв. м. Обычно получается по 5-7 популярных форматов торговли и общепита в одном жилом комплексе. А дальше начинается конкуренция, и не все выживают», — говорит директор по развитию компании KNRU Полина Фиофилова.
Общепит и непродовольственный ретейл
В первом полугодии 2025 года на рынке аренды встроенных коммерческих помещений в новых домах выросла ротация арендаторов, подтверждают в консалтинговом центре «Петербургская недвижимость» (входит в Setl Group). По его оценкам, арендаторы сменились в 10% от общего количества помещений (9% совокупной площади). Эти показатели превышают уровень ротации за аналогичный период прошлого года на 3 п.п.
«Наибольшую динамику в структуре арендаторов продемонстрировали объекты общественного питания и непродовольственного сегмента. В частности, кафе, закусочные, кофейни, столовые, буфеты и т.д. традиционно характеризуются более высокой ротацией. Прежде всего — из-за высокой конкуренции и высокой чувствительности к колебаниям спроса, особенно среди несетевых операторов», — пояснила заместитель директора КЦ «Петербургская недвижимость» Светлана Московченко.
По ее данным, ротация арендаторов, специализирующихся на продаже непродовольственных товаров (одежда, товары для детей и пр.), сохраняется на повышенном уровне в стрит-ретейле в новых районах жилой застройки уже несколько лет. «Это связано, с одной стороны, с продолжающимся смещением потребительской активности в онлайн-каналы, с другой — с укреплением позиций данного формата в крупных торговых центрах», — добавляет Светлана Московченко.
Сокращение площадей и совместная аренда
По оценкам KNRU, по количеству открытий в стрит-ретейле в первом полугодии 2025 года лидируют арендаторы из общепита (почти 50% от общего количества), на втором месте — пункты выдачи заказов (12%), на третьем — магазины продуктов (около 5%). В «Авито Недвижимости» отмечают, что в этом году продовольственные ретейлеры запускают новые форматы магазинов, под которые нужно не более 150-200 кв. м. Раньше те же компании рассматривали для аренды помещения от 500 кв. м. Среди примеров таких новых точек мини-формата — «Дикси Go», «Магнит рядом», «Около» от X5 Group.
Кроме сокращения размера арендуемых помещений, Полина Фиофилова выделяет еще тренд — на гибридную аренду. «Гибридные форматы и коллаборации сейчас очень актуальны. Это совмещение работы онлайн и офлайн, аренда помещений на двоих, а где-то на троих. Если взять классное помещение в шаговой доступности от метро и разделить аренду, платежи будут посильными. Главное — выбрать хороших партнеров, с которыми будет синергия», — считает эксперт.
Повтор публикации от 01.08.2025
Ещё больше новостей — на канале РБК Петербург в Telegram