Петербургские дилеры сообщили об остром дефиците LADA
В петербургских автосалонах четвертых месяц подряд наблюдается острый дефицит автомобилей LADA, а также ряда иностранных брендов. Участники рынка прогнозируют, что поставки стабилизируются не раньше ноября.
Лист ожидания
Дефицит автомобилей LADA начался во второй половине марта и продолжается до сих. Сначала это произошло из-за приостановки работы завода в связи с пандемией, затем «АвтоВАЗ» ушел в корпоративный отпуск с 27 июля по 16 августа, рассказали участники рынка.
«За июль у нас выбрали практически все популярные модели, в целом прирост по продажам в июле этого года к июлю прошлого составил около 50%. Самые продаваемые модели — это LADA Vesta и классическая LADA Niva, на них сейчас очередь от месяца до двух», — рассказал РБК Петербург топ-менеджер одного из петербургских автосалонов LADA, подчеркнув, что сейчас в наличие остались не самые востребованные модели.
«Да, действительно в настоящее время наблюдается острый дефицит автомобилей LADA в Санкт-Петербурге, особенно среди таких моделей, как 4х4, Granta и Vesta», — говорит руководитель отдела продаж «Питер-Лада» Александр Засимов.
В настоящее время в Петербурге работает десять официальных дилеров LADA. Участники рынка отмечают, что продажи этого бренда выросли как за счет отложенного спроса в течение трех месяцев режима самоизоляции, так и за счет обедневших потребителей. «К нам приходят семьи, которые планировали покупку иномарки, но из-за падения доходов теперь не могут позволить себе ее, поэтому переключаются на покупку отечественного бренда», — рассказал топ-менеджер дилерского автосалона LADA.
Участники рынка говорят, что поставки и квоты дилеров LADA вернутся в штатный режим работы не ранее октября-ноября.
Дефицит у тройки лидеров
LADA в Петербурге занимает вторую строчку по продажам, первое у KIA, третье — у Hyundai. У этих брендов тоже наблюдается нехватка продукции по ходовым моделям, хотя и не так остро, как у LADA, отмечают участники рынка.
«В основном, на рынке дефицит наблюдается в массовом сегменте, который участвует в программах поддержки авторынка. Иногда отсутствует товар и среди новых моделей, которые только выходят на рынок, например, Haval H5», — заявляет эксперт «Auto-Dealer-СПб» Денис Гаврилов, напоминая, что с 1 июня в России действуют четыре программы поддержки авторынка: при покупке первого автомобиля, семейного автомобиля, трейд-ин и автомобиль для медицинского работника.
В апреле-мае многие заводы в России останавливали производство автомобилей и не работали на полную мощность, когда же они заработали, то дилерам сложно было спрогнозировать отложенный спрос, скопившийся за два месяца, и в целом поведение покупателя.
Исполнительный директор Союза автосервисов Виталий Новиков подчеркивает, что ситуация по наличию товара по всем брендам разная. Но в целом дефицит есть как среди невостребованных автомобилей (так как дилеры не спешат их выкупать, опасаясь не продать), так и среди популярных моделей (которых нет в наличии из-за простоя заводов и нехватки автозапчастей).
Повышенный спрос
В июне 2020 года в Петербурге было продано на 4% больше (1600 штук) автомобилей LADA, чем годом ранее. У лидера рейтинга Kia продажи в июне снизились на 17%, до 1531 штук, а Hyundai — выросли на 16%, до 1717 единиц. За полугодие падение продаж Kia составило 31%, LADA — 22%, Hyundai — 28%, подсчитали аналитики «Auto-Dealer-СПб». В целом по Петербургу продажи автомобилей в первом полугодии сократились на 27% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.
Эксперты считают, что повышенный спрос, образовавшийся летом, не поможет отыграть падение продаж в первом полугодии. По прогнозам «Auto-Dealer-СПб», продажи автомобилей по итогам 2020 года при нынешних условиях могут сократиться в Петербурге на 20-25% (в штуках). По словам Дениса Гаврилова, при негативном сценарии (в случае второй волны пандемии и введения жестких ограничительных мер) падение рынка может превысить 30%.