Многомиллиардный проект под Петербургом напугал экологов
Петербургский центр экспертиз ЭКОМ представил заключение общественной экологической экспертизы проектной документации «Приморский универсально-перегрузочный комплекс». Экологи считают, что проект может оказать разрушительное воздействие на окружающую среду четверти Карельского перешейка. По их мнению, разработчики забыли просчитать возможные негативные эффекты, которые потом «внезапно» возникнут и на этапах строительства, и в процессе функционирования порта.
Первый универсальный
«Приморский УПК» — первый в Балтийском бассейне проект глубоководного универсального морского портового комплекса. Документация (747 томов) подготовлена ООО «Онего Шипинг Лтд» в рамках контракта с ООО «Приморский УПК» (28,5% доли принадлежат петербургскому предпринимателю Илье Траберу), заключенного 6 марта 2020 года.
Планируемый пока объем инвестиций — от 77 до 90 млрд руб. (впрочем Андрей Сизов, генеральный директор ООО «Приморский универсально-перегрузочный комплекс», говоря о перспективе, заявил на ПМЭФ-2019, что инвестиции в порт он оценивает в 200 млрд руб.). На площади в 710 га (включая 27 га намыва) планируется построить десять морских причалов для перевалки угля, минеральных удобрений, контейнеров, генеральных грузов и зерна, а также складской логистический центр. Общая мощность — до 70 млн т в год, из которых 25 млн — уголь. Ввод объекта в эксплуатацию по первоначальным планам был намечен на 2022 год.
Разрушительный проект
Согласно заключению ЭКОМ, проект не будет безопасным ни в экологическом, ни в техническом плане. Разработчики, по мнению экспертов ЭКОМ, не проводили исследования, которые могли бы выявить слишком серьезные проблемы. Между тем, проект может оказать разрушительное воздействие на окружающую среду четверти Карельского перешейка и акватории вокруг Берёзовых островов, говорится в заключении.
«Чтобы не оценивать реальный ущерб, инвестор порта сначала вырубил лес, засыпал ручьи с нерестилищами, а потом сказал: тут так всё и было, можно строить, природы нет. Но это неправда, — заявил РБК Петербург директор ЭКОМ Александр Карпов. — Чтобы никого не напугать, разработчики не оценивали воздействия огромных транспортных потоков, перемещения грунта, новых рек воды и пр. Они старались как можно меньше выходить за границы площадки проектирования, как будто проектируют не порт, а лодочную станцию». По его словам, разработчики забыли посчитать многие проблемы, которые потом «внезапно» возникнут и на этапах строительства, и в процессе функционирования порта (если его удастся построить).
Эксперты ЭКОМ утверждают, что проект может нарушить несколько федеральных законов, а также «обязательных» международных конвенций (и ещё парочку «необязательных»). «И это обернётся международными же неприятностями», — отмечает Александр Карпов.
Компания исключает вред экологии
Позицию «Приморского УПК» относительно воздействия проекта на окружающую среду изложил ее генеральный директор Андрей Сизов на конференции по модернизации портов и терминалов Smart Ports Russia в марте 2021 года. Как утверждает гендиректор, компания будет применять разработанную и запатентованную «Приморским УПК» закрытую технологию перевалки угля и других сыпучих грузов, исключающую негативное воздействие на окружающую среду. Кроме того, предполагается, по его словам, создание принципиального нового портового флота, работающего на СПГ- топливе, что будет способствовать улучшению экологической обстановки в Балтийском море. «Создавая наш передовой порт с использованием современного и высокотехнологичного оборудования, мы не просто наблюдаем процесс перехода от традиционного проектирования и строительства промышленного объекта к «зеленому» строительству, которое характеризуется экологической безопасностью, благоприятными здоровыми условиями жизнедеятельности человека и учитывает интересы будущих поколений, но и являемся участниками этого процесса», — утверждает Андрей Сизов.
На просьбу РБК Петербург прокомментировать заключение ЭКОМ «Приморский УПК» ответил: «В 2020 году проект строительства портового комплекса уже проходил общественную экологическую экспертизу и получил положительное заключение о применении при строительстве проработанных технологических решений и методов их применения, позволяющих минимизировать риски и воздействие на окружающую среду. Кроме того, в январе 2021 года также было получено положительное заключение государственной экологической экспертизы о соответствии требованиям российского законодательства в области охраны окружающей среды».
Что касается претензий ЭКОМ к технологической составляющей проекта, то «Приморский УПК» утверждает, что высокая степень технологичности применяемых в проекте «зеленых» решений, была подтверждена европейскими экспертами в рамках независимого аудита, проведенного международной консалтинговой компанией в области инжиниринга и управления проектами Royal Haskoning DHV (Нидерланды).
Жители и экологи против
Жители окружающих территорий, между тем, с самого начала протестовали против проекта, не желая получить вблизи домов открытую перевалку угля и удобрений. Как ранее сообщал РБК Петербург, они не верят обещаниям компаний-инвесторов перевозить по железной дороге и переваливать в порту все сыпучие грузы закрытым способом, ссылаясь на высказывания независимых экспертов. «Если уголь находится в закрытом помещении, то он становится пожароопасным. Поэтому во всем мире такие комплексы частично-закрытого типа. В таком случае уголь все равно хранится на улице, его ворошат, чтобы он не загорелся», — заявил ресурсу «Луна» Артем Трембовлев, руководитель общественной организации «Надежда».
Местное население также возмущено уничтожением лесных угодий. Как утверждает адвокат Евгений Баклагин, представляющий интересы жителей припортовых районов, «Приморский УПК» еще до утверждения проекта и до публичных слушаний вырубил 265 га леса под площадку для строительства порта. Впрочем, признает адвокат, лес вырубали по закону — в рамках договора с Комитетом по природным ресурсам Ленобласти на аренду лесных участков Рощинского лесничества для заготовок древесины, но как обычный лесозаготовитель, а не строитель порта. Позднее был заключен новый договор — о строительстве на территории, где прошли вырубки леса, линейных объектов (железной и автомобильной дорог, ЛЭП и др.). «Но строят они никакой не линейный объект, а порт, — возмущается Евгений Баклагин. — Я вижу в этом нарушение».
Из-за вырубки леса дачники поселка Балтийское потеряли защитную зеленую зону — она отделяла их от действующего соседнего порта, в котором грузятся танкеры компании «Транснефть — Порт Приморск». Жители говорят, что от порта «воняло и раньше, но стало еще сильнее». Возник скандал, в ходе которого глава Комитета по природным ресурсам Ленобласти Павел Немчинов пообещал, что «Приморский УПК» восстановит лес в полном объеме. Однако позже компания заявила, что собирается восстановить лес лишь частично — только на территории, свободной от инфраструктуры порта.
Жители Приморска и близлежащих поселков регулярно проводят акции протеста, направляют обращения властям всех уровней. В их обращении к президенту говорится: «Фактически Ермиловское побережье превратится в промзону, экологии побережья и акватории Финского залива будет нанесен непоправимый ущерб, территория произрастания нескольких краснокнижных растений будет уничтожена, местные жители потеряют ближайшие рекреационные зоны, а главное — нашему здоровью будет нанесен серьезный вред. Мы не хотим дышать угольной пылью, не хотим, чтобы наши дети болели легочными, онкологическими и другими заболеваниями, которые вызывает близкое соседство с угольным портом!».
Экономический просчет
Некоторые эксперты, опрошенные РБК Петербург, считают проект спорным и с экономической точки зрения. Треть будущего грузооборота рассчитана на экспорт угля. До недавнего времени этот расчет основывался на серьезном (из-за девальвации рубля в 2014 году) увеличении мирового спроса на российский уголь. Однако в последние годы по ряду причин (как экономическим, так и политическим) этот спрос начал падать и сейчас большинство экспертов прогнозируют сокращение российского экспорта угля, которое будет происходить в перспективе 5 — 10 лет.
Главным драйвером падения угольной конъюнктуры является Европа, переключающаяся на газ и альтернативную энергетику, а Евросоюз и вовсе решил к 2035 году полностью отказаться от использования угля для выработки электрической и тепловой энергии. Российские порты Балтики экспортируют грузы в основном именно в Европу, поэтому падение там спроса и цен на уголь вообще и на российский в частности делает, по мнению экспертов, бесперспективным расчет на дальнейшее увеличение грузооборота портов за счет угольного экспорта.
Справка
В сентябре 2020 года стало известно о намерении Минтранса включить ООО «Приморский УПК» в национальный проект «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года» (КПМИ), содержащий проекты по морской перевалке грузов. В нацпроект включаются только мероприятия, по которым есть бюджетные обязательства. По плану правительства РФ суммарная стоимость входящих в КПМИ проектов должна быть не менее 828,1 млрд рублей, 193,5 млрд руб. из которых предоставляет бюджет (остальное — частные инвесторы). Какую часть бюджетных средств сможет получить «Приморский УПК» пока не известно.
Повтор публикации от 02.07.2021