А.Волож в Петербурге - разговор об убыточных сервисах, соцсетях и местном азарте
Аркадий Волож - основатель «Яндекса» - приехал в Северную столицу рассказывать о своем образовательном проекте, который уже несколько лет из выпускников технических вузов делает специалистов для IT-индустрии, ровно в тот день, когда сотни работников РАН в Петербурге митинговали против грядущей реформы академии наук.
Совпадение интересное. Главный аргумент правительства к РАН — неэффективность современной науки, а «Яндекс», к слову сказать, одна из немногих российских компаний, которая как раз научилась зарабатывать на знаниях. Отказавшись комментировать свое отношение к предстоящему реформированию отечественной научной системы, А.Волож, тем не менее, рассказал журналистам, как ему удается довести хорошую идею до стадии конечного продукта, о новых разработках, пиратстве, людях и карме. РБК выбрал несколько важных тем из этой беседы.
Пиратские войны
С пиратством нужно бороться. Про это никто не спорит. Вопрос, как. Если у вас завелся таракан, может быть, и не надо посыпать кухню дустом слоем 10 см - вы не сможете там готовить. Бороться с пиратством нужно аккуратно. Я бы сказал, что нужно бороться с пиратством в Интернете, а не с Интернетом, в котором пиратство существует.
«Яндекс» был инициатором поправок в закон о блокировании сайтов с пиратским контентом. К сожалению, документ принимают без учета наших предложений: оставляют блокировку по IP, закрытие сайта до судебного решения и тд.
Петербургский азарт
То, как учат школьников математике в Петербурге, сильно отличается от Москвы. В Петербурге школьники другие - более спортивные, азартные. Олимпиадное программирование - это спорт: есть любительский спорт, есть профессиональный. Например, на олимпиадах Петербург традиционно и Москву, и другие регионы затыкает за пояс.
Потом в Москве не всегда можно найти специалиста, который свободен и готов вести кружок или олимпиаду. А здесь достаточно сказать слово - и прибежит тысяча волонтеров, которые профессионально проведут такие мероприятия. Если продолжать про образовательные программы, то в Москве мы никогда не проводим лекции по воскресеньям, потому что знаем, что никто не придет - не принято. А в Петербурге до сих пор существует Сomputer Science клуб, который по выходным собирает рекордное количество слушателей. У вас другая традиция.
Новый тип социальных сетей
Мы сотрудничаем с социальными сетями, но свою сеть делать не планируем. Мы в этой области не работаем. Большой конкуренции в этом сегменте мы не видим, но здесь принципиально иной подход к построению проекта. Социальные сети - это magic, это чудо, главное здесь не интерфейсы и алгоритмы, которые за ними сидят, главное - это люди, которые в ней уже есть. Если magic случился - соцсеть успешна.
У нас есть проект, который очень похож на социальную сеть, — «Яндекс.Пробки». Только это социальная сеть не людей, а приборов. Как только вы подключаете «Яндекс.Пробки», ваш GPS Tracks (данные о вашем передвижении) отсылается на сервер. Когда у нас десятки и сотни человек движутся одновременно и в одном направлении, то мы понимаем, что происходит в городе. О ДТП информация приходит либо из ГИБДД, либо сами пользователи отмечают в системе. Некоторое время назад, когда было мало пользователей, у нас по городу стояли датчики и мы ориентировались на их информацию. Но это были очень скудные данные. Теперь у нас приличная аудитория, а чем больше пользователей, тем лучше сервис.
Дойная корова «Яндекса»
Мы не считаем окупаемость конкретных проектов, у нас одна бизнес-модель - поисковая реклама. У нас есть поиск и сервисы, которые выстроены вокруг него.
Поиск и поисковая реклама — это вечно развивающееся дерево и вечно растущий лес. Там очень много разных проектов. Среди ближайших нововведений, которые будут видны внешне, можно назвать перенастройку «Яндекс.Маркет». Он более 10 лет жил в неизменяемом виде, теперь перепридумываем его заново.
Меня как пользователя не устраивало, что я там вижу практически рекламу разных магазинов, и когда надо купить несколько товаров, я получаю 10 разных интерфейсов с десятью разными доставками, с разными оплатами. Хочется, чтобы было удобнее. Это ни в коем случае не значит, что мы будем на себя перетягивать одеяло, мы по-прежнему будем работать только через партнеров. Наша цель вырасти с этим проектом на 20%: половина у нас, половина у партнеров.
Окупаемость сервиса — формальный критерий успешного проекта, а есть просто симпатичные вещи, о которых все говорят и пользуются. Например, мы видим, что растет интерес к «Яндекс.Такси». Он, кстати, еще и самоокупаемый, но заработанный на нем миллион долларов по сравнению с нашими миллиардами жизнь не изменит, но нам приятно иметь такой сервис. Или «Яндекс.Пробки» - не окупаемый в некотором смысле сервис, но он очень удобный, и мы верим, что он повлияет в каком смысле на нашу карму.