Перейти к основному контенту

Как сочетать вино и еду:
документальный фильм

Гармония вина и еды

Виноделы Кубани

Шефы и их блюда

Путешествие по краю

Санкт-Петербург и область⁠,
0

Беспилотные трамваи в Петербурге: как и где они будут ездить

Фото: Cognitive Pilot
Фото: Cognitive Pilot

Все новые серийные трамваи, которые будут поступать в Петербург по техзаданию «Горэлектротранса», «умные» — они оснащены системой активной безопасности и помощи водителю Cognitive Tram Pilot на основе искусственного интеллекта (ИИ), которая является беспилотной системой управления третьего уровня (по мировой классификации). Об этом 1 июня сообщил директор «Горэлектротранса» Денис Минкин, подводя итоги пилотного проекта промышленной эксплуатации «умных» трамваев в Петербурге.

Петербург стал первым российским регионом, который массово внедрил отечественные технологии ИИ в сферу общественного электротранспорта, сообщила Ольга Ускова, генеральный директор Cognitive Pilot, специализирующейся на разработке беспилотных систем на транспорте (дочернее предприятие Сбера и Cognitive Technologies).

Первая партия «умных» трамваев

Первая партия умных трамваев состоит из 138 машин. В соответствие с графиком поставки, до конца ноября 2023 года их производитель, «ПК Транспортные системы», передаст «Горэлектротрансу» 77 двухсекционных трамваев «Богатырь М» и 61 трехсекционных трамваев моделей «Витязь М» и «Невский». На данный момент в парке предприятия, насчитывающего 747 вагонов, уже 82 вагона оснащены системой Cognitive Tram Pilot, что составляет 11%. Стоимость системы составляет всего 2-2,5% от общей стоимости трамвая, сообщили в Cognitive Pilot.

Отметим, что уже 9 месяцев в Петербурге по маршрутам № 24 и № 60 ездят беспилотные трамваи в режиме опытной эксплуатации. Они выполнены на базе серийных двухсекционных моделей 71-923М «Богатырь М» и трехсекционных 71-931М «Витязь М» и оснащены системой Cognitive Tram Pilot.

Подводя итоги совместного пилотного проекта СПб ГУП «Горэлектротранс» и компании Cognitive Pilot, директор «Горэлектротранса» Денис Минкин сообщил, что с сентября 2022 года по май 2023 года умные трамваи прошли по маршруту № 24 более 50 тыс. км. По его словам, применение ИИ в управлении трамваями позволило сделать транспортный поток на линиях более равномерным, минимизировать заторы, обеспечить более комфортный для пассажиров скоростной режим, без резких рывков и торможений, сократить время ожидания трамваев на 5-10%.

Сохраняя инфраструктуру

Контроль скоростного режима, который обеспечивает новая система, позволяет, как утверждает Денис Минкин на основе опытной эксплуатации, более бережно сохранять рельсовую инфраструктуру, минимизировать число инцидентов с «биением» стрелок, повреждением крестовин и кривых участков полотна. Этот фактор, по расчетам разработчиков, может на 30-40% продлить срок жизни инфраструктуры и вагонов и до 15% экономить бюджетные средства на ремонт.

За время эксплуатации системы Cognitive Tram Pilot разработчики получили большой объем информации, которая позволит повысить безопасность на дорогах. Это данные о причинах возникновения проблемных ситуаций на дорогах, разных категориях нарушения ПДД и т.д. На их основе в ближайшем будущем планируется выпуск рекомендаций водителям автотранспорта о том, как не следует ездить в общем потоке с трамваями.

Фото: Cognitive Pilot

Как сообщал РБК Петербург в момент презентации «умного» трамвая, система Cognitive Tram Pilot соответствует критериям беспилотных систем третьего уровня (по международной классификации). Она обеспечивает устойчивое считывание т.н. объектов дорожной сцены: пешеходов, светофоров, транспортных средств, дорожных знаков. На основе этой информации система «понимает» дорожную обстановку, прогнозирует развитие дорожных ситуаций, оценивает вероятность столкновения и, в случае квалификации системой дорожной ситуации как опасной (например, когда обнаруживает объект на рельсах), предупреждает водителя. Если водитель не реагирует, система самостоятельно осуществляет торможение.

Трамвайная революция

«Тема оказалась очень интересна с технической точки зрения, потому что выявила целый ряд направлений и проблем, которые мы даже представить себе не могли», — прокомментировал итоги эксперимента Денис Минкин. По его словам, возникает необходимость обучения интеллектуальных систем управления трамваем, построения системы переподготовки кадров и образования внутри «Горэлектротранса», потому что в перспективе, когда эти системы внедрятся уже на уровне полноценного автопилотирования, водитель трамвая должен стать уже фактически бортинженером и изменить профиль своей специальности. Третье — принципиально новая система организации производства трамваев.

«Мы совместно с компанией «ПК Транспортные системы» и «Горэлектротранс» начали один из первых в мире проектов промышленного использования систем ИИ для управления городским общественным транспортом, — сообщила РБК Петербург Ольга Ускова. — Санкт-Петербург стал первым российским регионом, который массово внедрил отечественные технологии ИИ в сферу общественного электротранспорта».

«Вообще промышленных проектов по использованию ИИ в общественном транспорте в мире не много и результат отечественных разработчиков техники и ИИ можно считать более чем достойным, — отметил Максим Ледков, исполнительный директор АНО «Совет Рынка Городской и транспортной инфраструктуры», одной из ведущих российских организаций в сфере экспертизы транспортного рынка. — Проект по промышленному использованию технологий искусственного интеллекта Cognitive Pilot на трамваях в Санкт-Петербурге за первый год своей реализации продемонстрировал серьезные результаты, как по обеспечению безопасности движения, так и по экономическим параметрам. Срок ее функционирования может быть продлен до 30%, что позволит сэкономить до 10-15% средств, предназначенных на ее ремонт».

Справка

Всего трамвайный парк Петербурга сейчас насчитывает 747 пассажирских вагонов. С учетом хозяйственного инвентаря, включая снегоочистители, песковозы, а также учебные трамваи — 781. Устаревшими, по данным «Горэлектротранса» являются 422 вагона, то есть более половины от всего количества.

Повтор публикации от 01.06.2023 

Авторы

Как сочетать вино и еду:
документальный фильм

Гармония вина и еды

Виноделы Кубани

Шефы и их блюда

Путешествие по краю

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней

Считаем дни
до Нового года

Реклама ООО “БОРК Импорт”

Лента новостей
Курс евро на 19 декабря
EUR ЦБ: 94,25 (+0,11)
Инвестиции, 18 дек, 17:49
Курс доллара на 19 декабря
USD ЦБ: 80,03 (-0,35)
Инвестиции, 18 дек, 17:49
Демократы опубликовали новые фотографии из архива Джеффри Эпштейна Политика, 02:39
TikTok подписал сделку о продаже бизнеса в США Технологии и медиа, 02:26
Трамп заявил о планах «вернуть американцев на Луну» к 2028 году Технологии и медиа, 01:56
Лукашенко назвал Меланию Трамп самым сильным оружием президента США Политика, 01:21
В Одессе прогремели взрывы Политика, 01:13
Хегсет назвал препятствия при наборе новобранцев в армию США Общество, 01:08
Доходность выше ставки: почему фонды денежного рынка так популярны #всенабиржу!, 01:00
Праздники без последствий
Узнайте, как пить красиво
Пройти интенсив
ЕС не показал первую главу коммюнике после встречи по активам России Политика, 00:50
Аэропорт Волгограда ввел временные ограничения на полеты Политика, 00:46
Арахамия предрек плохие или очень плохие условия мира для Украины Политика, 00:44
Из-за украинского дрона в Белгороде пострадал пятимесячный младенец Политика, 00:33
В Белгороде из-за дрона ВСУ повреждены десять многоквартирных домов Политика, 00:30
«Страна» описала стратегию сохранения власти Зеленского Политика, 00:29
Чек-лист новичка: как заработать на нефти, какао и апельсиновом соке #всенабиржу!, 00:10