Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
В «Леруа Мерлен» в Петербурге массово отравились сотрудники Общество, 20:16 «Ак Барс» на выезде разгромил «Автомобилист» в матче КХЛ Спорт, 20:05 Путин и Ас-Сиси обсудят возобновление чартерного авиасообщения Политика, 20:03 Роналду сравнил важность победы над «Локомотивом» с «Золотым мячом» Спорт, 20:01 СМИ показали видео закидывания американцев в Сирии помидорами и картошкой Политика, 19:57 Понедельник стал самым теплым 21 октября за последние 70 лет Общество, 19:57 В Череповце на концерте «Алисы» задержали 28 человек Общество, 19:56 Топ-менеджер банка «Советский» получил условный срок за хищения Общество, 19:50 Путин назвал Макрону условия встречи «нормандской четверки» Политика, 19:38 Глава Пентагона прибыл с необъявленным визитом в Эр-Рияд Политика, 19:35 В Басманном суде трое человек заковали себя в наручники Общество, 19:34 На Бали россиянку задержали по подозрению в контрабанде наркотиков Общество, 19:32 «Большая тройка» попросила не давать «Ростелекому» частоты без конкурса Технологии и медиа, 19:24 При крушении вертолета на Украине погиб бывший министр Общество, 19:20
С.-Петербург ,  
0 
Эксперты назвали возможные причины мегареформы холдинга Мордашова
Председатель Совета директоров ПАО «Северсталь» Алексей Мордашов (Фото: Роман Пименов/Интерпресс)

Компания «Севергрупп», управляющие активами Алексея Мордашова, объявила о пересмотре бизнес-модели группы компаний «Силовые машины». По мнению опрошенных РБК Петербург экспертов, реорганизация, которая будет проходить в 2019-2020 гг., повысит эффективность работы холдинга и даст ему возможность улучшить финансовые показатели, хотя бы формально.

Четыре единицы

Как поясняют в пресс-службе «Силовых машин», «нынешняя бизнес-модель холдинга, в основе которой лежит жесткая вертикаль управления всеми операционными процессами, не позволяет гибко реагировать на рыночные изменения и быстро осваивать новые технологии».

В связи с этим принято решение о децентрализации активов «Силовых машин» в самостоятельные продуктовые бизнес-единицы, управлять которыми будет недавно созданное ООО «НордЭнергоГрупп», дочерняя компания «Севергрупп», уточнили в пресс-службе.

В результате реорганизации появятся четыре бизнес-единицы, объединенные по продуктовому признаку. Первая — это крупная генерация (ПАО «Силовые машины»). Вторая — малая и средняя генерация (ОАО «Калужский турбинный завод»). Третья — теплообменное оборудование (ОАО ТКЗ «Красный котельщик»). Четвертая — электротехника (ООО «Силовые машины — завод «Реостат»).

Ранее работа в холдинге была построена несколько иначе: у «Силовых машин» были дочерние организации, при этом ряд вопросов по «дочкам», связанных с производственной деятельностью (управление персоналом, закупка комплектующих, ведение бухгалтерского учета), решался централизованно на уровне «Силовых машин».

Все компании станут более независимыми в сфере производства и будут решать вопросы, которые ранее контролировали «Силовые машины», самостоятельно

Теперь появится управляющая компания, которая будет собственником всех предприятий, входящих в холдинг. При этом все компании станут более независимыми в сфере производственной деятельности и будут решать вопросы, которые ранее контролировали «Силовые машины», самостоятельно. Это в конечном счете позволит всему объединению работать более эффективно, считают представители «Силовых машин».

Причины и мотивы

Эксперты согласны с тем, что реструктуризация действительно может помочь компании улучшить результаты деятельности. Однако они полагают, что расширение производственной самостоятельности предприятий может быть не единственным мотивом руководства холдинга. Эксперты напоминают, что 2018 год «Силовые машины» завершили не слишком успешно. «Финансовое положение холдинга в прошлом году ухудшилось из-за того, что «Силовые машины» попали в санкционный список США. В результате под ударом оказались связи компании с зарубежными контрагентами, подвисли некоторые проекты», — говорит Алексей Калачев, эксперт-аналитик АО «Финам».

В частности, проект по строительству тепловой электространции (ТЭС) «Лонг Фу-1» во Вьетнаме, в котором участвуют «Силовые машины», в прошлом году из-за санкций покинули более полутора десятков контрагентов. Это увеличило стоимость контрактов и сдвинуло сроки строительства на неопределенный срок.

В итоге прошлый год «Силовые машины» завершили с убытком в 59,7 млрд руб. — это в шесть раз больше, чем убыток 2017 года. По данным отчетности компании по МСФО, выручка рухнула с 68,6 млрд руб. в 2017 году до 28,3 млрд руб. в 2018 году. По данным промежуточного отчета по МСФО за первый квартал 2019 года, чистый убыток составил 3,3 млрд руб. — в 1,8 раза больше, чем в первом квартале прошлого года. Выручка снизилась еще на 34,6% — до 7,7 млрд руб.

Из-за санкций убыток «Силовых машин» вырос в шесть раз, а выручка обрушилась в два раза

По мнению Алексея Калачева, реструктуризация может быть способом снижения внешнеполитических рисков для компании. «Кроме того, под проект разработки газовых турбин большой мощности, который продвигают «Силовые машины», предполагается выделение бюджетного финансирования. В этом случае логично сохранить бизнес-направление по турбинам большой мощности отдельно от других», — рассуждает эксперт.

«Улучшение» показателей

Кроме того, по словам аналитика, после реструктуризации убытки предприятий, входящих в холдинг, не будут суммироваться в отчетности «Силовых машин», что происходило до недавнего времени. Такое «внешнее» улучшение финансовых показателей поможет «Силовым машинам» привлекать внешнее финансирование, полагает Алексей Калачев.

Также аналитики предполагают, что, возможно, «Севергрупп» рассматривает варианты продажи или вхождения в некоторые бизнес-направления нового инвестора. После реформирования продать часть активов будет проще, считает Алексей Калачев.

После реструктуризации убытки предприятий, входящих в холдинг, не будут суммироваться в отчетности «Силовых машин»

Другие аналитики указывают на ряд рисков от реорганизации. «Заявленная диверсификация может повысить эффективность дочерних предприятий. Но есть и ряд возможных проблем. Например, компании могут улучшить финансовые показатели, но не придерживаться общей стратегии группы. Тогда управляющей компании придется нанять новых менеджеров и нести дополнительные издержки на оплату труда», — считает Александра Овчинникова, младший аналитик ИК «Фридом Финанс».

Некоторые эксперты скептически относятся к заявлениям по улучшению финансовых показателей холдинга «Силовые машины». По словам начальника аналитического отдела УК ЛМС Дмитрия Кумановского, довольно часто крупные производственные холдинги делают свои подразделения более самостоятельными, но далеко не всегда такие изменения оправдывают себя. По факту у «выделенных» из холдинга компаний остается один крупный заказчик в составе объединения, который продолжает покупать товар или услуги по низкой цене, что не позволяет этим предприятиям компаниям увеличить прибыль и развиваться, считает Дмитрий Кумановский.

Задайте вопрос Максиму Орешкину
Министр ответит на самые популярные из них в онлайне на РБК