Близкая к Алекперову компания прорубит в Ленобласти новое окно в Европу
На Петербургском международном экономическом форуме — 2019 (ПМЭФ) губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко и представитель зарегистрированного в регионе в прошлом году ООО «Сухогрузный перевалочный комплекс Высоцк» подпишут инвестиционное соглашение стоимостью в 24,3 млрд руб. 100% долей этой компании принадлежат неизвестному широкой аудитории московскому бизнесмену Евгению Коневу, однако, около полугода назад о курировании проекта публично заявил глава «Лукойла» Вагит Алекперов.
Плюс 40% к угольному экспорту Балтики
«СПК Высоцк» планирует строительство морского перевалочного комплекса в одноименном порту на территории МО «Высоцкое городское поселение» Выборгского района Ленинградской области. Из попавших в редакцию РБК Петербург документов, связанных с будущим инвестиционным соглашением, следует, что комплекс предполагается построить в два этапа — мощностью до 7 млн тонн в год к 2021 году и до 15 млн к 2023 году. Комплекс включит в себя железнодорожный грузовой терминал, морские причалы и склады. Предполагается, что вся инфраструктура будет ориентирована на перевалку каменного угля. При реализации проекта планируется создание не менее 500 рабочих мест.
Сотрудница пресс-службы губернатора и правительства Ленобласти Людмила Кузнецова и заместитель генерального директора по работе с органами государственного управления ООО «Балтийская нефтесервисная компания» Владимир Калуженов (экс-глава компании «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт») подтвердили планы по строительству угольного терминала в порту Высоцк, но до подписания официального документа на ПМЭФ от более подробных комментариев воздержались.
Сотрудничество ООО «СПК Высоцк» и правительства Ленобласти предполагает экспорт 15 млн тонн угля из российского порта Высоцк с 2023 года. Сегодня все российские порты Балтийского моря вместе взятые экспортируют примерно 40 млн тонн угля, что составляет четверть его отечественного морского экспорта. Применительно к этим цифрам исполнение инвестсоглашения означает увеличение перевалки угля в российских портах Балтики почти на 40%. Погрузка на судно 1 тонны угля стоит сегодня около 1000 руб., так что в Ленинградской области появится налогоплательщик с выручкой в 15 млрд руб. в сегодняшних ценах.
На данный момент в порту Высоцк подконтрольное «Лукойлу» АО «РПК-Высоцк «ЛУКОЙЛ-II» переваливает нефтепродукты (11 млн тонн в 2018 году). Кроме того, в Высоцке работает угольный терминал ООО «Порт Высоцкий», принадлежащий кипрской Sibenco Holding Ltd, которую связывают с казахским миллиардером Тимуром Кулибаевым. Эта компания перевалила в прошлом году около 8 млн тонн угля. Так что исполнение нынешних планов увеличит экспорт угля в порту почти в три раза.
Не Запад, так Восток
Предполагается, что уголь из нового терминала в порту Высоцк отправится в европейские порты. Сегодняшнее потребление угля Старым светом оценивается в 160 млн тонн в год, около 70 млн тонн из которых составляет российский уголь. Для России это примерно треть угольного экспорта. «СПК Высоцк» претендует на 10% всего европейского импорта и более чем на 20% его российской составляющей.
Выглядит заманчиво, но есть одно обстоятельство: европейские правительства стремятся отказаться от использования угля в энергетике как от самого «грязного», вредного для экологии, вида топлива. В частности, Германия датирует конец угольной эпохи 2039 годом. Большинство экспертов относится к этим планам с сомнением. «Я как энергетик не представляю себе, чем Европа заменит уголь не только при производстве тепла и электричества, но и в металлургической промышленности. Вы скажете — атомная энергия. Правильно, но как тогда европейский производители будут конкурировать с китайскими? В Китае почти вся энергия производится в результате самых дешевых технологий сжигания угля, и что-то я не слышал, чтобы китайское правительство собиралось от него отказываться», — сказал РБК участник рынка, просивший из соображений корректности по отношению к новому проекту не называть себя.
В любом случае, перспективу мирового спроса на уголь сегодня определяют страны Юго-Восточной Азии — Китай и Индия, в первую очередь. Даже возможное тотальное сокращение потребления угля европейскими странами к 2040 году на российский экспорт повлиять не должно — он просто изменит свою географию. Так, во всяком случае, полагает большинство аналитиков в этой сфере.
Плюс независимость, минус экология
Главный редактор ИАА «ПортНьюс» Надежда Малышева видит в проекте «СПК Высоцк», прежде всего, федеральную, а не региональную составляющую. По ее мнению, проект важен для страны в целом, потому как он — один из тех, что позволит исполнить политический вектор страны на перенос отечественных экспортных грузопотоков из иностранных портов в российские.
Новые угольные терминалы в российских портах Балтики необходимы из-за очевидного профицита угля в стране и столь же очевидного недостатка портовых мощностей для его перевалки. Надежда Малышева говорит, что новые угольные терминалы на Северо-Западе — это независимость российских экспортеров от портов сопредельных государств, плюс отличная возможность развить экономику регионов, в которых есть порты — как Высоцк, например.
Директор аналитического центра «Дорн» Андрей Карпов предлагает взглянуть на новый проект не только с точки зрения экономики. Учитывая заявленные масштабы грузопотоков, эксперта волнует вопрос: каким образом такие объемы угля будут завозиться в порт Высоцк?
Андрей Карпов не сомневается, что по железной дороге. Но дополнительные 15-20 млн тонн угля, на которые претендует будущий терминал, повезут через Ржевку-Пороховые, вдоль проспекта Руставели, через Ручьи, ну и дальше через Орехово-Сосново-Лосево-Каменногорск. Другой железной дороги для этого нет и пока не предвидится. По его мнению, все составы будут громыхать и пылить в непосредственной близости от жилых кварталов в этих районах так же, как сегодня, плюс еще 15-20 млн тонн, плюс дополнительные грузопотоки от других заявленных проектов. «Я за все новые проекты, но нельзя забывать интересы людей, которые невольно оказываются косвенно в них втянутыми», — отмечает собеседник РБК Петербург.