Университеты отступают: о чем говорит рекордная выручка цифровых платформ
Аналитики зафиксировали рекордный рост выручки платформ онлайн-образования в мире — более чем вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, посчитали в Global Impact Intelligence. И если до 2020 года прогноз роста индустрии образовательных технологий на планете сводился к 10% в год, то сейчас его повысили до 20%. «И это очень много!», — прокомментировала полученные цифры директор по продукту образовательного проекта «Теории и практики» Наталия Моисеенкова. На public talk «Новая эра образования: мир знаний без университетов?» в рамках IX Digital Forum РБК она рассказала, почему бум на рынке образовательных онлайн-платформ важен для настоящего и будущего университетского образования в России, и какую модель обучения стоит выбрать сегодняшним абитуриентам.
Наталия Моисеенкова, директор по продукту образовательного проекта «Теории и практики»:
«В 2020 году, когда мы перешли на удалённую работу и удалённое обучение, эксперты прогнозировали 40%-й рост для компаний сферы образовательных технологий. Но результаты оказались еще более впечатляющими! Выручка топ-60 крупнейших российских компаний выросла на 113% по итогам 2020 года в сравнении с 2019 годом и достигла почти 34 млрд руб. (по рейтингу Global Impact Intelligence — ред.). Рекордный рост выручки произошел у Skillbox (на 254%) и GeekBrains (на 144%). За этими цифрами стоят не просто деньги, но пользователи, которые «проголосовали рублем» в пользу дополнительного неклассического образования. Цифровые платформы и новое образование потеснили университеты и продолжают оттеснять. Это уже не гипотеза, не прогноз, а свершившийся факт.
Знания устаревают
Почему так происходит? Примерно с 2000-го года увеличивается разрыв между потребностями бизнеса в кадрах и тем, как классическое образование удовлетворяет эти потребности. Потребность бизнеса и рынка труда — life long education — непрерывное обучение. То есть, работнику необходимо постоянно проходить курсы дополнительного образования, и они должны быть короткими. Знания, вынесенные из первого высшего образования, даже очень хорошего, быстро устаревают. Кроме того, на рынке востребованы гибридные специальности — когда к основным профессиональным компетенциям человека добавляются, например, навыки аналитики данных или начального программирования. Нужны специалисты по цифровым технологиям в сельском хозяйстве, инженеры-программисты для автоматизированных производств, врачи — аналитики big data, и так далее. Те специальности, которые мы получаем, выходя из классического вуза, не гибридны. Классическое образование не даёт людям навыка составления собственной образовательной траектории. Рынку требуется человек, способный самостоятельно собрать конструктор своих компетенций, необходимых на данный момент времени. Он должен понимать, какие навыки ему нужно дорастить, чтобы соответствовать меняющимся профилям профессий. Такому конструированию тоже не учат в университете. Поэтому цифровые платформы заполняют колоссальный разрыв между спросом рынка и возможностью сегодняшних вузов.
Университеты столкнулись бы с колоссальным падением спроса, если бы в вузы не приходили абитуриенты, на поступлении которых в эти учебные учреждения настояли родители. Однако их карьерные рекомендации для детей 15-20 лет — это «социальное зло». К сожалению, родители сейчас не представляют, какие профессии будут востребованы в будущем. И они еще меньше, чем сам молодой человек, знают, как правильно сформировать образовательную траекторию, чтобы через 5-10 лет находиться в растущей профессиональной области, а не стагнирующей. Например, по всем рейтингам самое нежелаемое для родителей направление обучения детей — сельское хозяйство. Хотя именно на этом рынке прогнозируется большой рост — и востребованность разного рода специалистов, так как в сельском хозяйстве в ближайшей перспективе будет внедряться огромное количество технологий.
Среди профессий будущего — тех, по которым глобальные рынки прогнозируют большой рост–аналитик данных, SMM-специалисты, рекрутеры, диджитал-маркетологи, и конечно, продакт-менеджеры. Профессии будущего или даже настоящего также связаны с 3D-печатью, обслуживанием умных технологий, которые сейчас являются частью нашей жизни.
И самое интересное, что большинство новых профессий прекрасно закрываются курсами. Перед этим стоит получить базовые знания — причем, для правильного погружения в профессию достаточно двухгодичного образования, которое дают колледжи.
Таким образом, больше половины востребованных профессий не требуют высшего образования.
Что будет с классическими университетами?
Причина выживания многих плохих университетов — проблема армии. От нее мы никуда не денемся. Поэтому быстрого очищения образовательного рынка не произойдет, но постепенная санация, благодаря развитию образовательных технологий, будет идти неизбежно. Вообще развитие технологий в любой индустрии помогает систематизации, помогает распознать и вывести на передний план наиболее востребованные продукты. Я уверена, что взлет цифрового образования никак не навредит хорошим университетам.
Я, конечно, не против классического высшего образования — оно должно развить системное мышление, воспитать привычку учиться самостоятельно. Мы понимаем, что в вузах и университетах собрано глубокое системное знание по очень многим направлениями, и в этом смысле они незаменимы — на коротких курсах системных знаний не дают. Приведу пример. Многие цифровые образовательные платформы предлагают курс по Data Science. Но стать хорошим аналитиком данных возможно, если человек глубоко разбирается в статистике, которой на коротких курсах очень мало. Любой университет мог бы сделать прекрасную гибридную программу с углубленной программой по статистике, и таким образом создать продукт, конкурентный по отношению к онлайн-платформам. Также классический вуз предложит значительно лучшие программы по нейропсихологии, чем любые цифровые платформы, потому что его программа будет базироваться на русской школе с методом качественного анализа, которая признана передовой и, возможно, лидирующей в мире.
Думаю, в ближайшее время мы увидим больше коллабораций между университетами и цифровыми платформами. На рынке появятся более разнообразные формы онлайн-образования. Будет появляться значительно больше форматов практики для студентов, и этим займутся именно ВУЗы. Но и тренд на сокращение сроков обучения — два года техникума вместо четырех бакалавриата, три месяца курсов вместо годовой программы переподготовки, и так далее — будет нарастать».
Мнение спикера может не совпадать с позицией редакции
Подготовила: Виктория Саитова