Выборы 2016: что спасет оппозицию?
Депутаты Законодательного собрания Петербурга решили ускорить принятие закона о региональных выборах. Причем, как оказалось, новая норма определяет не только формат будущих выборов, но отчасти — их результат, уверены политологи.
Меньше рисков
Законопроект был принят сегодня в первом чтении большинством голосов депутатов петербургского парламента. При этом против него высказались представители всех оппозиционных партий.
Документ предполагает проведение парламентских выборов в Петербурге по смешанной системе — 25 будущих депутатов Законодательного собрания города будут избраны по партийным спискам, а 25 — по одномандатным округам. Напомним, что в последний раз выборы в ЗакС проходили по пропорциональной системе (2011 год), то есть избиратель голосовал только за ту или иную партию.
Для выдвижения партиям надо будет собрать 0,5% подписей от числа избирателей в городе, «одномандатникам» — подписи 3% избирателей округа. От сбора подписей освобождены «Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Яблоко». Максимальный размер избирательного фонда для «одномандатников» составит 5 млн рублей, для партий — 100 млн рублей. Законопроектом не предусмотрено досрочное голосование.
По словам председателя ЗакСа Петербурга Вячеслава Макарова, смешанная система позволяет петербуржцам голосовать «и за программы политических партий, и за конкретных людей, уполномоченных защищать интересы жителей своего округа».
Политологи, между тем, уверены, что смешанная система выгодна «партии власти». «Власти вполне обосновано пытаются избавиться от рисков не получить парламентское большинство в новом ЗакСе, что вероятно при 100% пропорциональной системе, — поясняет политтехнолог Валерий Чебеков. — Новая система обеспечит перераспределение мандатов в пользу «партии власти», так как, во-первых, на ее одномандатников будет работать административный ресурс, а, во-вторых, на выборы в одномандатных округах в меньшей степени, нежели при пропорциональной системе, отразится недовольство, связанное с кризисом».
Наглядно разницу между прошлой и новой системой описывает депутат ЗакСа Максим Резник: «Если взять выборы 2011 года, которые полностью прошли по пропорциональной системе, и просто переложить их на мажоритарную систему, то мы бы сейчас имели не пятипартийный, а двухпартийный парламент, в котором 40 мест было бы у «Единой России», оставшиеся — у «Справедливой России». Ни «Яблоко», ни ЛДПР, ни КПРФ, которые вместе набрали 40% голосов, не получили бы ни одного мандата».
Его коллега по парламенту, депутат от КПРФ Владимир Дмитриев полагает, что смешанная система возвращает город в «лихие девяностые». «Очевидно, что в случае перехода на смешанную систему дорога в городской парламент будет открыта представителям различных лоббистских структур — дорожному лобби, строительному и прочим. Этих деятелей будет интересовать лишь узкий круг вопросов, а не проблемы простых горожан», — цитирует его сайт КПРФ.
Что касается отмены досрочного голосования, то, по мнению опрошенных РБК Петербург депутатов и политологов, отказ от досрочного голосования связан с желанием Смольного повысить легитимность будущих выборов. «Надо понимать, что когда досрочное голосование показывает большие цифры, это сильно снижает легитимность выборов, поскольку является слишком явным показателем нарушений», — отмечает В.Чебеков. «Есть мнение, что эти выборы надо выиграть честно, чтобы не допустить Болотной», — добавил один из опрошенных РБК Петербург депутатов.
При этом эксперты не исключают того, что сама возможность досрочного голосования может быть предусмотрена в законе на этапе второго чтения.
Сколько стоят выборы
Помимо изменения принципа определения победителей, смешанная система приведет к серьезному удорожанию самих выборов, говорят эксперты. Это связано с необходимостью создания штабов для одномандатников и проведения агитационной работы.
Согласно законопроекту, фонд кандидата по одномандатным округам не должен превышать 5 млн рублей, партий — 100 млн рублей. Политтехнологи оценивают реальные затраты на проведение избирательной кампании для кандидата в депутаты по одномандатному округу в сумму от 20 до 40 млн рублей. «Пока это условные цифры, поскольку все будет зависеть от средств, вложенных со стороны конкурентов, от известности и личного рейтинга кандидата и его конкурентов», — поясняет В.Чебеков. По его словам, львиная доля затрат будет уходить на «полевую работу». «Как правило, это 60% и более. Речь идет о штабе, бригадирах, территориальных начальниках, агитаторах. Многое будет зависеть от административного ресурса: чем его больше, тем меньше финансовых затрат», — добавляет он.
Для партий, по оценкам экспертов, выборы в Петербурге могут обойтись в 500 млн рублей. В большей степени это будет касаться бюджетов оппозиционных партий, отмечает В.Чебеков, поскольку им будет противостоять административный ресурс.
Коммунист В.Дмитриев также считает, что выборы в одномандатных округах можно выиграть только с большим финансовым ресурсом. «Изменения в выборное законодательство продавливаются под громким лозунгом увеличения представленности в парламенте широкого спектра общественно-политических организаций. На самом деле, этот самый «широкий спектр» попросту не имеет ресурсов, чтобы победить в одномандатном округе, да еще и в первом туре, как того хочет власть», — поясняет он.
Депутаты подтверждают, что на проведение прозрачной кампании одномандатников 5 млн рублей не хватит. «Если выборы 2011 года обходились в 70 тыс. долларов, то теперь эту цифру нужно умножить на два, поскольку округа в два раза больше территорий, по котором проходили выборы 2011 года», — говорит М.Резник. По его словам, учитывая упавший курс рубля, выборы будут стоить кандидату не менее 11 млн рублей.
На несоответствие законопроекта реальным экономическим условиям указывают и «справедливороссы». «Фонд формируется из «добровольных пожертвований граждан и юридических лиц в размере, не превышающем в совокупности для каждого гражданина, юридического лица соответственно 2% и 5% от предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата». Таким образом, умышленно усложненный порядок формирования избирательного фонда был реализован в интересах власти, так как возникает риск ошибок, на основании чего кандидатам можно будет отказывать в регистрации», — говорится в сообщении пресс-службы партии.
«Для того, чтобы распространить два-три тиража агитационных материалов, устроить пикеты и набрать наблюдателей, пяти миллионов, может, и хватит. Но на рекламу в СМИ этого недостаточно. Я боюсь, что значительная часть кандидатов будет пытаться часть расходов проводить мимо избирательных фондов, в неявном виде», — говорит представитель «Яблока» Борис Вишневский и добавляет, что его бюджет за эти рамки вряд ли выйдет.
В сложившихся условиях уравновесить шансы «единороссов» и оппозиционных депутатов может только высокая явка, уверены политологи. На это можно рассчитывать, учитывая, выборы в городской парламент совпадут с выборами в Госдуму РФ, а на дворе — кризис. «Для оппозиционных депутатов очень многое будет зависеть от явки, потому что если она будет низкой, это сильно облегчит задачу для «партии власти» получить необходимое количество голосов», — говорит политтехнолог В.Чебеков.
Справка
Выборы в Законодательное собрание Петербурга шестого созыва состоятся 18 сентября 2016 года в единый день голосования, одновременно с выборами в Госдуму. В составе городского парламента — 50 депутатов, работающих на постоянной основе. В городском бюджете на проведение выборов заложено 190 млн рублей. Большая часть из которых пойдет на зарплату членам избирательных комиссий, а также на печать бюллетеней и распространение информации о проведении выборов.