Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней
Весь РБК Pro до -50%
Лента новостей
Гражданку США задержали из-за выгула теленка на Красной площади Общество, 13:08
Что привело к одному из крупнейших терактов в Пакистане Политика, 13:07
Местные жители станцевали перед Лукашенко в аэропорту Зимбабве Политика, 13:07
Кокорин заявил, что каждый нормальный мужчина «должен отсидеть в тюрьме» Спорт, 13:07
Глубинные потребности шести сфер бизнеса: от торговли до услуг РБК и СберБизнес, 13:04
Москалькова обвинила Киев в затягивании обмена военнопленными Политика, 13:03
Семь прогнозов о рынке труда от чат-бота компании OpenAI Pro, 13:01
Объясняем, что значат новости
Вечерняя рассылка РБК
Подписаться
В Росавиации заявили о предпосылках к поставкам западных самолетов Бизнес, 13:00
Российская «дочка» принесла Raiffeisenbank половину прибыли в 2022 году Финансы, 13:00
Криптокредитор-банкрот Celsius заявил о возврате средств части клиентов Крипто, 12:58
АТОЛ назвала неактуальной большую часть слитых хакерами данных Бизнес, 12:50
Песков фразой «будут жечь» оценил идею о выплатах за уничтожение танков Политика, 12:48
Военная операция на Украине. Главное Политика, 12:47
Компактный автомобиль для семейного бизнеса. Обзор РБК и Газ, 12:41
Санкт-Петербург и область ,  
0 

Карелия поставила туристический рекорд. Что будет дальше?

Горный парк «Рускеала» обеспечил Карелии больше половины годового потока туристов
Горный парк «Рускеала» обеспечил Карелии больше половины годового потока туристов (Фото: Парк "Рускеала")

В 2022 году Карелию посетили более 1 миллиона туристов — это рекорд в истории региона. Учитывая рост во всей России внутреннего организованного туризма (по прогнозу Минэкономразвития, он составит 7%, до 61 млн поездок против 57 млн поездок в 2021 году), рост спроса на люксовый отдых и систему «всё включено», у Карелии большие перспективы как ближайшего к столицам северного региона с особыми природными ландшафтами и памятниками истории. Тем не менее, на пути дальнейшего роста туристического потока в республику есть серьезные преграды.

Север в благоприятных условиях

Среди регионов Европейского Севера республика Карелия бьёт все рекорды, туризм несколько лет подряд лидирует по темпам роста среди отраслей региональной экономики. В 2022 году туристическая индустрия Карелии практически не ощутила на себе спада в тяжёлые периоды начала СВО и мобилизации. По итогам 3го квартала 2022 года въездной турпоток в Россию упал на 16% по сравнению с 2021 годом и на 99,5% по сравнению с 2019 годом, составив 147,4 тысячи посещений. Это коснулось и активно принимавшей финских туристов Карелии — но потери были компенсированы.

В 2022 году туристическая индустрия Карелии практически не ощутила на себе спада в тяжёлые периоды начала СВО и мобилизации.

«Мы находимся рядом с крупнейшими городами страны — Москвой и Санкт-Петербургом, и у нас турпоток только увеличился — в это непростое время к нам все рванули, — объясняет руководитель Корпорации развития Республики Карелия Евгений Перов. — Реконструкция аэропорта была проведена несколько лет назад, РЖД организовало удобное железнодорожное сообщение. В общем, к нам не лень приехать даже на выходные. И огромное преимущество — это близость Арктики. Арендовал машину — и через 200 км по отремонтированной федеральной трассе оказался на Белом море. При этом мы называем нашу Арктику тёплой, поскольку находимся южнее остальных северных регионов — у нас можно почувствовать север в более или менее благоприятных условиях».

Главная точка притяжения

Наиболее популярны в Карелии — горный парк «Рускеала», музей «Кижи», заповедник «Кивач» и остров Валаам. Проект «Рускеала» стал настоящим туристическим феноменом, сумев привлечь гостей без обязательных для «туристических хитов» морского побережья, горнолыжных склонов или памятников мирового значения. Если в 2021 году «Рускеалу» посетили 560 тысяч туристов, то в 2022-м — уже более 750 тысяч. По мнению научного сотрудника Института экономических проблем Кольского научного центра РАН Эдуарда Грушенко, стремительный рост турпотока в приграничный горный парк «Рускеала» «дал региону синергетический эффект, объединив вокруг проекта порядка трёхсот человек — представителей малого бизнеса и туристических компаний». Запуск РЖД ретропоезда «Рускеальский экспресс» с вагонами, стилизованными под начало ХХ века, способствовал взлету популярности этой аттракции.

Если в 2021 году «Рускеалу» посетили 560 тысяч туристов, то в 2022-м — уже более 750 тысяч.

Развитие «Рускеалы» повлияло на город Сортавалу. Он стал и транспортным хабом, отправной точкой нескольких самых популярных маршрутов, и самостоятельной аттракцией — с горными ландшафтами и сохранившимися памятниками финской архитектуры. Сегодня 19-тысячный город переживает особенности туристического бума, к которому оказался не готов. Отсутствие благоустроенных прогулочных зон, удобного внутригородского транспорта, изношенность дорог вызывают частые нарекания туристов в соцсетях.

«Заряжают» цены

В 2021-2022 годах в туристические проекты Карелии инвестировано около 1,2 млрд руб. (в целом объём инвестиций в регионе оценивается в 97,5 млрд руб.), при этом объём налоговых поступлений от сферы туризма в 2022 году составит более 350 млрд руб. В основном инвесторы вкладываются в создание средств размещения и придорожного сервиса. При этом загрузка имеющихся гостиниц в течение последних двух лет превышает 70%, что говорит о дефиците отельной инфраструктуры. В целом рынок туруслуг в Карелии растёт на 10-15% в год. Как рассказал Евгений Перов, многие бизнесмены диверсифицируют свой бизнес через создание туристических услуг. «Наши арктические резиденты сейчас пытаются совмещать свои традиционные проекты с туристическими. Например, резидент арктической зоны, который выращивает мидии в Белом море, предлагает туристам понаблюдать за этим и поучаствовать. Агротуризм — тоже новый тренд», — рассказывает Евгений Перов.

Отсутствие средств размещения — главная проблема для Карелии, препятствующая привлечению еще большего числа туристов. Возможно, поэтому самые распространённые проекты в регионе — это модульные гостиницы (глэмпинги), не требующие специальных разрешений на строительство и размещение в лесфонде. Срок их окупаемости в Карелии, по словам Евгения Перова, составляет около года, при этом цена размещения порой дороже, чем в гостинице. «Возможно, сказывается нехватка средств размещения и популярность Карелии. Глэмпинги заряжают цены очень серьёзные. В среднем, это 10 тысяч рублей за ночь и в Приладожье, и на севере. В гостинице средний чек в летний сезон составляет 6-7 тысяч рублей за ночь», — говорит Евгений Перов.

В Карелии, как и в целом в России, в 2022 году произошел бум глэмпингов. Их строят и крупные инвесторы, и частные лица — тем самым сам сегмент размывается. Под видом глэмпинга сегодня можно приобрести и размещение в палатке с удобствами на улице за 3 тысячи рублей, и в комфортабельном номере уровня «4 звезды» с видом на северное сияние. По оценке Евгения Перова, Карелии необходимо в 10 раз больше глэмпингов.

Под видом глэмпинга сегодня можно приобрести и размещение в палатке с удобствами на улице за 3 тысячи рублей, и в комфортабельном номере уровня «4 звезды» с видом на северное сияние.

Заложники инфраструктуры

Новые инвесторы отмечают, что на них, как правило, ложится бремя поддержки и развития инфраструктуры — нередко инженерной, очень часто дорожной — и не всегда эта ноша посильна.

Например, отель «Кружево» — один из новых, построенных на волне туристического бума, он открылся в Сортавале меньше года года. Проект, в который семья предпринимательницы Людмилы Комягиной вложила 330 млн руб., располагается на крупнейшем острове Ладожского озера — Риеккалансаари, в 15 минутах езды от центра Сортавалы. Возможность жить уединенно на природе привлекает гостей российских столиц: лето новый отель отработал со стопроцентной загрузкой. Но при этом Людмила Коломягина больше не рассчитывает вернуть инвестиции через 10 лет, как это предполагал бизнес-план.

«Эксплуатация выходит намного дороже, чем мы рассчитывали, из-за отсутствия инфраструктуры», — объясняет инвестор. До города и вокзала можно добраться по понтонному мосту. Однако состояние этой дороги (принадлежит Росавтодору) и моста нередко заставляет гостей разворачиваться, не доехав до отеля и ресторана. «Были случаи, что не только гости, но и работники вынуждены были идти 20 минут пешком по бездорожью, когда выпало много снега, и никто не собирался его чистить, мы за свой счёт вызывали трактор, грейдер», — рассказывает Людмила Комягина. Для инвестора эта ситуация стала большим разочарованием, так как на этапе переговоров с регионом дороги предпринимателям обещали. Также на острове до сих пор нет проводного интернета, что также часто становится причиной отказа от поездки для людей, желающих совместить отдых на природе с удалённой работой.

«Хорошая звездность» и правильные льготы

Новой точкой роста, которая поможет преодолеть в том числе фактор сезонности — только Мурманской и Вологодской областям на Европейском Севере России удаётся привлечь значительный поток туристов зимой и ранней весной, — в Карелии считают ее самые северные территории: Заонежье, побережье Белого моря и Соловецкого архипелага. Хотя архипелаг относится уже к соседней Архангельской области, путь туда из Карелии ближе и стоит дешевле. Уже в 2023 году РЖД завершит реконструкцию вокзала в Кеми, а затем, возможно, и в Беломорске, откуда начинается путь на Соловецкие острова и к туристическим объектам Белого моря. Это позволит Карелии увеличить и перераспределить поток туристов, «разгрузив» переполненное в туристический сезон Приладожье.

«В Карельской Арктике сейчас не хватает объектов размещения высокого уровня, хорошей звёздности, с бассейнами, спа, санаторным лечением, — отмечает Евгений Перов из Корпорации развития Карелии. — Пока мы не можем принимать там туристов с высокими запросами. При этом у нас подготовлены земельные участки в районе Беломорска и Кеми, где с учетом полезных свойств водорослей (ламинарии) можно построить высокого уровня спа-комплекс или реабилитационный центр. Интерес у инвесторов есть, но до проектов пока не дошло».

Осторожность инвесторов объясняется тем, что им необходимо принимать в расчёт не только стоимость самого проекта, но и развитие практически всей инфраструктуры — дорог, проведение электричества, связи и т.д.

Осторожность инвесторов объясняется тем, что им необходимо принимать в расчёт не только стоимость самого проекта, но и развитие практически всей инфраструктуры — дорог, проведение электричества, связи и т.д. Во многом тормозят инвесторов условия федеральной поддержки проектов в Арктической зоне РФ. Федеральным законодательством предусмотрена инфраструктурная поддержка инвестиционных проектов в Арктике, однако условия ее предоставления таковы, что Карелия не может активно пользоваться этим механизмом. «В частности, обязательным условием являются инвестиции в проект не менее 300 млн рублей. Порог в 300 млн — довольно высокий. На наш взгляд, его нужно снизить до 50-100 млн рублей. Малые проекты в области туризма смогли бы воспользоваться инфраструктурной поддержкой и, например, построить дорогу или протянуть электроснабжение».

Авторы