Ломка стереотипов: бизнесмены рассказали о последствиях цифровой реформы
Российский бизнес взял курс на погружение в цифровую экономику. Однако скорость этого погружения невелика, признали участники дискуссии, организованной РБК Петербург в рамках клуба Winner. По словам бизнесменов, цифровая трансформация требует не только терпения, но и ломки стереотипов. По их мнению, стимулировать более активное внедрение «цифры» в российскую экономику может государство.
ЕГАИС как буревестник революции
Толчком к использованию цифровых сервисов в ресторанной отрасли стало введение ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система для контроля над оборотом алкогольной продукции), — привел пример роли государства сооснователь компании DocsInBox Андрей Анфиногенов. «Регулятор выступил мощным стимулятором развития отрасли, — утверждает он. — Если два года назад ресторанный рынок был архаичным, то теперь в нем происходит цифровая революция».
Рестораторы проявляли креативность в изготовлении гамбургеров, но откладывали модернизацию бизнес-процессов, пока государство не стало жестче контролировать этот рынок, пояснил предприниматель. За несколько недель до введения более строгих правил применения ЕГАИС, в конце 2016 года, на DocsInBox обрушился шквал заказов по автоматизации ресторанов. Сделав вынужденный шаг в цифровое будущее, бизнес получил доступ к почти бесконечному спектру возможностей, считает Анфиногенов.
«Сейчас в отрасли внедряются такие IT-системы, которые на входе могут идентифицировать гостя, выписывать электронные счета, отправлять чаевые официанту, — рассказывает Андрей Анфиногенов. — Мы знаем обо всех транзакциях между поставщиками и ресторанами, а на следующем этапе будем знать все о сотрудниках ресторанной индустрии». «Оцифровка процессов, в том числе, меняет подход к оценке стоимости того или иного ресторанного бизнеса, — говорит он о коммерческих эффектах IT-технологий. — Теперь можно оценить ресторан на базе оценок его пользователей, а не стоимости ремонта в помещениях. Если есть 10 тысяч постоянных гостей, вот тогда ресторан чего-то стоит, а если он не приносит прибыль, хоть и выглядит дорого, то не стоит ничего».
Как пошутил один из гостей, если считать форс-мажоры, поставляемые бизнесу государством, эффективным рычагом цифровой трансформации, то Россия скоро займет одно из первых мест по глубине проникновения новых технологий.
Найти груз по воле государства
Одна из таких отраслей, к которой государство проявляет повышенный интерес — транспортная логистика: «Платон» — самый известный, но далеко не единственный, пример электронной системы, внедренной для повышения собираемости денег с перевозчиков грузов. «В транспортной сфере есть цифровые внедрения, которые приносят деньги, и есть те, что делаются по воле государства. Государство хочет контролировать транспортный бизнес, и понятно, что при аналоговом обмене данными это сложно сделать», — отмечает советник президента ГК «Балтик Транс» Вадим Бушуев.
Примером может служить эксперимент по созданию единого портала морских портов страны, начатый государством в 2009 году. «Отправной точкой стало желание таможенной службы получать оцифрованную информацию о грузе, со всеми его характеристиками, еще до прихода судна в порт, — рассказывает Бушуев. — Но одновременно можно решить множество других задач». По словам бизнесмена, помимо таможенных служб, в реализации проекта участвуют Роспотребнадзор, пограничные службы и другие госорганы. «Формируется глобальная система сбора информации в транспортной сфере; будут оцифрованы все грузы и все этапы их перемещения, предполагается даже международный обмен данными», — говорит Бушуев и оптимистично заключает: «Сегодня никто не представляет, чем это закончится».
Сейчас к государственному проекту подключился бизнес: во-первых, для того, чтобы быть в курсе того, «чем все закончится», и, во-вторых, чтобы использовать цифровые возможности для собственного развития. «Оцифровка грузов и потоков важна бизнесу как минимум для повышения скорости обслуживания клиентов, — объясняет Вадим Бушуев. — Так, подсчитано, что сегодня средний срок нахождения иностранного груза в порту составляет 7 дней. Есть мнение, что это происходит по вине таможенных органов. Однако проведенные исследования показывают, что виноватых много, и главный виновник — отсутствие современного информационного обмена. Даже получить сведения о том, пришел ли груз в порт, бывает непросто».
В дальнейшем интеграция данных о грузах разных транспортных компаний в одной системе позволит логистам объединяться, оказывая клиентам взаимодополняющие услуги, избавляться от лишних цепочек в бизнес-процессах и ненужных сотрудников. Правда, такая интеграция — это не ближняя перспектива, уточнил бизнесмен.
«Цифра» объединяет людей
«Мы должны объединять людей с помощью технологий», — утверждает Андрей Анфиногенов. Рестораторам новые цифровые сервисы дают возможность объединять, при желании, и закупки, и доставку блюд на дом, и финансовый учет. «Если раньше один бухгалтер мог вести два или три ресторана, то сейчас, с помощью нашего продукта, — 5-10 ресторанов», — иллюстрирует свой тезис предприниматель.
По тому же принципу, как с помощью цифровых сервисов развивается car-sharing, будет развиваться и коллективное использование данных бизнесом. Экономически невыгодно каждому «сидеть» на своей информации. Сейчас процесс такого «шэринга» стартует в российской медицине, отметил генеральный директор Лабораторной службы Helix Юрий Андрейчук.
«Когда ты можешь пользоваться данными только в периметре своей компании — это очень мало, — говорит он. — Люди ходят в разные медицинские учреждения, они не привязаны. И настал момент, когда всем участникам отрасли нужно накапливать не просто артефакты, а семантически размеченные, интероперабельные, данные. Каждому игроку важно быть валентным экосистеме».
По словам Андрейчука, сейчас государство создает экосистему в медицине: «Декларируются очень оптимистичные прогнозы — каждый гражданин будет иметь электронную медицинскую карту в ближайшие годы. Но, наверное, этого не случится, и развитие будет очень несимметричным по стране. Однако в Москве и Петербурге, где уже объективно многое сделано, единые электронные карты пациентов появятся довольно скоро, а это отправная точка для других прогрессивных изменений».
Другой важный шаг в эпоху обмена данных — принятый недавно закон о телемедицине. Фактически, он открыл дорогу передаче медицинской информации, будь то биоматериал для анализа или заключение врача, в цифровом виде. Нельзя сказать, что государство в данном случае выступило трендмейкером — скорее, оно уступило напору рынка, который уже давно создавал телемедицинские стартапы и ждал законодательной возможности для их запуска. Но так или иначе, «сейчас в стране началась эра телемедицины; и это переворот в развитии отрасли», — считает генеральный директор СК «Капитал-Полис» Алексей Кузнецов.
«Наш медцентр тоже создает телемедицинский стартап, — продолжает он. — Мы надеемся с его помощью дать новые возможности нашим клиентам и рассчитываем, что будем экономить на издержках».
Лень и затраты
Как отметил директор управления по маркетингу и коммерческой деятельности группы компаний «Деловые линии» Давид Шамаев, «в России есть два главных двигателя прогресса — лень и косты [costs — затраты — ред.]». Когда потребителю лень идти в ресторан, развиваются службы доставки, а когда топ-менеджеру лень вручную управлять процессами, начинается их автоматизация. Но поскольку внедрять изменения — зачастую еще более лень, то «косты» остаются главным мотиватором. «Разве кто-нибудь за этим столом не стремится сокращать персонал?» — обратился к собеседникам один из участников.
Обмен данными и их коллективное использование — верное средство борьбы с «костами», в том числе, через сокращение не очень нужных работников. Например, в медицине, по словам Юрия Андрейчука, накопление массивов хорошо структурированных данных скоро позволит задействовать искусственный интеллект — он заменит медработников в части рутинных процессов. В логистике формирование общих порталов — по примеру, о котором говорил Вадим Бушуев — должно высвободить армию диспетчеров и тех специалистов, которые сегодня разыскивают грузы и ускоряют их продвижение.
Но многие ли сегодня готовы обмениваться данными? «Чтобы интегрировать информацию разных компаний в общую систему, надо сначала привести ее к одному формату, а пока информационные базы плохо совместимы», — указывает на технические сложности Вадим Бушуев. «Я сомневаюсь, что компании захотят передавать друг другу коммерчески значимую информацию; это точно произойдет не сегодня», — говорит о более серьезных препятствиях Давид Шамаев. «Чтобы все логисты объединились и создали ресурс, позволяющий передавать грузы, не вдаваясь в название компании? Вы представляете, какое должно быть законодательство, — рассуждает он, — чтобы права всех сторон такого открытого взаимодействия были защищены?».
По его словам, есть немало резервов для технологичного снижения «костов» в пределах информационного поля одной компании, и «Деловые линии» двигаются в этом направлении. «Обладая самым большим парком грузовых автомобилей в стране, невозможно пользоваться Excel, — отметил Шамаев, — нужны другие программные продукты, влияющие на себестоимость. Благодаря им, у нас вся система перевозок — 1,5 миллиона рейсов в месяц — для нас прозрачна». «Цифровые решения помогают конкурировать, — продолжает он, — ведь перевозкой уже никого не удивишь, удивлять нужно другим. Например, используя продукт на платформе блокчейн, мы можем обеспечить клиентам тотальное страхование грузов и сроков».
Нетрендовые потребности российского бизнеса
Но отвечая на вопрос о перспективе более глубокого погружения российского бизнеса в цифровую экономику, Давид Шамаев заметил: «Потребности бизнеса не всегда трендовые; далеко не все инновации приносят пользу, многие традиционные способы действия будут сохраняться». Схожим образом охарактеризовал Алексей Кузнецов предстоящие глубину и скорость цифровой трансформации медицины: «Отрасль консервативна, перемены требуют ломки стереотипов, которая займет время».
Возвращаясь к теме влияния контрольной функции государства на цифровые реформы, отметим: требование повысить прозрачность может принудить компании к первым шагам в цифровой мир. Однако заставить широко использовать цифровые возможности — невозможно. Это вопрос креатива — какие цифровые сервисы предложить клиентам, как ускорить производственный или логистический процесс, с кем вступить в альянс. Креатив получается хорошо, когда он добровольный.
Скорее всего, государство может стимулировать более активное внедрение «цифры», только раскрепощая экономику — чем меньше у бизнеса опасений (в том числе, в сфере обмена информацией), больше возможностей сокращать издержки и зарабатывать прибыль, тем выше скорость внедрения высокотехнологичных решений.