Лента новостей
В Иркутской области паводок подтопил почти 600 жилых домов Общество, 05:09 Спецпредставитель назвал ожидания Грузии от практических связей с Россией Политика, 04:49 Рыболовлев прокомментировал решение суда в процессе против Sotheby's Общество, 04:44 Минтранс оценит потери авиакомпаний из-за запрета полетов в Грузию Бизнес, 04:10 Sky Sports сообщил подробности контракта «Ювентуса» с Де Лигтом Спорт, 03:44 Мадуро заявил о поимке участников попытки переворота в Венесуэле Политика, 03:21 Совладельцем «Мосхозторга» стал гражданин Азербайджана Бизнес, 02:47 Парламентская ассамблея НАТО исключила возвращение делегации России Политика, 02:36 Умер лидер рок-группы «Високосный год» Общество, 02:18 Богатейший человек Молдавии счел обвинения России против себя фантазиями Политика, 02:09 Делегация Словакии обвинила депутата в демарше из-за заявления по России Политика, 01:48 Порошенко попросил Раду не допускать российских наблюдателей до выборов Политика, 01:48 СМИ узнали о выселении украинских туристов из отеля в Греции из-за флагов Общество, 01:24 Apple приобрела разработчика беспилотных автомобилей Бизнес, 01:11
С.-Петербург ,  
0 
Подарок-провокация: петербургский бизнес готовит сюрпризы
Рынок бизнес-сувениров уверенно растет несмотря на то, что дорогие подарки петербургские компании заказывают очень редко. Наибольшим спросом пользуются персонализированные подарки.
Фото: Сергей Куликов/Интерпресс

По оценке Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), объем всего российского рынка промопродукции в 2017 году составил 24,3 млрд руб. Объем петербургского рынка за первое полугодие 2018 года АКАР оценивает в 1,2 млрд руб. «Сезонная динамика позволяет предположить, что суммарный годовой объем закупок бизнес-подарков в Петербурге достигнет 3 млрд руб.», — делают прогноз в «Проект 111» (крупнейший федеральный поставщик бизнес-подарков с годовым оборотом 2,83 млрд руб.). По данным компании, сезон новогодних заказов в этом году уже давно начался.

«Это и в 2017 году, и в этом году так — начинаются заказы с сентября и даже августа, хотя раньше приходили в ноябре», — говорит Антон Верт, владелец VertComm. — Компании поняли, что затраты на подарки конвертируются в лояльность к ним, что подарок еще долго вызывает позитивные эмоции в отличие от рекламы». Кроме того, удачный бизнес-сувенир сразу попадает в соцсети, это дополнительная пиар-кампания, добавляет он. По данным TooManyGifts, спрос растет, и прибавка к прошлому году составила примерно 25%. Средний чек так же вырос на 15%.

Айфоны для партнеров

Желание заказчиков напомнить о себе при помощи подарка пока не сочетается с готовностью много тратить на него. Стоимость большинства подарков не превышает 500 руб., следует из данных «Проекта 111». Антон Мелехов, генеральный директор «RTB House-Россия», признается, что бюджет на подарки и сувениры фактически был уменьшен на 20%, так как количество адресатов увеличилось (партнеры и клиенты), а сумма затрат не изменилась.

«В связи с тем, что банк «Открытие» проходил через процедуру санации, в нынешнем году расходы на сувенирную продукцию для бизнес-партнеров и клиентов были сокращены и взяты под гораздо более строгий контроль», — говорит Иван Макаров, пресс-секретарь банка «Открытие» по Северо-Западному федеральному округу. Ни о каких «имиджевых» подарках, по его данным, речь не идет, филиал использует стандартные брендированные бизнес-сувениры: ручки, блокноты, папки. Их банк вручает в ходе переговоров с клиентами и партнерами в рамках элементарного делового этикета.

Все перечисленное — лидер среди раздаточных материалов на массовых мероприятиях, указывают в TooManyGifts. «Стоимость подарка сильно зависит от его назначения. Если он для ограниченного числа особых персон, то могут дарить даже телефоны популярного бренда», — говорит Михаил Зольников, генеральный директор ООО «Много подарков» (TooManyGifts). Топ-менеджменту чаще выбирают подарочные корзины с шампанским или крепким алкоголем и сладостями или фруктами, а брендируется только упаковка или открытки, отмечает Мария Комендантова, управляющий партнер агентства LED agency.

Приятная благотворительсность

Невысокая стоимость подарка компенсируется индивидуальным подходом к адресату. Анна Маркина, менеджер по внешним коммуникациям Heineken в России, рассказывает, что перед новогодними праздниками сотрудники компании получают, например, подарочные либо скидочные карты: «Таким образом, подарки получаются персонализированными: кто-то хочет футболку, другие полетать в аэротрубе или сходить на спектакль. В итоге, сотрудники
выбирают то, что нужно именно им».

«Сейчас покупатели стремятся вкладывать деньги в нечто уникальное и «не такое, как у всех». Некоторые компании предпочитают вкладывать деньги в благотворительность, информируя партнеров о том, что средства пошли на социально значимое дело», — говорит Елена Воронцова, младший управляющий партнер агентства «Би Си Коммьюникейшенз».

В этом году стало особенно заметно, что компании стали дарить продукцию благотворительных мастерских, например, фонда «Антон тут рядом», рассказывает Антон Верт. По его наблюдениям, отчеты компаний о том, что подарочные бюджеты пошли на благотворительность не всегда позитивно воспринимались партнерами, кого-то это обижало, тогда как благотворительные сувениры выполняют двойную функцию — это и полезный подарок, и трудоустройство социально незащищенных людей.

Медведи вне моды

По данным «Проекта 111», из всех брендированных мягких игрушек петербургские заказчики предпочитают медведей (38%). Символ года, которым в этом году была собака, обогнал плюшевых медвежат всего на 11%. В этом году разрыв может увеличиться. «Каждый год несет новые тренды. Не так давно массово скупались спиннеры, а тренд конца текущего года, разумеется, свинка», — говорит Михаил Зольников.

Вопреки опасениям, спрос на печатную продукцию не упал, ежедневники и блокноты все так же востребованы (прирост в этой категории составил чуть более 50%), однако снизился интерес к деловым аксессуарам: визитницам, кошелькам, настольным наборам (спрос упал на 13%), подсчитали в «Проект 111». Обороты по электронике и гаджетам выросли на 24%. «Покупают все то же самое, но в оригинальной упаковке, с необычным нанесением, выпуклыми буквами», — рассказывает Антон Верт.

Традиционный подарок на новый год — шарик на елку. Синие шарики составляют 31% процент от общего сезонного тиража шаров. Конечно, это обусловлено преобладанием синего в корпоративных цветах брендов.

«Подарки — одна из немногих, если не единственная, форма коммуникации, где даже очень серьезные бренды и компании могут дать волю фантазии, позволить себе пошутить, быть иногда домашними, уютными, или наоборот, допустить легкую провокацию», — комментирует Андрей Дегтяренко, председатель совета директоров компании «Проект 111». В Heineken рассказывают, что стараются отойти от стандартных подарков в виде ежедневника и брендированной флешки. «Куда важнее, чтобы это была оригинальная и нужная вещь, которая подчеркивает особенность компании. Например, в прошлом году мы дарили партнерам сумки-холодильники с собственной продукцией и получили очень положительную обратную связь», — рассказывает Анна Маркина.

Кризис не заметили

Елена Воронцова говорит, что рынку мешает развиваться увеличение стоимости сырья и логистики, а также оптимизация расходов на бизнес-подарки, вплоть до полного отказа от них. Однако, пока есть крупные корпорации, требования (а, следовательно, и бюджет) которых с каждым годом всё возрастают и возрастают, нельзя говорить об общем падении рынка, — уверена она.

«Мы кризис не заметили. Все 9 лет нашей работы каждый год был уверенный рост», — оптимистичен Михаил Зольников, По его мнению, препятствий для ежегодного роста пока нет: «Мы связываем это с тем, что в России рынок бизнес сувениров еще очень молод, по сравнению с европейским и американским. Конкуренция уже высокая, но маржа пока достаточная для того, чтобы непрерывно вкладываться в развитие».