Одна из главных достопримечательностей Выборга может исчезнуть
Папульский парк, одна из городских достопримечательностей Выборга, оказался под угрозой уничтожения, пишет газета «Выборгские ведомости». При этом парк, который был разбит в 1886 году главным садовником Выборга Карлом Матиасом Рамстремом по плану стокгольмского садового архитектора Райдберга, обладает статусом природоохранной зоны, вся структура которой должна быть сохранена.
По данным издания, первые покушения на территорию Папульского парка начались в декабре 2014 года, когда стало известно, что ОАО «Ленэнерго», произвольно изменив маршрут трассы, тянет ЛЭП через дворы жилых домов на улице Резервной, а оттуда — через залив, где происходит активная вырубка парка под расширение просеки, по которой ЛЭП проходит до линии железной дороги. По этому поводу в муниципальной администрации прошло четыре совещания, два из них выездные, на которых чиновники высказались однозначно: «администрация разрешения на это строительство не дает». Прокуратура направила запрос обеспокоенных вырубками граждан в Ростехнадзор.
Из официального ответа ведомства следует, что реконструкция данной линии проведена по существовавшей ранее трассе. Защитники парка говорят, что на самом деле маршрут проложен не «по существовавшей ранее трассе».
В последней декаде сентября в парке началась активная вырубка деревьев. Выезд на место показал, говорится в статье «Выборгские ведомости», жуткую картину разрушений — гектары вековых сосен, гордости парка, березовые островки ландшафта, осина и кустарник выкошены лесорубами. Видеосъемка с воздуха обнаружила, что широченная просека проходит через самый центр парка, разрезая его пополам между телевизионной вышкой и стадионом. Вырубка велась для прокладки шоссе к путепроводу через железную дорогу для нужд РЖД. Просека, а впоследствии шоссе на путепровод, пройдут через центр исторического объема парка, разрушая его целостность и уничтожая его сущность, отмечают эксперты, опрошенные изданием.
В администрации Выборга сообщили, что работы ведутся на основе историко-культурной экспертизы, проведенной в феврале 2014 года по заказу ОАО «РЖД». А руководитель Центральных научно-реставрационных проектных мастерских Вячеслав Фатин ответил изданию, что Папульский парк будет восстанавливаться за счет денег, полученных федеральным бюджетом из займа Международного банка реконструкции и развития.
Однако Сергей Горбатенко, эксперт, член Временного совета Национального комитета ИКОМОС, член президиума ВООПиИК Ленобласти сообщил «Выборгским Ведомостям», что «Парк Папула, несмотря на запущенность и частичную деградацию, до сих пор сохраняет рельеф, ценный древостой и большую часть элементов исторической планировки, которые просматриваются даже на материалах космической съемки. Просека, предназначенная для прокладки новой шоссейной трассы, проходит через центральную часть парка, нанося значительный ущерб его пространственно-планировочной композиции. Ценные и здоровые деревья вырубаются». «Считаю необходимым срочно остановить ведущиеся работы, разработать альтернативный проект проведения шоссе в обход парка, а также проект регенерации паркового ландшафта. По завершении проекта незамедлительно приступить к его осуществлению», — отметил эксперт.
Сейчас, пишет издание, парк прорублен насквозь — от железной дороги до Смирновского шоссе. Вскоре должно начаться разрушение скальных ландшафтов, так как скала мешает прокладке трассы. Трасса, следуя от Смирновского шоссе, пронижет парк и закончится двухъярусным путепроводом через железную дорогу. Интересно, что линия прокладки ЛЭП, с которой началось уничтожение парка, идет вдоль железной дороги и будет пересекаться с путепроводом прямо в месте, где его намечено возвести. Что невозможно при запланированной высоте вышек ЛЭП в 28,5 м. Следовательно, ЛЭП, которая уже «проведена по существовавшей ранее трассе», будет еще раз передвигаться, пишет издание.
РБК Петербург запросил комментарии по теме в администрации города Выборг, в «ОЖД» (филиал «РЖД»), а также в «Ленэнерго»