Низкие цены или большой обман: в «войну» такси втянули Полтавченко
Петербургские таксисты обратились к губернатору Петербурга Георгию Полтавченко с просьбой «принять неотложные меры для запрета деятельности» IT-компаний, оказывающих услуги по вызову такси. Обращение опубликовано на сайте некоммерческого партнерства «Петербургское такси» (включает в себя «Апельсин», Ladybird, «6.000.000», «063», «068», «777-1-777» и «КЭБ»).
Таксисты просят губернатора поддержать легальных перевозчиков и выступить инициатором по проверке законности деятельности IT-компаний в городе и их дальнейшего запрета. Пресс-секретарь губернатора Петербурга Андрей Кибитов уже отреагировал на письмо. «Вопрос регулирования интернет-сервисов по частному извозу носит, в первую очередь, правовой характер, соответственно, обращаться необходимо к законодательной ветви власти», - написал он в Twitter.
Маркетинговое поле битвы
За последний год, по словам участников партнерства, Петербург превратился в «маркетинговое поле битвы» за снижение тарифов на оказание услуги по перевозке пассажиров легковыми автомобилями между тремя глобальными интернет-приложениями: Uber, GetTaxi (переименовано в Gett) и «Яндекс.Такси». «На сегодняшний день, минимальные тарифы, установленные этой «тройкой», сопоставимы с ценой поездки на общественном транспорте - 50 рублей, 50 рублей, и 49 рублей соответственно», - говорится в письме.
Uber, Gett и «Яндекс.Такси» представляют собой программное обеспечение. «Бизнес-процесс этих приложений по вызову такси заключается в «подключении» легковых автомобилей частных лиц, через систему «организаций-подключашек», обеспечивающих вывод денег за поездку на счета частных лиц, - говорится в письме. - В отличие от Москвы, где указанные организации, за исключением Uber, передают заказы только лицам, имеющим разрешение на деятельность по перевозке пассажиров легковыми такси, в Петербурге заказы передаются любым физическим лицам, имеющим личный автомобиль».
Мобильные приложения позиционируют себя как «сервисы», «агрегаторы» и «базы данных», оказывающие исключительно «информационные услуги», но комиссия за такие услуги составляет в среднем 20% от суммы перевозки.
«Имея миллиардные бюджеты, в целях продвижения своих рекламных кампаний, основанных на оказании услуги по демонстративно заниженной стоимости, компании доплачивают водителям суммы, превышающие стоимость самих поездок, чем грубо нарушают закон «О защите конкуренции»», - полагают авторы письма. Причем в распространяемой рекламе они позиционируют свою услугу как такси.
Александр Холодов, директор некоммерческого партнерства «Петербургское такси» пояснил РБК суть своих претензий: «Uber за 50 рублей возит, а водителю платит 250-300. Учитывая, что это американская компания с капитализацией 43 млрд долл., они могут позволить себе 5 лет вообще возить всех бесплатно. «Яндекс» хоть и победнее, но тоже может позволить себе заняться тем же самым, к ним же примкнет Gettaxi (она будет зарабатывать в Тель-Авиве, а тратить у нас). Для чего? Для того чтобы через год-два-пять все нормальные компании обанкротились. А они уже поставят те тарифы, которые захотят....Сервисам терять нечего...они вложат сейчас какое-то количество денег и отобьют их, когда уже всех задавят и рынок будут свободен».
Чудо-платформа
РБК Петербург запросил комментарий по этой теме во всех трех компаниях, упомянутых в письме петербургских таксистов. Генеральный директор Uber в Петербурге Михаил Фишер сообщил РБК, что в письме содержится ряд утверждений относительно деятельности компании Uber, которые не соответствуют действительности.
«Утверждение об искусственном занижении стоимости поездок считаю несостоятельным. Доступные цены на услуги Uber обеспечиваются не за счет демпинга, а за счет эффективной работы нашей платформы, которая повышает эффективность организации городских перевозок. Благодаря тому, что водители соединяются с пользователями услуги напрямую, первые делают больше заказов. Это позволяет сокращать простои и снижать время подачи автомобиля. В Петербурге, например, с момента запуска услуги мы смогли снизить время подачи автомобиля в среднем до 6-7 минут. Повышение количества заказов и сокращение простоев позволяют сделать услуги более доступными для населения», - отметил он.
По словам М.Фишера, для обеспечения безопасности компания проводит тщательный отбор водителей до подключения к системе. «Водителями Uber могут стать только лица старше 21 года с водительским стажем от трех лет. Водители должны ездить на свежих иномарках. Водители должны быть вежливыми, хорошо говорить по-русски, знать город и уметь пользоваться навигатором. Uber в Петербурге сотрудничает только с юридическими лицами (профессиональными транспортными компаниями) или индивидуальными предпринимателями (профессиональными водителями)», - добавил он. Все расчеты Uber с водителями прозрачны, поскольку происходят только по безналичному расчету, отмечает М.Фишер.
Виталий Крылов, генеральный директор Gett в России, в свою очередь, заявил, что ООО «ГетТакси Рус» - это самостоятельное юридическое лицо, которое не является филиалом или представительством иностранной компании. Он добавил, что компания работает только с лицензированными, официальными перевозчиками во всех городах своего присутствия, включая Петербург. В пресс-службе Gett также отметили, что все водители имеют лицензию, а компания проводит отбор водителей со стажем не менее 3 лет, все из них проходят тестирование и обязательное обучение. Для пассажиров и таксистов Gett установила следующую тарификацию: для пользователя поездки начинаются от 50 рублей, при этом минимальная стоимость поездки для водителя составляет 350 рублей в Москве и Петербурге. Пресс-служба компании уточнила, как компания компенсируют разницу в этих суммах за счет оборота.
Представитель «Яндекс.Такси» также сообщил, что сервис работает только с официальными таксопарками и диспетчерскими. Все водители в системе имеют разрешения на перевозку пассажиров и багажа от комитета по транспорту. Компания не берет комиссию с таксопарков, при этом сервис действительно компенсирует водителям часть стоимости за короткие поездки.
Передел рынка
Ранее РБК Петербург подробно рассказывал о том, как диспетчерские системы, которые координируют заказы для водителей-частников с личными автомобилями, стремительно захватывают рынок такси в городе. У большинства таких компаний действительно нет ни штатных водителей, ни собственного автопарка (хотя иногда водителям предлагают арендовать машину у партнера службы), с сотрудниками заключаются не трудовые договоры, а договоры на оказание услуг. Классические таксомоторные компании не готовы соревноваться с диспетчерами по цене. «Диспетчерские компании несут, по сути, затраты только на сервер и операторов. Их не касаются проверки, налоги, медицинское тестирование водителей, ДТП, страховки», - отметил в недавнем разговоре с корреспондентом РБК Петербург Холодов.
В отдельных регионах не так давно прошли акции водителей такси против диспетчерских онлайн-сервисов. Так, в феврале московские водители отказались принимать заказы от Gett, «Яндекс.Такси» и Uber. По данным председателя общественного движения «Форум такси» Олега Амосова, в забастовке приняло участие порядка 4 тыс. человек. Власти города с этой оценкой не согласились - исходя из сообщения департамента транспорта Москвы, работу прервали всего 15-50 машин такси по всему городу. В марте на митинг против корпорации Uber вышли новосибирские таксисты.