Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Владимир Литвиненко передал почти всю долю в «ФосАгро» жене Бизнес, 20:09
Москва возьмет шефство над Донецком и Луганском Политика, 20:04
Пашинян и Алиев поручили создать комиссии по границе в Карабахе Политика, 20:02
Альварес и Головкин проведут третий титульный бой 17 сентября Спорт, 19:48
Киссинджер не увидел возможности для Украины стать «нейтральным мостом» Политика, 19:46
Болезненные решения: как облегчить жизнь родственникам с инвалидностью Партнерский проект, 19:45
В Казахстане опровергли блокировку активов российских банков Политика, 19:38
Дортмундская «Боруссия» объявила имя нового главного тренера Спорт, 19:28
В Минздраве заявили о проблемах с закупкой медизделий Политика, 19:24
Власти Курской области объяснили звуки стрельбы учениями пограничников Политика, 19:18
В Киеве заявили о прекращении газоснабжения Донецкой и Луганской областей Общество, 19:15
Wildberries сделала массовым штраф ₽100 за отказ от товара Бизнес, 19:13
Ученые выяснили, что происходит с человеческим мозгом в космосе Футурология, 19:00
С какими лидерами чаще всего общаются Путин и Зеленский. Инфографика Политика, 18:57
Санкт-Петербург и область ,  
0 

Петербургский метрополитен борется за свой бренд в суде

Фото: Роман Пименов/Интерпресс
Фото: Роман Пименов/Интерпресс

Петербургский метрополитен пытается через суд добиться признания своего бренда общеизвестным. Этот статус позволит сэкономить на защите товарного знака, объясняют в метро. В случае успеха бренд метро станет первым в Петербурге государственным товарным знаком, который имеет статус общеизвестного.

Известен не всем

Суд по интеллектуальным правам обязал Роспатент снова принять к рассмотрению заявление ГУП «Петербургский метрополитен» о признании общеизвестным его товарного знака — буквы «М» синего цвета. Это решение подтвердила кассация, следует из данных картотеки арбитража. Пока Роспатент не назначил заседание коллегии по повторному рассмотрению заявления. Кроме того, у ведомства остается право до 22 апреля обжаловать само постановление Суда по интеллектуальным правам в Верховном суде.

В первый раз Роспатент отказал Петербургскому метрополитену, объяснив это тем, что поскольку синяя буква «М» используется только в одном городе — Петербурге, то товарный знак самостоятельно не известен на территории всей России. Результаты соцопроса, проведенного метрополитеном, чтобы доказать обратное, Роспатент не счел убедительными, указав, что опрос проводился на Северо-Западе, то есть рядом с Петербургом.

Экономические мотивы

Как объясняют в ГУП «Петербургский метрополитен», получение статуса общеизвестного товарного знака позволит предприятию эффективнее защищать свое исключительное право на товарный знак и отстаивать законные интересы, связанные с его использованием.

Кроме того, как указывают в пресс-службе подземки, в отличие от обычного товарного знака, правовая охрана которого действует 10 лет, правовая охрана общеизвестного товарного знака действует бессрочно. Она распространяется на любые товары, которые могут вызвать ассоциацию с правообладателем и, таким образом, ущемить его права. Наконец, правообладатель общеизвестного товарного знака не несет расходы, связанные с продлением срока его охраны, отмечают в пресс-службе ГУПа.

Есть шансы на успех

«На наш взгляд, шансы у Петербургского метрополитена достаточно высокие», — говорит партнер CLAIMS Екатерина Проничева. По ее наблюдениям, при возврате дела Судом по интеллектуальным правам на новое рассмотрение в Роспатент последний чаще всего выносит положительное решение. В то же время, есть прецеденты и повторных отказов, напоминает юрист.

В деле петербургского метрополитена суд признал необоснованным аргумент Роспатента о территориальной ограниченности использования бренда метро. Он учел данные метрополитена о количестве проездных, выданных иногородним студентам, о количестве туристов, посещавших Петербург, а также данные социологического опроса потребителей из шести городов, включая Москву, Великий Новгород, Петрозаводск и др. Таким образом, в данном аспекте доводы метрополитена вполне убедительны, делает вывод Проничева.

Pro
Фото: Shutterstock Alibaba торгуется по рекордно низкой цене. Стоит ли покупать
Pro
Фото: Levon Vardanyan / Unsplash Новый бизнес за несколько дней: как открыть компанию в Армении
Pro
Фото: Andrea Verdelli / Getty Images Локдауны в Китае грозят новым логистическим кризисом. Чего ждать
Pro
Экономика РФ вступила в период изменений. Как это сказывается на банках
Pro
Фото: Pexels Потолок выше 700 тыс. руб. в месяц: cколько получают No-code разработчики
Pro
Будьте как мы: зачем Сoca-Cola сменила название в Китае на Ke Kou Ke Le
Pro
Фото: Michael Fortsch / Unsplash Как Украина осваивает криптовалюты на фоне российской спецоперации
Pro
Фото: Chris Hondros / Getty Images Продажи предметов роскоши растут быстрее ожиданий. Как на этом заработать

Однако она ожидает, что при новом рассмотрении в Палате по патентным спорам «всплывет» аргумент Роспатента о том, что буква «М» как сокращение от слова «метро» используется во всех метро на территории России, то есть сама по себе не может быть признана общеизвестным товарным знаком конкретного метрополитена. Этот аргумент прозвучал при рассмотрении дела в суде, но его не было в решении Роспатента, из-за чего суд не принял его в прошлый раз. «Дальше все зависит от того, как Петербургский метрополитен сможет парировать этот довод», — говорит Екатерина Проничева.

Она отмечает, что экономические расчеты метрополитена верны: общеизвестный знак, в случае его получения, позволит эффективно контролировать, например, распространение любой сувенирной продукции с символикой метро. Поэтому если метрополитен серьезно намерен бороться с контрафактом, общеизвестный знак действительно является эффективным инструментом, полагает Проничева.

В метро сообщили, что к дальнейшей борьбе готовы. В случае отказа Роспатента в признании товарного знака ГУП «Петербургский метрополитен» общеизвестным, решение о его обжаловании в суд будет приниматься с учетом имеющихся на то правовых оснований, указали в пресс-службе метрополитена.

Слава без затрат

Государственных общеизвестных товарных знаков в России много. Такие есть у Большого театра, ФГУП «Кизлярский коньячный завод», ФГУП «Массандра», у Третьяковской галереи и Почты России. Есть пример и в сфере транспорта — РЖД. Однако в Петербурге пока примеров нет.

В Северной столице всего тринадцать общеизвестных товарных знаков. В их числе — водка «Русский Стандарт» и Imperia (принадлежат компании «Русский стандарт»), логотипы «Балтика», «ВКонтакте» и «ВТБ» (два бренда), логотип футбольного клуба «Зенит». В этом году, после долгого перерыва, этот статус получил бренд «Ушастый нянь» от АО «Невская косметика».

«Суд по интеллектуальным правам сейчас ориентирует Роспатент на то, что общеизвестность — это не всегда большая доля на рынке или многомиллионные бюджеты на продвижение. Иногда бренд известен просто уже в силу своей длительной истории», — говорит Екатерина Проничева. Один из трендов сейчас — признание общеизвестными все большего числа «советских» брендов, например, Калашников, Ми (вертолеты), ГАЗ, УАЗ, Камаз.

Материалы к статье
Авторы