Лента новостей
В приморском городе загорелся склад на площади 1,5 тыс. кв. м Общество, 03:25 У берегов Новой Зеландии произошло землетрясение магнитудой 7,2 Общество, 03:06 Бриедис и Дортикос вышли в финал Всемирной боксерской суперсерии Спорт, 02:58 Власти помогут погасить кредиты семье погибшего в драке под Пензой Общество, 02:41 Times узнала об отправке Лондоном 100 спецназовцев в Персидский залив Политика, 02:04 СМИ опубликовали видео с пробежавшим через работающий фонтан Зеленским Политика, 01:36 Саудовский принц вслед за Британией и США обвинил Иран в атаке на танкеры Политика, 01:34 В центре Киева произошел взрыв Общество, 01:17 Трамп назвал мэра Лондона «катастрофой» Политика, 00:57 Киев предложил Кишиневу импортировать газ из ЕС без участия «Газпрома» Бизнес, 00:56 В Нью-Джерси самолет выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы Общество, 00:26 Владелец подвергнувшегося атаке танкера заявил о вылете россиян из Ирана Политика, 15 июн, 23:56 Индия ввела дополнительные тарифы на товары из США Экономика, 15 июн, 23:32 Пассажирский самолет в Бразилии совершил аварийную посадку на брюхо Общество, 15 июн, 22:59
С.-Петербург ,  
0 
Петербургский метрополитен борется за свой бренд в суде
Фото: Роман Пименов/Интерпресс

Петербургский метрополитен пытается через суд добиться признания своего бренда общеизвестным. Этот статус позволит сэкономить на защите товарного знака, объясняют в метро. В случае успеха бренд метро станет первым в Петербурге государственным товарным знаком, который имеет статус общеизвестного.

Известен не всем

Суд по интеллектуальным правам обязал Роспатент снова принять к рассмотрению заявление ГУП «Петербургский метрополитен» о признании общеизвестным его товарного знака — буквы «М» синего цвета. Это решение подтвердила кассация, следует из данных картотеки арбитража. Пока Роспатент не назначил заседание коллегии по повторному рассмотрению заявления. Кроме того, у ведомства остается право до 22 апреля обжаловать само постановление Суда по интеллектуальным правам в Верховном суде.

В первый раз Роспатент отказал Петербургскому метрополитену, объяснив это тем, что поскольку синяя буква «М» используется только в одном городе — Петербурге, то товарный знак самостоятельно не известен на территории всей России. Результаты соцопроса, проведенного метрополитеном, чтобы доказать обратное, Роспатент не счел убедительными, указав, что опрос проводился на Северо-Западе, то есть рядом с Петербургом.

Экономические мотивы

Как объясняют в ГУП «Петербургский метрополитен», получение статуса общеизвестного товарного знака позволит предприятию эффективнее защищать свое исключительное право на товарный знак и отстаивать законные интересы, связанные с его использованием.

Кроме того, как указывают в пресс-службе подземки, в отличие от обычного товарного знака, правовая охрана которого действует 10 лет, правовая охрана общеизвестного товарного знака действует бессрочно. Она распространяется на любые товары, которые могут вызвать ассоциацию с правообладателем и, таким образом, ущемить его права. Наконец, правообладатель общеизвестного товарного знака не несет расходы, связанные с продлением срока его охраны, отмечают в пресс-службе ГУПа.

Есть шансы на успех

«На наш взгляд, шансы у Петербургского метрополитена достаточно высокие», — говорит партнер CLAIMS Екатерина Проничева. По ее наблюдениям, при возврате дела Судом по интеллектуальным правам на новое рассмотрение в Роспатент последний чаще всего выносит положительное решение. В то же время, есть прецеденты и повторных отказов, напоминает юрист.

В деле петербургского метрополитена суд признал необоснованным аргумент Роспатента о территориальной ограниченности использования бренда метро. Он учел данные метрополитена о количестве проездных, выданных иногородним студентам, о количестве туристов, посещавших Петербург, а также данные социологического опроса потребителей из шести городов, включая Москву, Великий Новгород, Петрозаводск и др. Таким образом, в данном аспекте доводы метрополитена вполне убедительны, делает вывод Проничева.

Однако она ожидает, что при новом рассмотрении в Палате по патентным спорам «всплывет» аргумент Роспатента о том, что буква «М» как сокращение от слова «метро» используется во всех метро на территории России, то есть сама по себе не может быть признана общеизвестным товарным знаком конкретного метрополитена. Этот аргумент прозвучал при рассмотрении дела в суде, но его не было в решении Роспатента, из-за чего суд не принял его в прошлый раз. «Дальше все зависит от того, как Петербургский метрополитен сможет парировать этот довод», — говорит Екатерина Проничева.

Она отмечает, что экономические расчеты метрополитена верны: общеизвестный знак, в случае его получения, позволит эффективно контролировать, например, распространение любой сувенирной продукции с символикой метро. Поэтому если метрополитен серьезно намерен бороться с контрафактом, общеизвестный знак действительно является эффективным инструментом, полагает Проничева.

В метро сообщили, что к дальнейшей борьбе готовы. В случае отказа Роспатента в признании товарного знака ГУП «Петербургский метрополитен» общеизвестным, решение о его обжаловании в суд будет приниматься с учетом имеющихся на то правовых оснований, указали в пресс-службе метрополитена.

Слава без затрат

Государственных общеизвестных товарных знаков в России много. Такие есть у Большого театра, ФГУП «Кизлярский коньячный завод», ФГУП «Массандра», у Третьяковской галереи и Почты России. Есть пример и в сфере транспорта — РЖД. Однако в Петербурге пока примеров нет.

В Северной столице всего тринадцать общеизвестных товарных знаков. В их числе — водка «Русский Стандарт» и Imperia (принадлежат компании «Русский стандарт»), логотипы «Балтика», «ВКонтакте» и «ВТБ» (два бренда), логотип футбольного клуба «Зенит». В этом году, после долгого перерыва, этот статус получил бренд «Ушастый нянь» от АО «Невская косметика».

«Суд по интеллектуальным правам сейчас ориентирует Роспатент на то, что общеизвестность — это не всегда большая доля на рынке или многомиллионные бюджеты на продвижение. Иногда бренд известен просто уже в силу своей длительной истории», — говорит Екатерина Проничева. Один из трендов сейчас — признание общеизвестными все большего числа «советских» брендов, например, Калашников, Ми (вертолеты), ГАЗ, УАЗ, Камаз.