Лента новостей
Исполняющим обязанности мэра Екатеринбурга станет зампред гордумы 10:46, Политика В Лондоне не исключили требования к Абрамовичу объяснить источник денег 10:38, Бизнес Квадратная шайба и хотя бы один зуб: самая хоккейная викторина 10:33, Спецпроект РБК Спорт CNN сообщил о еженедельной стрельбе в школах США 10:28, Общество Самолет «Победы» экстренно сел в Казани из-за инфаркта у пассажира 10:13, Общество Джо Дэвис, Vanguard: Bitcoin почти наверняка обесценится 10:09, Крипто Доктор на проводе: как заработать на буме телемедицины в России 10:00, Свое дело МЧС сообщило о ликвидации пожара на полигоне в Удмуртии 09:59, Общество В ДТП с автобусом в Псковской области пострадали шесть детей 09:54, Общество С 1 июня россияне будут получать новые квитанции за ЖКУ 09:48, Недвижимость Politico узнал об использовании Трампом двух iPhone для звонков и Twitter 09:42, Технологии и медиа Тест: как бизнесу продвигать себя в соцсетях и на сайтах 09:40, РБК и Билайн Глава РЖД допустил появление черных списков железнодорожных хулиганов 09:26, Общество WSJ узнала о первом за 226 лет назначении женщины главой биржи Нью-Йорка 09:18, Финансы Сбербанк продаст турецкую «дочку» группе из ОАЭ 09:04, Финансы Как начиналось хоккейное противостояние СССР и Канады 08:52, Спецпроект РБК Спорт Ройзман объявил об уходе с поста главы Екатеринбурга 08:50, Политика Отец подозреваемого назвал причиной стрельбы в Техасе травлю в школе 08:48, Общество Концентрация сероводорода на востоке Москвы превысила норму в 4 раза 08:36, Общество В кабмине решили сделать 17,5 тыс. км региональных дорог федеральными 08:23, Общество Аркадий Новиков — о гастромаркетах, кофе, ресторанах и критике 08:15, РБК и Nespresso Победа хаоса: как экономика Венесуэлы может обнулить успех Мадуро 08:05, Мнение «Яндекс.Такси» и Uber запустят единую платформу в ближайшие недели 08:03, Технологии и медиа Тигран Худавердян — РБК: «У «Яндекса» много технологий, интересных Uber» 08:03, Интервью В Верховной раде пригрозили уничтожить Крымский мост 07:48, Политика СМИ узнали о снятии Lada Priora с производства 07:36, Бизнес Власти подготовили «перезагрузку» для малого бизнеса 07:30, Экономика Еда на колесах: сколько стоит открыть и как окупить свое мобильное кафе 07:15, РБК и ГАЗ
Петербуржцы проголосовали рублем против общественного транспорта
Санкт-Петербург и область, 02 мар, 15:02
0
Петербуржцы проголосовали рублем против общественного транспорта
Фото: Роман Пименов/Интерпресс

Хотя еще несколько лет назад Смольный обещал сделать городской транспорт быстрее и комфортабельнее автомобиля, данные о динамике пассажиропотока говорят о том, что эта цель пока далека. Жители города все чаще выбирают автомобиль (в разных его вариантах - личный, такси, car sharing) или пешие прогулки. Причина этого, как считают опрошенные РБК Петербург эксперты, — рост тарифов при отсутствии приемлемого качества сервиса.

Виновата буква «К»

Общий пассажиропоток государственных транспортных организаций Петербурга в 2017 году снизился на 2,1%, сообщил глава комитета по транспорту Смольного Александр Головин. В 2016 году пассажиропоток хоть и незначительно, но вырос — на 0,46%.

Трафик в метро по итогам 2017 года упал на 1,9% — до 726,5 млн человек. Главный инженер петербургской подземки Андрей Павлов назвал несколько причин снижения пассажиропотока. Среди главных — рост популярности у жителей города наземного транспорта, закрытие на ремонт станции «Лесная» и произошедший в апреле 2017 года теракт, из-за которого петербуржцы якобы стали бояться метро.

Общий пассажиропоток государственных транспортных организаций Петербурга в 2017 году снизился на 2,1%.

Однако, по мнению Головина, существуют и другие причины сокращения числа пассажиров самого быстрого вида городского транспорта. В частности, глава комитета по транспорту отметил регулярные сбои в работе метрополитена из-за обнаружения бесхозных предметов. В 2017 году было зафиксировано более 7 тыс. сообщений о таких находках, временное закрытие станций и переходов происходило за год более 3 тыс. раз.

С одной стороны, предположение о том, что трафик в метро снизился, поскольку часть пассажиров пересела на наземный транспорт, не вполне согласуется со статистикой Смольного. Она говорит о том, что число пассажиров социального наземного транспорта в 2017 году сократилось на 2,3%. Падение произошло впервые с 2011 года.

С другой стороны, как считает Головин, говорить об общем падении пассажиропотока на наземном транспорте некорректно. «У нас наблюдается переток пассажиров на буковки К — коммерческие маршруты», — пояснил чиновник.

Предположение о том, что трафик в метро снизился, поскольку часть пассажиров пересела на наземный транспорт, не вполне согласуется со статистикой Смольного.

Стало невыгодно

По словам Головина, государственные перевозчики теряют трафик из-за изменения тарифной политики. Напомним, что в 2017 году цена разовой поездки в метро выросла на 10 руб. (с 35 до 45 руб.), проезд в государственном наземном транспорте подорожал на ту же сумму и составляет 40 руб. В то же время стоимость проезда на коммерческих маршрутах не повысилась и практически сравнялась с тарифами государственных перевозчиков.

Коммерческие перевозчики не стали повышать тарифы, опасаясь падения спроса на свои услуги, объяснил глава Ассоциации перевозчиков пассажиров (объединяет 12 крупных перевозчиков, в том числе «Третий парк» и ПТК) Василий Киселев.

По его словам, причина падения трафика у государственных перевозчиков — отсутствие развитой маршрутной сети, медленное обновление транспортного парка и непродуманная тарифная политика. В частности, обращает внимание Киселев, социальные перевозчики работают по единому тарифу, независимо от длины маршрутов. «Это приводит к тому, что на коротких маршрутах людям ездить просто невыгодно», — уверен собеседник РБК Петербург.

Коммерческие перевозчики не стали повышать тарифы, опасаясь падения спроса на свои услуги.

Транспорт «для бабушек»

Впрочем, у коммерческих перевозчиков пассажиропоток тоже падает, отметил Киселев. По его мнению, общественный транспорт (как частный, так и государственный) все больше проигрывает в конкуренции с автомобилем.

Такая ситуация — следствие политики городской власти в сфере управления общественным транспортом, уверен эксперт по транспорту ИТР «Урбаника» Илья Резников.

«Политика петербургской администрации относительно общественного транспорта непонятна: поддерживаем ли мы его только на словах или действительно делаем его удобным. Общественный транспорт у нас по-прежнему понимается как чисто социальная вещь «для бабушек», а все остальное население, по мнению чиновников, ездит на машинах. В Европе же интерес к общественному транспорту у молодого населения наоборот стараются развивать», — говорит Резников.

Сокращение спроса на общественный транспорт — следствие политики городской власти, считают эксперты.

Коммерческий транспорт, с точки зрения качества сервиса, несильно выигрывает у государственного. «Качество общественного транспорта у нас сейчас такое, что каждый его пассажир по-прежнему мечтает как можно быстрее купить автомобиль. Прослойка людей, которые не покупают автомобили по идейным соображениям, крайне мала. Кроме того, по проведенным два года назад опросам, люди в принципе стали немного меньше ездить в транспорте, например, в метро. Одна из причин — увеличилось число рабочих мест за пределами центра. А, кроме того, в связи с кризисными явлениями уменьшилась подвижность людей, и это тревожная тенденция», — отмечает эксперт.

Сокращению спроса на общественный транспорт способствует и то, что Петербург является лидером рынка таксомоторных перевозок в России: на каждую тысячу жителей города приходится 7 автомобилей, подсчитал Uber. Для сравнения, в Москве на тысячу жителей приходится 4,8 машин такси, в Казани — 5,7, в Екатеринбурге — 5,9. Причем согласно данным исследования, минимальные средние расходы на содержание личного автомобиля составляют 586,9 руб. в день, тогда как затраты на поездки в такси могут составлять 200-300 руб. в день.

Подписка на РБК
Получайте уведомления о свежих новостях в своем браузере
Ваш браузер настроен на блокировку уведомлений. Он не дает сайту rbc.ru корректно работать. Если вы хотите быть в курсе всех событий, удалите сайт rbc.ru из списка заблокированных.
×
Ваш браузер устарел
Пожалуйста, обновите его или установите новый.
Ваш браузер не обновлялся уже несколько лет. За это время некоторые сайты стали использовать новые технологии, которые он не поддерживает и не может корректно отобразить страницу. Чтобы это исправить, попробуйте установить новый браузер.