Петербургские клиники ищут «лекарство» от кризиса
2022 год был неровным для частной медицины: рост спроса на медицинские услуги, начавшись весной, к осени сменился падением. Как и многие другие отрасли, частная медицина столкнулась с логистическими трудностями при поставке импортных медицинских компонентов, а также с оттоком кадров в процессе релокации. Эти перемены заставили игроков стать более гибкими. Что происходило на медицинском рынке Петербурга в 2022 году — в материале РБК Петербург.
Как менялся спрос
Опрошенные РБК Петербург эксперты говорят, что спрос на частные медицинские услуги в городе в 2022 году был волнообразным и под конец года вернулся к показателям, близким к результатам осени 2021 года, хотя в начале 2022 года были надежды на заметный рост.
Так, по словам главврача медицинского центра «Капитал Полис» Марии Шакиной, в январе-феврале спрос на медицинские услуги в медцентре был высоким по сравнению с 2021 годом. «В марте — июле спрос упал относительно аналогичного периода 2021 года. С сентября по ноябрь ситуация сложилась почти таким же образом, как год назад. Если сравнивать в целом 2022 год с предыдущим, то спрос упал на 5% по амбулатории и 9% по стоматологии», — рассказывает она. По словам Шакиной, клиника почувствовала влияние релокации части населения, так как некоторые IT-компании, пользующиеся услугами по ДМС, ушли с рынка либо релоцировали своих сотрудников.
Общероссийскую статистику приводит директор по маркетингу и клиентскому опыту сети клиник «Скандинавия» Алена Буренина. Ссылаясь на данные сервиса сквозной аналитики Calltouch, она отмечает, что в феврале 2022 года количество россиян, воспользовавшихся платными услугами, сократилось на 10%. В марте по сравнению с мартом 2021 года количество обращений в коммерческие клиники снизилось уже на 36%. В июне 2022 года сервис приема онлайн-платежей CloudPayments отметил снижение трат на платные медицинские услуги на 52%.
При этом в некоторых сегментах спрос, наоборот, вырос, отмечает глава Ассоциации частных клиник Александр Солонин. Среди таких направлений — стоматология, косметология и пластическая хирургия. Обсуждаемый в конце февраля — марте возможный дефицит импортных расходных материалов, а также прогнозы по резкому росту цен простимулировали пациентов на инвестиции в свое здоровье. Что касается снижения спроса по сравнению с 2021 годом, то такая ситуация, по словам Солонина, была характерна для лабораторной диагностики. Пиковая востребованность лабораторных анализов, связанных с пандемией, закончилась, а сейчас изменение спроса сравнивают с показателями 2019 года.
Высокий спрос на пластическую хирургию подтверждает генеральный директор клиники DEGA Екатерина Агапова. «Мы находимся на пике сезонного спроса, который традиционно приходится на холодное время года — конец осени, зиму и начало весны. В 2022 году спрос на пластические операции чрезвычайно высок», — говорит она. По словам Агаповой, DEGA в ноябре достигла максимальных оборотов за все время существования: по сравнению с ноябрем 2021 года показатели клиники выросли на 15–20%. В целом же, по оценкам эксперта, в 2022 году петербургский рынок пластической хирургии прирос на 10–15% как по оборотам, так и по количеству операций.
По мнению Екатерины Агаповой, есть две причины высокой востребованности пластической хирургии в данный момент. Первая — психологическая. «Люди по-прежнему переживают из-за известных событий, и эти переживания усугубляются длительной неопределенностью. Пластическая операция воспринимается как возможность управления ситуацией, неким островком стабильности», — говорит она. Вторая причина экономическая. Дело в том, что те, кто ранее оперировался за рубежом, теперь вынужденно остаются дома и обращаются за помощью к отечественным специалистам. Как поясняет собеседница РБК Петербург, медицинских туристов из Европы и США стало в разы меньше, зато стало на порядок больше пациентов из российских регионов.
Адаптация под новые реалии
Медицинский директор «СМ-Клиника» в Петербурге Сергей Пониделко отмечает и другую позитивную динамику: в клинике выросло количество повторных обращений. «Именно увеличение количества повторных визитов является сейчас для нас драйвером роста, и на это нацелены наши основные усилия. На наш взгляд, мы вступили в эру борьбы за лояльность и удержание постоянных пациентов. При правильном подходе к качеству медпомощи и сервисным моментам возможно не только сохранять клиентскую базу, но и устойчиво расти в текущих условиях. За последние девять месяцев 2022 года мы видим 10% рост интереса пациентов к услугам наших клиник в Санкт-Петербурге», — говорит он.
Помимо эстетической медицины (косметология, стоматология, пластическая хирургия), есть другие направления, в которых сохраняется высокий спрос. По словам Алены Бурениной, спрос не падает на услуги, связанные со вспомогательными репродуктивными технологиями (ВРТ), в том числе на ЭКО. В «Скандинавии» отмечают, что пациентопоток по этим направлениям в 2022 году даже вырос. Также сохраняется спрос на стационарные и хирургические услуги, причем не только на экстренные, но и на плановые операции.
Как отмечает Алена Буренина, пока нет универсального решения, как клиникам адаптироваться под меняющийся спрос, однако рыночная ситуация заставляет игроков быть более гибкими. «Мы понимаем, что, если в каких-то определенных направлениях спрос начнет стремительно падать, нам будет необходимо оперативно реагировать и начинать развивать другие направления, чтобы компенсировать падение. Например, мы сейчас отслеживаем направления ВРТ, где спрос пока не падает. Мы также готовы открывать новые для себя направления, если они будут актуальны», — говорит она.
Как меняются цены
По данным Александра Солонина, цены на медицинские услуги в частных клиниках Петербурга по итогу девяти месяцев 2022 года выросли в среднем на 15% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Клиника «Скандинавия» подтверждает рост цен по рынку, например, в рамках их сети в среднем по году цены выросли на 4%, при этом на отдельные услуги цены стали выше на 15–20%. Как поясняет Алена Буренина, наиболее заметный рост цен произошел в областях, где существенно увеличилась цена на импортные расходные материалы, например в косметологии.
На 15% в среднем выросли цены на медицинские услуги в частных клиниках Петербурга по итогу девяти месяцев 2022 года.
Говоря о пластической хирургии, Екатерина Агапова отмечает, что цены за прошедший год выросли на 20–25%. «И это нормально для существующей реальности. Подорожало все: расходные материалы, коммунальные услуги, логистика. Цены продолжат расти, но не более чем на обычные 7–8% в год», — считает она.
Главная причина удорожания услуг — рост стоимости расходных материалов. Особенно эта тенденция заметна в сегменте высокотехнологичной хирургии.
Бизнесы на продаже
Ужесточение правил игры может повысить концентрацию игроков на рынке частной медицины. Весной некоторые эксперты утверждали, что усложнение и удорожание поставок, сокращение кредитного плеча от поставщиков, продолжающееся падение доходов населения «вымоет» мелких игроков с рынка. В Петербурге пока такие прогнозы сбылись лишь частично. «Катастрофические прогнозы о глобальном изменении на рынке не оправдались. Общая экономическая ситуация и достаточно стабильный спрос на частные медуслуги не оказали такого негативного влияния, которое прогнозировалось. Есть единичные сделки M&A, есть достаточно предложений на продажу. Но в условиях глобальной неопределенности в развитии покупать никто не торопится, а по демпинговым ценам собственники не готовы продавать активы», — говорит Александр Солонин.
Как отмечает Сергей Пониделко, к сложностям с логистикой и ростом цен на расходные материалы в течение года добавился ряд других проблем. Среди них: повышение арендных ставок, тенденция к росту фонда оплаты труда — для удержания кадров важно поддерживать зарплату на конкурентном уровне. «Негативный отпечаток оставил уход некоторых маркетинговых каналов, которые для многих игроков рынка были главными каналами продвижения. Как следствие, выросли затраты на маркетинг и рекламу. На финансовое самочувствие частных клиник влияют и колебания спроса на медицинские услуги», — говорит Пониделко. По словам эксперта, в зоне риска по-прежнему остаются маленькие клиники и отдельные игроки среднего сегмента. На рынке сейчас много предложений о продаже готового бизнеса среди клиник от 100 до 400 кв. м.
По подсчетам объявлений, которые размещены на «Авито», на начало декабря в Петербурге продаются десятки готовых медицинских клиник с оборудованием и укомплектованным штатом, включая стоматологии и косметологии с медицинской лицензией. Цены на них варьируются от 2 млн руб., если речь идет о небольшой стоматологии на два кабинета, и до 76 млн руб., когда продажа касается многопрофильного медицинского центра. Вероятно, пока это только начало продаж медицинских активов.
По словам Алены Бурениной, закрытие бизнесов пока заметно только в регионах. Причем они не касаются крупных сетей: филиалы клиник поддерживают медцентры в Москве и Петербурге. Как отмечает эксперт, активное падение спроса произошло во втором полугодии 2022 года, а следовательно, в этом году ситуация с закрытиями в крупных городах может измениться. «Я думаю, что влияние изменений на рынке будет видно чуть дальше. Мы увидим более крупные слияния и поглощения, скорее всего, в 2023 году», — прогнозирует Алена Буренина.
Что происходит с рентабельностью
Несмотря на падающий спрос и рост расходов на обслуживание клиник, игроки рынка едва ли снизили рентабельность в прошедшем году, считают опрошенные РБК Петербург эксперты. По большей части это связано с быстрым ответом клиник на возникшие вызовы в виде повышения цен. Впрочем, тенденция к сокращению рентабельности уже видна. «Главная причина — рост стоимости расходных материалов. Особенно эта тенденция заметна в сегменте высокотехнологичной хирургии, где сильна зависимость от импорта», — говорит Сергей Пониделко. Клиника, по его словам, по итогам года ожидает роста финансовых показателей.
Делать прогнозы на будущий год довольно сложно, потому что рынок по-прежнему находится в процессе колебаний. «Все подняли цены, и пока расходы и доходы компаний удерживаются в балансе. Но вполне вероятно, если спрос продолжит падать, а поставки расходных материалов будут дорожать, то клиники не смогут больше поднимать цены и, соответственно, их рентабельность будет падать», — резюмирует Алена Буренина.