Эксперты объяснили бурный рост пекарен в Петербурге
С декабря 2021 года по август 2023 года рост количества пекарен в Петербурге составил 21,82% или 407 точек, подсчитали в агентстве. Таким образом, на данный момент в Петербурге работает более 190 брендов пекарен.
Общее количество заведений общепита эконом-сегмента (исключая рестораны и кафе) за год выросло на 9,9% или на 592 объекта. Сейчас пекарен, шаверменных, пышечных, столовых, кофеен и блинных в Петербурге в совокупности насчитывается 6 571.
За год — с августа 2022 года по август 2023 года — количество шаверменных в Петербурге выросло на 13,56%, пышечных — на 10,25%, столовых — на 8,56%, кофеен — на 11,05%, пекарен — на 8,8%. Единственным сегментом общепита из исследуемых, где за год было отмечено снижение, стали блинные — минус 15,74%, рассказывает Алексей Щербатых, аналитик KNRU.
Рост с высокой базы вызывает удивление экспертов — за годы расширения рынок так и не насытился пекарнями. Более того, число крупных и динамичных сетей увеличилось — растет и площадь помещений, занимаемых заведениями этого формата.
Комментируя рост пекарен, собеседники РБК Петербург указывают на удачное сочетание характеристик, благодаря которому данный формат стал одинаково привлекателен как для потребителей, так и для инвесторов.
Лидеры с большим отрывом
Три сети пекарен — «Булочные Ф.Вольчека», «Цех 85» и «Хлебник» — находятся в сильном отрыве от остальных игроков рынка. Только эти сети имеют более 100 точек в городе и пригородах. У сети «Булочные Ф. Вольчека» 146 точек — все открыты по договору франшизы, уточняет основатель сети Филипп Вольчек. У «Цеха 85» — 130, у «Хлебника» — 100. Разница между замыкающим тройку лидеров «Хлебником» и «Лавкой Пекаря» (76 заведений), занимающей 4-е место, составляет 24 точки. В самой сети «Хлебник» уточнили, что к моменту публикации управляли уже 110 точками — то есть, разрыв дополнительно увеличился. У 15 петербургских сетей — более 20 точек, у 29 сетей — более 10 точек.
Лидирующая в городе сеть «Булочные Вольчека» сохраняет динамику прироста, несмотря на высокую базу: в 2021 году в сети насчитывалось 118 булочных (данных за 2022 год нет). В брокерских компаниях рассказывают, что сеть даже приостановила привлечение франчайзинговых партнеров, в связи с повышенным спросом.
Пекарни появляются как в исторической части Петербурга, так и в новых кварталах столь же активно, как и пункты выдачи интернет-заказов.
В целом, пекарни в текущем году являются высоко привлекательным сегментом как для потребителей, так и для предпринимателей, отмечают брокеры. Эти точки быстро открываются, они появляются как в исторической части Петербурга, так и в новых кварталах столь же активно, как и пункты выдачи интернет-заказов.
Ниша для инвестора
Татьяна Клименко, генеральный директор KNRU, не удивлена тому, что пекарни удерживают топовые позиции в городском стрит-ритейле, открываясь «на самых проходимых улицах центра Петербурга».
«Людям последние 3-4 года инвестировать средства стало сложно, выбор объектов приложения денег резко сузился, — говорит Клименко, — так как инвестициям мешают текущие события и ограничения. Поэтому сектор пекарен и булочных привлек так много инвесторов — хлеб нужен и будет нужен всегда. Идет соревнование бизнес-моделей и качества, а точнее, соотношения цены и качества предлагаемого продукта. Лидируют в этом соревновании пока «Булочные Вольчека», «Цех 85», «Хлебник» и «Люди любят».
Самые топовые и дорогие локации стали занимать сети «Люди любят» (69 точек) и «Коржов», говорит Татьяна Клименко. Средняя ставка аренды помещения под пекарню составляет 4 — 4,5 тысячи руб. за м2 в мес.
Как новый тренд можно выделить то, что пекарни стали арендовать более просторные помещения. «Например, если раньше сеть «Люди любят» открывали небольшие заведения с арендной платой в 200–250 тыс. рублей, то сейчас они эти заведения закрывают и открывают более просторные точки в более интересных местах с арендным бюджетом в 1 млн рублей», — добавляют в агентстве.
Новая роль пекарен
В связи с тем, что классические кафе и рестораны стали дороги для массового посетителя, а привычка к получению эмоций от посещения общепита успела закрепиться, именно пекарни и булочные позволили горожанам сохранять иллюзию «весело проведенного времени» (quality time), объясняет Михаил Гусейнов, совладелец кофеен «Чайникофф» и блинных «Чайная ложка».
Классические кафе и рестораны стали дороги для массового посетителя, а привычка к получению эмоций от посещения общепита успела закрепиться.
«Там можно перекусить, выпить кофе с выпечкой и тем самым поднять себе настроение — ты где-то побывал, — пояснил причину успеха формата Гусейнов. — Филипп Вольчек смог предложить недорогую альтернативу кафе, дал возможность своему посетителю выпить кофе с булочкой за сто рублей. Дальше формат развивался — появилась возможность на этих ста рублях зарабатывать, благодаря большому обороту, а булочки и пирожные стали покупать в офисы».
Пекарни стали развиваться и в качестве конкурентов кондитерским производствам, занимающим промежуточную позицию между фабричными и ресторанными поставщиками десертов, продолжает Михаил Гусейнов. «Теперь, покупая торт на день рождения, можно тратить не 500 — 800 руб., а угостить друзей за 200-300 руб. Это тоже причина, по которой пекарни стали набирать популярность», — считает эксперт.
Часть пекарен теперь успешно конкурирует со столовыми, добавив в ассортимент готовые блюда для завтраков и обедов. «Например, сеть «Люди любят» привлекает множество посетителей в обеденный перерыв — им пекарни этой сети заменили столовые», — отмечает эксперт.