Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область ,  
0 

Петербургские промышленники пошли на мировую

Фото: Светлана Холявчук/Интерпресс
Фото: Светлана Холявчук/Интерпресс

Судостроительный завод «Пелла» и дизелестроительный завод ПАО «Звезда», спорившие из-за сроков сдачи двигателей для малых ракетных кораблей проекта 22800 «Каракурт», заключили мировое соглашение. Эксперты считают, что, даже если условия соглашения между сторонами не будут исполнены, они смогут урегулировать конфликт. Однако это не отменяет того, что проблема с поставками двигателей является системной для всего российского судостроения.

Долгожданные двигатели

Согласно картотеке арбитражных дел, речь идет о судебном споре, который начался еще летом прошлого года. Тогда «Пелла» потребовала от «Звезды» 513 млн руб. за задержки в поставках двигателей. Спустя год стороны пришли к мировому соглашению, которое подразумевает, что «Звезда» обязана обеспечить поставки к 1 сентября этого года.

Однако у соглашения есть ряд условий. Если ПАО «Звезда» не поставит двигатели до 1 сентября, «Пелла» сможет взыскать всю начисленную неустойку с контрагента, более 840 млн руб., в упрощенном порядке. «Для этого «Пелле» достаточно будет обратиться в суд и получить исполнительный лист (без прохождения всех иных стадий рассмотрения спора), который он сможет направить в банк, где обслуживается ПАО «Звезда», или передать для исполнения в службу судебных приставов», — комментирует соглашение юрист Maxima Legal Анастасия Самусенко. При этом у «Пеллы» останется право требовать от «Звезды» поставки двигателей в натуре и продолжать начислять неустойку до момента их фактической поставки.

Представитель завода «Пелла» пояснил РБК Петербург, что всего завод планирует построить семь кораблей проекта 22800; на каждый должно быть установлено по три двигателя производства ПАО «Звезда». Первый корабль уже сдан ВМФ, второе судно находится в процессе сдачи и уже прошло ходовые испытания. На третье судно, по данным представителя «Пеллы», поставлено два двигателя, но для комплекта требуется еще один, который, как ожидается, может быть поставлен к сентябрю. Правда, знакомый с ситуацией эксперт считает, что сроки сдачи могут быть опять перенесены.

Как пояснили на «Пелле», «Звезда» затянула сроки сдачи, поскольку у предприятия недостаточно испытательных стендов, оснащенных современными средствами контроля. Из-за этого часть испытаний, которые должны проводится на заводе-производителе, проводятся силами самой «Пеллы». Сложности с испытаниями двигателя приводят к тому, что устранение недочетов задерживается.

РБК Петербург направил запрос в пресс-службу ПАО «Звезда». Отметим, что в последнее время объем новых заказов на заводе растет быстрее производственных мощностей предприятия, рассказывал в прошлом году журналистам Павел Плавник, занимавший тогда пост главы предприятия. В 2018 году, в частности, завод получил рекордный госзаказ на ремонт и выпуск новых двигателей для кораблей. В марте того же года Генпрокуратура провела на «Звезде» проверку, связанную с несвоевременным исполнением гособоронзаказа.

Системная проблема

Отраслевые эксперты отмечают, что скорее всего, «Пелла» и «Звезда» смогут урегулировать конфликт. Однако проблема строительства двигателей в России носит системный характер. «Если речь идет об объективных причинах задержки сдачи двигателей, то не думаю, что по предприятиям будут приниматься какие-либо кадровые решения. Однако можно отметить, что проблема с поставками двигателей является системной для всего российского судостроения», — говорит главный редактор журнала «Воздушно-космический рубеж» Михаил Ходаренок.

Он напоминает, что проблемы начались с 2014 года, когда после ухудшения отношений с Украиной Россия потеряла крупных поставщиков судовых двигателей (основным поставщиком судовых двигателей на российские верфи ранее было украинское предприятие «Зоря — Машпроект»). «Неудивительно, что практически все судостроители после 2014 года затягивали сроки сдачи судов именно из-за того, что Украина перестала поставлять им двигатели», — напоминает Михаил Ходаренок.

Сейчас некоторые российские предприятия стараются освоить производство двигателей, определенные успехи есть у предприятия «ОДК — Газовые Турбины» в Рыбинске. «Импортозамещение у рыбинского предприятия идет хорошо, но для освоения широкой номенклатуры двигателей требуется время. Рано или поздно, конечно, российские предприятия смогут наладить производство двигателей. Вопрос в том, насколько крупные инвестиции для этого потребуются и сколько времени это займет», — заключает Михаил Ходаренок.

Справка

Судостроительный завод «Пелла» занимается строительством буксиров, различных типов судов технического и рыбопромыслового флота, лоцманских и специальных скоростных катеров. Завод принадлежит его гендиректору Герберту Цатурову. Согласно СПАРК, выручка предприятия за прошлый год превысила 12 млрд руб., прибыль — 348 млн руб.

ПАО «Звезда» — крупнейший в России производитель легких компактных высокооборотных дизельных двигателей многоцелевого назначения (для судостроения, железнодорожного транспорта, промышленных агрегатов). Летом 2018 года у «Звезды» сменился собственник — вместо его бывшего гендиректора Павла Плавника основным акционером компании стал уральский холдинг «Синара». По данным СПАРК, выручка ПАО «Звезда» за 2018 год составила, 1,1 млрд руб., убыток — 12 млн руб.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 16 апреля
EUR ЦБ: 99,79 (+0,07)
Инвестиции, 15 апр, 16:28
Курс доллара на 16 апреля
USD ЦБ: 93,59 (+0,15)
Инвестиции, 15 апр, 16:28
Патрушев назвал причину чрезвычайных ситуаций с паводками Общество, 15:45
В лесу в Ленобласти нашли тело инкассатора с огнестрельным ранением Общество, 15:39
Фонд Сороса в Киргизии прекратил работу из-за закона об иноагентах Политика, 15:38
Курганский губернатор призвал людей «не испытывать судьбу» из-за паводка Общество, 15:34
Хачанов снялся с крупного турнира в Барселоне Спорт, 15:25
NASA признала, что упавший на дом во Флориде мусор прилетел с МКС Технологии и медиа, 15:18
Суд составил протокол на Настю Ивлееву за дискредитацию армии России Общество, 15:18
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
В Хабаровском крае лед снес мост через реку Сутырь Общество, 15:10
На форуме «Открытые инновации» обсудили будущее технологического развития Пресс-релиз, 15:06
В Москве пенсионерка погибла после наезда на нее двух автомобилей Общество, 15:04
Bloomberg сообщил о влиянии на Макрона попыток «застать врасплох» Путина Политика, 14:57
Росгвардеец застрелил работника «Почты России» из-за давней неприязни Общество, 14:53
Заканчивается эра токсичной продуктивности. Как теперь строить карьеру Pro, 14:52
КХЛ назвала лучших игроков полуфинальных серий Кубка Гагарина Спорт, 14:47