Дневник кризиса: Петербург — один из самых тяжелых регионов
Петербургские предприниматели по просьбе РБК Петербург ведут хроники своих рабочих дней в период кризиса. Они рассказывают о сложных вызовах, на которые приходится искать ответы, и о том, как удается разглядеть возможности для развития в ситуации «идеального шторма». Сегодня в дневнике — о том, что происходит с салонами оптики, насколько сильно упал рынок и о непростых переговорах с некоторыми арендодателями.
«У нас сегодня открыто 196 салонов оптики из 221 точки в России. Из закрытых магазинов десять так и не возобновят работу. По некоторым из них мы не договорились с арендодателями, а часть магазинов в ближайшем будущем будут приносить серьезные убытки. Содержать эти магазины с учетом сложившейся ситуации мы не готовы.
Я думаю, что 10-15 наших салонов сменят локации. Но у нас продолжаются и плановые открытия, в Петербурге в апреле-мае мы открыли 3 новых магазина большого формата (в оптике большой формат — около 200 кв. м).
В целом переговоры с большинством собственников помещений проходят довольно легко. Но есть ряд арендодателей, у которых нет никакого кризиса. В целом с владельцами помещений в стрит-ретейле договариваться сложнее, чем с управляющими компаниями торговых комплексов, которые подошли к решению вопроса более профессионально и большинство из них дали скидки.
Я не думаю, что будет вторая волна кризиса, о которой сегодня многие говорят. Я, конечно, не врач и не вирусолог. Но уверен, что и власти не готовы надолго закрывать бизнес, потому что удар по экономике из-за этого будет гораздо сильней, чем те проблемы, которые создает для нас COVID. Карантин — это не самая лучшая идея.
В период карантина у нас сеть была полностью закрыта примерно 2-3 недели. Когда неразбериха с постановлениями властей (кто работает, а кто нет) закончилась, мы стали постепенно открывать магазины, но шквала продаж не было, люди приходили по причине крайней необходимости. В период режима самоизоляции в работающих магазинах экономики никакой не было, если на фонд оплаты труда заработали, то хорошо.
По данным исследовательской компании GFK, розничный рынок оптики за первые пять месяцев 2020 года упал в деньгах на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Хотя, на мой взгляд, падение было большим, потому что два месяца из пяти сети практически не работали. Я недавно созванивался с коллегами по рынку и понял, что на данном этапе у нас у всех ситуация примерно одинаковая, если анализировать работу в одних и тех же городах. Например, в Москве падение в нашей отрасли было очень серьезное — 90-100%, зато после снятия жесткого карантина там почти восстановилась выручка. А в Петербурге и в целом на Северо-Западе — ситуация с коронавирусом была одной из самых тяжелых. И с учетом ограничительных мер падение рынка в Петербурге было больше, а восстановление, в отличие от Москвы, гораздо медленнее из-за отсутствия денег у населения. В целом по нашей сети сопоставимые продажи (продажи без учета новых магазинов — ред.) в июне упали на 15%, а по плану должны были вырасти на 15%.
Денег у населения не прибавились, доходы расти не будут, и потребительский спрос будет сокращаться. В итоге это приведет к массовым сокращениям в ретейле, и я думаю, что массовая волна закрытий в этой сфере будет осенью, ближе к зиме. Хотя даже сейчас уже много вакантных мест в торговой недвижимости, и будет еще больше. Нам сейчас сыплются предложения по аренде, мы их рассматриваем и боремся за арендную ставку, потому что она должна быть другой, чем полгода назад. Впрочем, розничный рынок оптики — специфический, поскольку находится на стыке медицины и торговли. Именно за счет этого он быстро выйдет из нынешнего кризиса. Я думаю, что в нашей отрасли крупные игроки сокращать сильно число магазинов не будут, проблемы будут скорее у мелких компаний».
Записала: Амера Карлос
Подпишитесь на РБК Петербург в ВКонтакте, Facebook и Instagram