Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область ,  
0 

Петербург переходит на беспилотные трамваи

Фото: Cognitive Pilot
Фото: Cognitive Pilot

Все новые серийные трамваи, которые будут поступать в Петербург по техзаданию «Горэлектротранса», «умные» — они оснащены системой активной безопасности и помощи водителю Cognitive Tram Pilot на основе искусственного интеллекта (ИИ), которая является беспилотной системой управления третьего уровня (по мировой классификации). Об этом 1 июня сообщил директор «Горэлектротранса» Денис Минкин, подводя итоги пилотного проекта промышленной эксплуатации «умных» трамваев в Петербурге.

Петербург стал первым российским регионом, который массово внедрил отечественные технологии ИИ в сферу общественного электротранспорта, сообщила Ольга Ускова, генеральный директор Cognitive Pilot, специализирующейся на разработке беспилотных систем на транспорте (дочернее предприятие Сбера и Cognitive Technologies).

Первая партия «умных» трамваев

Первая партия умных трамваев состоит из 138 машин. В соответствие с графиком поставки, до конца ноября 2023 года их производитель, «ПК Транспортные системы», передаст «Горэлектротрансу» 77 двухсекционных трамваев «Богатырь М» и 61 трехсекционных трамваев моделей «Витязь М» и «Невский». На данный момент в парке предприятия, насчитывающего 747 вагонов, уже 82 вагона оснащены системой Cognitive Tram Pilot, что составляет 11%. Стоимость системы составляет всего 2-2,5% от общей стоимости трамвая, сообщили в Cognitive Pilot.

Отметим, что уже 9 месяцев в Петербурге по маршрутам № 24 и № 60 ездят беспилотные трамваи в режиме опытной эксплуатации. Они выполнены на базе серийных двухсекционных моделей 71-923М «Богатырь М» и трехсекционных 71-931М «Витязь М» и оснащены системой Cognitive Tram Pilot.

Подводя итоги совместного пилотного проекта СПб ГУП «Горэлектротранс» и компании Cognitive Pilot, директор «Горэлектротранса» Денис Минкин сообщил, что с сентября 2022 года по май 2023 года умные трамваи прошли по маршруту № 24 более 50 тыс. км. По его словам, применение ИИ в управлении трамваями позволило сделать транспортный поток на линиях более равномерным, минимизировать заторы, обеспечить более комфортный для пассажиров скоростной режим, без резких рывков и торможений, сократить время ожидания трамваев на 5-10%.

Сохраняя инфраструктуру

Контроль скоростного режима, который обеспечивает новая система, позволяет, как утверждает Денис Минкин на основе опытной эксплуатации, более бережно сохранять рельсовую инфраструктуру, минимизировать число инцидентов с «биением» стрелок, повреждением крестовин и кривых участков полотна. Этот фактор, по расчетам разработчиков, может на 30-40% продлить срок жизни инфраструктуры и вагонов и до 15% экономить бюджетные средства на ремонт.

За время эксплуатации системы Cognitive Tram Pilot разработчики получили большой объем информации, которая позволит повысить безопасность на дорогах. Это данные о причинах возникновения проблемных ситуаций на дорогах, разных категориях нарушения ПДД и т.д. На их основе в ближайшем будущем планируется выпуск рекомендаций водителям автотранспорта о том, как не следует ездить в общем потоке с трамваями.

Фото: Cognitive Pilot

Как сообщал РБК Петербург в момент презентации «умного» трамвая, система Cognitive Tram Pilot соответствует критериям беспилотных систем третьего уровня (по международной классификации). Она обеспечивает устойчивое считывание т.н. объектов дорожной сцены: пешеходов, светофоров, транспортных средств, дорожных знаков. На основе этой информации система «понимает» дорожную обстановку, прогнозирует развитие дорожных ситуаций, оценивает вероятность столкновения и, в случае квалификации системой дорожной ситуации как опасной (например, когда обнаруживает объект на рельсах), предупреждает водителя. Если водитель не реагирует, система самостоятельно осуществляет торможение.

Трамвайная революция

«Тема оказалась очень интересна с технической точки зрения, потому что выявила целый ряд направлений и проблем, которые мы даже представить себе не могли», — прокомментировал итоги эксперимента Денис Минкин. По его словам, возникает необходимость обучения интеллектуальных систем управления трамваем, построения системы переподготовки кадров и образования внутри «Горэлектротранса», потому что в перспективе, когда эти системы внедрятся уже на уровне полноценного автопилотирования, водитель трамвая должен стать уже фактически бортинженером и изменить профиль своей специальности. Третье — принципиально новая система организации производства трамваев.

«Мы совместно с компанией «ПК Транспортные системы» и «Горэлектротранс» начали один из первых в мире проектов промышленного использования систем ИИ для управления городским общественным транспортом, — сообщила РБК Петербург Ольга Ускова. — Санкт-Петербург стал первым российским регионом, который массово внедрил отечественные технологии ИИ в сферу общественного электротранспорта».

«Вообще промышленных проектов по использованию ИИ в общественном транспорте в мире не много и результат отечественных разработчиков техники и ИИ можно считать более чем достойным, — отметил Максим Ледков, исполнительный директор АНО «Совет Рынка Городской и транспортной инфраструктуры», одной из ведущих российских организаций в сфере экспертизы транспортного рынка. — Проект по промышленному использованию технологий искусственного интеллекта Cognitive Pilot на трамваях в Санкт-Петербурге за первый год своей реализации продемонстрировал серьезные результаты, как по обеспечению безопасности движения, так и по экономическим параметрам. Срок ее функционирования может быть продлен до 30%, что позволит сэкономить до 10-15% средств, предназначенных на ее ремонт».

Справка

Всего трамвайный парк Петербурга сейчас насчитывает 747 пассажирских вагонов. С учетом хозяйственного инвентаря, включая снегоочистители, песковозы, а также учебные трамваи — 781. Устаревшими, по данным «Горэлектротранса» являются 422 вагона, то есть более половины от всего количества.

Кредит наличными от 

БАНК ВТБ (ПАО). ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ БАНКА РОССИИ № 1000. РЕКЛАМА. 0+

Ставки по кредиту ниже

от 30 тыс. до 40 млн ₽

Оставьте заявку онлайн

Оформить прямо сейчас

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 27 апреля
EUR ЦБ: 98,72 (+0,01)
Инвестиции, 26 апр, 16:31
Курс доллара на 27 апреля
USD ЦБ: 92,01 (-0,12)
Инвестиции, 26 апр, 16:31
В Турции назвали сделки с Россией спасением от энергетического кризиса Экономика, 18:40
Мирра Андреева победила чемпионку Уимблдона на крупном турнире в Мадриде Спорт, 18:30
В азербайджанской Нахичевани при взрыве боеприпаса погибли два человека Общество, 18:21
«Спартак» победил «Локомотив» Спорт, 18:13
Боррель заявил, что европейцы «не пойдут умирать за Донбасс» Политика, 18:10
Умер украинский историк и автор книг о Древней Руси Петр Толочко Общество, 18:07
«Арсенал» обыграл «Тоттенхэм» и оторвался от «Ливерпуля» на пять очков Спорт, 18:01
Онлайн-курс Digiital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
В Британии начнут задерживать просителей убежища для депортации в Руанду Политика, 17:56
Управляемые ИИ болиды с трудом доехали до финиша в своей первой гонке Спорт, 17:32
Солиста «Коррозии металла» оштрафовали по статье о нацистской символике Общество, 17:17
Павлюченкова проиграла Касаткиной на крупном турнире в Мадриде Спорт, 16:56
Сырский заявил об отходе ВСУ «на новые рубежи» в ДНР Политика, 16:47
В «Пари НН» обсудят отставку Юрана после шести поражений подряд Спорт, 16:44
В Запорожье сообщили о повреждении промышленного объекта после взрыва Политика, 16:42