На долю дискаунтеров в РФ приходится 5-7% торговли
Так, темы роста регионального ритейла в ближайшие 7 лет будут на уровне 13-15% в год, тем временем в Москве и Московской области – 11%, а в Санкт-Петербурге – 12%.
При таких темпах до конца 2008г. площадь продуктовых маркетов увеличится в 3 раза, – подсчитали эксперты. И хотя наиболее востребованным форматом остается гипермаркет, ощутимую долю в открываемых магазинах составят и сети дискаунтеров. На дешевые магазины в условиях инфляции особый спрос. "Доля организованной торговли в России порядка 26%, – напоминает в эфире РБК-ТВ в программе "Сфера интересов" главный исполнительный директор ТД "Копейка" Дмитрий Майер. – Может, 1/4 или 1/5 из этих 26% занимают дискаунтеры". То есть всего 5-7%, притом, что спрос на такие магазины трудно переоценить!
Создание экономных сетей может стать для их владельцев настоящим Клондайком – подтверждение тому пример братьев Альбрехт, создавших в Германии крупнейшую сеть продовольственных дискаунтеров Aldi. Магазины с максимально оптимизированной системой управления предлагают небрендированные товары, – объясняет управляющий директор "Российского совета торговых центров" Олег Войцеховский. – На пакетах просто написано "Сахар", "Мука" и т.д., как в СССР. И если в 50-ые гг. это были маркеты площадью 50-70 квадратных метров, в 80-ые – 500! Сеть Aldi стала национальной в ФРГ – на нее приходится 8% всей торговли продуктами (на дискаунтеры в целом в Германии – 25%, как в России на всю организованную торговлю).
Ни один из игроков российского ритейла пока не может похвастаться такими успехами (только сообща они занимают 5-7%). Тем не менее, всё новые магазины "Пятерочки", "Копейки", "Магнита" и др. открываются по России в ежедневном режиме. "Кто наши покупатели сегодня? – рассказывает Д.Майер. – В первую очередь, рационалисты. В гипермаркеты ходят гедонисты, к нам – рационалисты". По словам О.Войцеховского, к дискаунтерам подъезжают любые марки автомобилей: и 221-ый Мерседес, и Лексус.
Дешевизна продуктов в таких магазинах объясняется тотальной экономией: нет нужды рекламировать небрендированные товары (50% в цене обычно составляют маркетинговые расходы), минимизируются траты на обслуживание магазина – среднее количество людей, которые работают одну смену в дискаунтере – 4-5 человек (они и принимают товар, и расставляют его по полкам, и работают на кассах).
Но на этом сходство российских и западных эконом-магазинов заканчивается. В России нет гибкого продовольственного производства, и зачастую розничные магазины зависят от крупных поставщиков: они диктуют цены для всего рынка, сетует О.Войцеховский. – "Приходится "добивать" за счет местных и в основном некрупных производителей, что производит плохое впечатление. Как правило, товары не очень хорошо воспринимаются потребителем и на вкус, и на цвет". Грубо говоря, много званных, да мало Лексусов.
Впрочем, как показывает опыт соглашения о стабилизации цен, подписанного 26 октября 2007г., "диктатуре" поставщиков в РФ может быть противопоставлена государственная воля: ночной сторож ударил рынку по невидимой руке. Соглашение касается 6 основных видов социально-значимого товара: 2 вида хлеба, молоко, кефир, яйцо и подсолнечное масло. "Подписание данного соглашения вполне адекватно ценовой политики, которую проводит "Копейка", – говорит Д.Майер. – Соглашение не сказалось на отношениях с поставщиками". Впрочем, по словам бизнесмена, 20% поставщиков постоянно находятся в режиме ротации – вероятно, эта группа и отреагирует на "заморозку" цен главным образом.
Отношения с поставщиками, контроль качества - все же главные проблемы дискаунтеров, признается Д.Майер, связывая надежды на развитие бизнеса с вступлением России в ВТО: "Доля продуктов, которые мы закупаем у европейских производителей, увеличится, и с открытием границ товары на полках станут дешевле". Правда, придется поплатиться за это продовольственной безопасностью страны и, конечно, качеством, которое и сегодня в дискаунтерах, как признается О. Войцеховский, оставляет желать лучшего.