Офисная мебель - важная составляющая корпоративной культуры
Основными сегментами рынка офисной мебели являются оперативная мебель, мебель для кабинетов, мебель для переговорных, мягкая мебель, офисные системы хранения. Лидирующее положение в структуре продаж офисной мебели занимает оперативная мебель, на долю которой приходится порядка 60-65% продаж. Эта мебель, предназначенна для низшего персонала (средняя стоимость одного рабочего места - 200-500 долларов). Около трети рынка занимает мебель для руководителей и менеджеров среднего звена. И оставшееся приходится на эксклюзив, предназначенный для кабинетов первых лиц и топ-менеджмента.
Как считает генеральный директор группы компаний «Юнитекс» Алексей Вышкварко, сегодня для большинства современных заказчиков офисная мебель — это уже не просто разрозненные предметы мебели, а целостный функциональный интерьер; он же способ мотивации сотрудников, важная составляющая корпоративной культуры. Кроме того, по словам мебельщика, рынок офисной мебели можно назвать индикатором делового оптимизма. Поскольку именно он транслирует экономические ожидания, отражает тенденции экономического роста и настроение государственных и частных компаний, сказал он в программе «В фокусе» телеканала РБК.
Эксперты отмечают, что раньше на российском рынке офисной мебели «бал правили» немцы и итальянцы. Немцы брали своей эргомичностью и дорогостоящими механизмами. Именно немцы первыми внедрили регулируемую поясничную поддержку. Главным же достоинством итальянской мебели является многообразие дизайнерских решений. Своеобразным стилем скандинавской мебели является ее стремление к естественности, «экологической чистоте». В отличие от других производителей, скандинавы не используют при производстве мебели меламин, ламинат или кожзаменитель. Финская, шведская мебель изготавливается только из натуральных материалов.
Хороший дизайн и безотказные механизмы позволили иностранцам занять значительную долю на российском рынке. Однако, по словам экспертов, в ближайшее время доля импортной офисной мебели будет сокращаться, поскольку сегодня российская офисная мебель вышла на уровень качества значительно выше европейского. Уверенные позиции российская офисная мебель заняла в сегменте мебели для персонала, где российские производители полностью вытеснили европейских, а азиатских производителей не пустили.
Рост производства офисной мебели отчасти связан с производством базового сырья - древесно-стружечных плит, в том числе и облицованных. Так, в последние годы возобновили работу заводы по выпуску ДСП, которые стояли в 90-е годы. Сегодня российские плиты вполне могут конкурировать с недорогим импортом: отечественные заводы ДСП используют те же связующие смолы, облицовочную бумагу и декоры, что и иностранные производители. Большинство российских заводов по производству офисной мебели активно оснащаются современным зарубежным оборудованием, способным производить современные мебельные материалы. Поэтому произведенная в России мебель для персонала по своему качеству и дизайнерским решениям сейчас уже ни в чем не уступает импортной, а вот стоит в 2-3 раза дешевле последней.
Отличительная черта российского рынка офисной мебели – отсутствие четких брендов. Сегодня ведущими отечественными производителями офисной мебели сегодня являются компании «Феликс», «Юнитекс», «Соло», «Крафт», «Док–17», «Камбио» и «Фронда». Между тем большинство людей, собирающихся в магазин офисной мебели, не имеют представления о том, чью продукцию или какую из многочисленных коллекций мебели они собираются купить. Налицо полная неосведомленность о производителях и торговых марках, материалах и технологиях.
Обсуждая дизайнерские решения при комплектации офисов, эксперты отмечают, что сегодня на смену яркой безвкусицы приходят проверенные западом офисные решения, принцип которых - сочетание удобства, функциональности и стильного дизайна. Алексей Вышкварко отмечает географическую особенность нашей страны, на которую иногда ориентируются продавцы мебели. «Там, где теплый климат - предпочитают пластик и светлые тона, там, где холодно - покупают мебель темных тонов и отдают предпочтение дереву», - говорит он.
Главной тенденцией на российском рынке офисной мебели последних лет, по мнению маркетологов, стало увеличение конкуренции. Эксперты отмечают также, что цена офисной мебели на российском рынке перестает быть основным конкурентным преимуществом. На первый план для отечественных производителей выходят вопросы, связанные с качеством и репутацией. Следующий важный момент — соответствие мебели международным экологическим стандартам.
Аналитики отмечают, что в ближайшие годы, за счет крупных игроков и их инвестиций в мебельную сферу, рынок будет укрупняться. В качественном развитии рынок офисной мебели, концентрация которого в Москве предельно высока, будет постепенно уходить в регионы. Другое направление, в котором будет развиваться мебельный бизнес, - это повышение уровня сервиса. Поэтому успеха на рынке, уверены эксперты, добьются те компании, которые предложат качественную мебель с отличным дизайном, а также дополнительные сервисные услуги, например, дизайн-проекты, монтаж и дальнейшее обслуживание.