План против вето
В среду, 29 июля, Россия наложила вето на резолюцию Совбеза ООН о международном трибунале о крушении Boeing в Донбассе. Вскоре после этого премьер-министр Украины Арсений Яценюк объявил о запуске плана Б. РБК разобрался, что это может быть за план.
Россия заблокировала резолюцию Совета Безопасности ООН о создании международного трибунала, который позволил бы привлечь к ответственности виновных в крушении малайзийского Boeing на Украине. Всего за документ проголосовали представители 11 делегаций, три страны — Китай, Ангола и Венесуэла — воздержались.
После голосования выступил постпред России в ООН Виталий Чуркин. Он выразил соболезнования правительствам стран, граждане которых погибли в авиакатастрофе. «Россия последовательно выступает в пользу скорейшего установления причин крушения рейса MH17 и привлечения виновных в этой трагедии к ответственности. Более того, мы неоднократно способствовали решению этих задач реальными действиями», — подчеркнул он. Чуркин сказал, что Россия готова продолжать содействовать проведению полного, независимого и объективного расследования. Тем не менее, отметил он, у российской стороны «сохраняются серьезные вопросы к тому, как проводится текущее расследование».
В частности, постпред РФ при ООН указал на то, что российским экспертам не был обеспечен равный доступ к материалам технического расследования, а также на то, что внесенный Малайзией на голосование в СБ ООН проект резолюции «был изначально лишен какой‑либо правовой и прецедентной основы».
Инициаторы резолюции уже предупредили, что готовы добиваться создания международного суда через другие общемировые инстанции. Россия «не может заветировать право стран, граждане которых погибли в катастрофе, требовать наказания для виновных. Убежден, что трибунал будет утвержден», заявил постпред Украины в ООН Юрий Сергеев.
Перспективы в ООН
В теории можно попытаться снова вынести этот вопрос на голосование Совбеза, но у России остается право наложить вето, так что это не имеет смысла, говорит руководитель международно-правовой практики коллегии адвокатов «Чаадаев, Хейфец и партнеры» Анастасия Асташкевич. Но шансы могут возрасти после публикации окончательного доклада комиссии о расследовании причин крушения Boeing, предполагает юрист международной юридической фирмы, компании из рейтинга Law360's Global 20, попросивший об анонимности.
Кроме того, другие члены Совбеза ООН могут настоять на том, что Россия является одной из сторон в споре и поэтому должна воздержаться от голосования. Об этом говорит п. 3 ст. 27 Устава ООН («Сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования при принятии решения на основании главы VI («Мирное разрешение споров») и пункта 3 статьи 52»).
Также у инициаторов остается возможность вынесения вопроса о создании международного трибунала в Генеральную Ассамблею ООН, говорит Асташкевич. Пресс-секретарь МИД Нидерландов ранее сказал Reuters, что такой вариант обсуждается. Для принятия такого решения Генеральной Ассамблее требуется 2/3 голосов (130 государств).
Проблема в том, что у Генассамблеи формально нет полномочий на такое решение, указывает юрист из компании, входящей в рейтинг Law360's Global 20. По его словам, до сих пор все международные уголовные трибуналы учреждались либо резолюцией Совета Безопасности ООН (так было с международными трибуналами по бывшей Югославии и Руанде), либо международным договором (Международный уголовный суд, учрежденный Римским статутом, но Россия в нем не участвует).
Резолюции Генассамблеи носят рекомендательный характер, создавать такой суд будут конкретные государства, и такой суд не будет иметь того же веса и значения, как трибунал, созданный по решению Совета Безопасности, предупреждает партнер юридической фирмы «Монастырский, Зюба, Степанов и партнеры» Антон Александров.
Альтернативы вне ООН
Пресс-секретарь МИД Нидерландов называл также другие варианты развития событий: создание трибунала совместными силами пяти стран (Малайзия, Нидерланды, Австралия, Бельгия и Украина) или организация процесса в национальном суде одной из заинтересованных стран.
Инициаторы могут создать международный трибунал по образцу уголовного суда над ливийцами, обвиненными во взрыве Boeing американской авиакомпании Pan American над шотландской деревней Локерби в 1988 году. В тот раз Ливия выдала двух своих граждан, подозревавшихся и обвинявшихся в совершении этого преступления, сам трибунал был весьма нейтральным (судили по уголовному праву Шотландии, но суд проходил в Нидерландах) и оправдал одного из обвиняемых. В 2003 году Ливия признала свою ответственность как государство за это преступление, но при этом не признала свою вину.
Украина также сама по себе обладает юрисдикцией в отношении расследования преступления, совершенного на ее территории, отмечает партнер, руководитель международной практики Nektorov, Saveliev & Partners Марат Давлетбаев. Однако решение национального суда не может быть принудительно признано Россией, а добровольно участвовать в таком процессе и тем более признавать решения, скорее всего, официально российская сторона откажется, прогнозирует Асташкевич.
Можно создать международный судебный орган при поддержке иной международной организации. Например, в 2003 году при Белградском районном суде в Сербии была создана Палата по военным преступлениям (War Crimes Chamber) при международной поддержке, прежде всего ОБСЕ, добавляет Александров. Кроме того, международный судебный орган может быть создан самими странами-инициаторами, но его юрисдикция будет ограничена этими странами и странами, признавшими его юрисдикцию, оговаривается он.