Трамваи вернут на рельсы
По контракту жизненного цикла (КЖЦ) Москва собирается закупать не только метровагоны, но и весь рельсовый транспорт. Как стало известно РБК daily, департамент транспорта вынашивает большую программу по реконструкции и восстановлению ранее демонтированных трамвайных путей, по которым должны поехать трамваи нового образца, аналогичные тем, что город закупил у Уралвагонзавода с «Бомбардье». Всего в планах приобретение 775 вагонов, из них 70—100 штук в 2013—2014 годах. Скоростной трамвай (LRT) в границах «старой» Москвы развивать пока не предполагается — только на присоединенной территории.
«Инвестиции в инфраструктуру на 100% обеспечиваются бюджетом Москвы, это огромные расходы. Поэтому финансирование на подвижной состав планируется привлекать с рынка», — говорит глава дептранса Максим Ликсутов. Речь не только о вагонах для метро, которых городу нужно 2400 штук, но и о трамваях. Хотя в 2012 году объем перевозок пассажиров наземным рельсовым транспортом снизился на 6,3%, избавляться от трамваев власти не собираются. Наоборот, в планах департамента восстановление ранее демонтированных трамвайных путей. Всего начиная с 1985 года из-за реконструкции дорог и прочего строительства в городе было снято 60 км рельсовых дорог. В настоящее время чиновники изучают, что из утраченного можно технологически восстановить, чтобы нарастить сеть, протяженность которой сейчас составляет порядка 400 км. «Уже есть конкретные проработки по восстановлению шести участков протяженностью 26 км. В том числе на Соколе и на улице Гиляровского», — говорит представитель горадминистрации.
Кроме того, до конца 2014 года должна быть закончена модернизация 200 км существующих трамвайных путей (половину успели модернизировать еще при Юрии Лужкове). А по программе «Развитие Московского транспортного узла до 2020 года» построено еще 65 км новых трамвайных путей. Это маршруты Бирюлево Западное — Чистые пруды, поселок Северный — станция метро «Медведково», Бирюлево — Южное Чертаново, Гольяново — Южное Измайлово, улица Академика Королева — станция метро «Дмитровская» и по шоссе Энтузиастов до МКАД общей стоимостью 8 млрд руб.
Для чиновников преимущество трамваев перед личным транспортом очевидно: одна автомобильная полоса перевозит 1,5—1,8 тыс. пассажиров в час, тогда как трамвайная линия — 5—8 тыс. Всего, по данным дептранса, трамваями пользуются до 600 тыс. человек в сутки. В прошлом году Москва провела тендер на закупку вагонов нового поколения — низкопольных и практически бесшумных. После череды скандалов и вмешательства ФАС контракт на 9 млрд руб. получило СП Уралвагонзавода и «Бомбардье». Первую партию новых вагонов в количестве 50 штук Мосгортранс ожидает в 2014 году, оставшиеся 70 — в 2015-м. «На прямых участках такие трамваи могут развивать скорость до 70 км/ч», — отмечает глава Мосгортранса Петр Иванов. Но о строительстве скоростных линий LRT в границах старой Москвы речь пока не идет. Новые вагоны будут обслуживать 17-й маршрут — Останкино — Медведково.
LRT могут появиться на присоединенных территориях, говорит глава Стройкомплекса Марат Хуснуллин. По данным РБК daily, в транспортном каркасе Новой Москвы предусмотрен маршрут Чертановская — Новопеределкино — Коммунарка — Лесопарковая и ответвление от Саларьево до Коммунарки. Это 26 км в двупутном исчислении. Ориентировочный срок строительства — 2017 год.
Всего для обслуживания новых линий и замены устаревшего подвижного состава город планирует закупить 775 вагонов нового образца. Но уже по схеме КЖЦ. «Это базовый сценарий, — говорит представитель мэрии. — Хотя рассматриваются также финансовая аренда и операционный лизинг, но у них есть свои недостатки». (В частности, при лизинге городу придется самостоятельно строить депо, а эти расходы нежелательны.) Исходя из стоимости контракта с Уралвагонзаводом и «Бомбардье» стоимость производства 775 вагонов ориентировочно составит 58 млрд руб. Кроме того, в условия контракта будет заложена стоимость сервисного обслуживания подвижного состава на срок 30 лет.
Дополнительные вагоны городу могут понадобиться уже в ближайшее время: Максим Ликсутов объявил о намерении увеличить интенсивность движения на наиболее загруженных трамвайных маршрутах. Сейчас интервал движения между составами составляет 15 мин., чтобы сократить его в два раза, необходимо приобрести 70—100 вагонов. Решение о целесообразности использования КЖЦ будет принято исходя из результата пилотного проекта в метрополитене, где в сервисное обслуживание подрядчику планируется передать 248 вагонов депо «Новогиреево». Если эксперимент признают удачным, закупка трамваев по КЖЦ состоится в конце 2013 — начале 2014 года.