Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Задержанный экс-президент Молдавии Додон заявил о наличии объяснений Политика, 00:58
В Южной Корее сообщили о запуске КНДР двух ракет после визита Байдена Политика, 00:49
«Ростех» получил контрольный пакет акций в подсанкционном банке Бизнес, 00:17
Власти предложили доплачивать работодателям за наем беженцев Экономика, 00:00
Эксперты назвали наиболее пострадавший от санкций вид страховок Финансы, 00:00
Лозница в Каннах призвал не бойкотировать русскую культуру Общество, 24 мая, 23:58
В Москве загорелась постройка на территории храма Петра и Павла Общество, 24 мая, 23:24
В Техасе 14 детей и учитель погибли при стрельбе в начальной школе Общество, 24 мая, 23:13
Дуда обвинил Германию в нарушении обещания насчет танков для Украины Политика, 24 мая, 23:01
В США заявили о цели лишить Россию преимуществ глобальной экономики Политика, 24 мая, 22:38
США запретили России обслуживать внешний госдолг Экономика, 24 мая, 22:22
Шрёдер отклонил предложение войти в совет директоров «Газпрома» Бизнес, 24 мая, 22:12
В Техасе произошла стрельба в начальной школе Общество, 24 мая, 21:54
Угроза жизни за 500 руб.: как эффективно бороться с нарушениями ПДД Партнерский проект, 24 мая, 21:51
Общество ,  
0 

Кому нужны дорогие офисы после кризиса

Фото: Олег Яковлев/РБК
Фото: Олег Яковлев/РБК

В ближайшие пару лет пустующие бизнес-парки и моллы будут напоминать о временах российской «золотой лихорадки». Но после кризиса эта инфраструктура позволит быстро вернуть назад достижения последних лет.

Оборот розничной торговли в феврале, по данным Росстата, снизился на 7,7% по отношению к прошлому году. Это вполне ожидаемый показатель, и это еще не предел: по итогам текущего года МЭР ожидает падение потребительского рынка на 8,2%.

Казалось бы, еще недавно, в 2012 году, Россия стала крупнейшим потребительским рынком в Европе — €455 млрд в год, впереди Германии, Франции и Великобритании. Теперь, после девальвации рубля, мы откатились во вторую лигу — ближе к Италии и Испании. Именно из‑за того, что наша экономика подвержена столь сильным колебаниям, бессмысленно оценивать развитие коммерческой недвижимости по числу площадей на тысячу жителей. Что с того, что, например, в январе 2015 года в России приходилось 126 кв. м торговых центров на тысячу жителей, в Германии — 175, а в Италии — 285?

При этом падение происходит неравномерно. Если, скажем, продажи автомобилей, по данным AEB, сократились в 2014 году на 10%, то доля уличных рынков и неформатной торговли, наоборот, выросла, пусть и незначительно. В ближайшее время мы будем наблюдать дальнейшую деградацию, в первую очередь современной форматной торговли. Все больше будет появляться пустующих магазинов в торговых центрах, все труднее будет заполнять арендаторами новые объекты — именно потому, что сетевые компании очень оперативно реагируют на сжимающийся спрос, сокращая количество торговых точек.

Подобные процессы происходят и на офисном рынке. По состоянию на середину марта, по нашим данным, в Москве пустовало 18% всех офисов, а в классе А и того больше — 32%. Годом ранее это было 12 и 22% соответственно. Средняя ставка арендной платы за этот период снизилась на 33%.

Объясняется это в том числе и падением интереса иностранных компаний, приходивших в Россию в 1990‑е и 2000‑е. Западные игроки всегда, говоря о России, уделяли больше внимания перспективам, нежели текущей ситуации. И сегодня GM, уходя из России, говорит именно об отсутствии долгосрочных перспектив. Западному менеджменту российский рынок предоставлял широкие возможности для реализации предпринимательских амбиций — именно того, чего им так не хватало дома. Россия предоставляла все условия для игры с высокими ставками.

Сегодня, на фоне сжимающегося рынка, нет места амбициозным стратегиям. В немалой степени отъезд экспатов из России (и освобождение офис­ных площадей) связан именно с тем, что поле для маневра таких людей теперь крайне ограничено. Они привыкли к достижениям, а теперь им предлагается лишь «оптимизация». На смену приходят кризисные управляющие, специализирующиеся на сокращении расходов, для которых рост даже не стоит на повестке дня.

Pro
Фото: Christian Charisius / Reuters Не все деньги должны работать: как создать в компании резервный фонд
Pro
Фото: Shutterstock Поставки газа в ЕС падают. Что будет с акциями «Газпрома»
Pro
Когда щедрость работодателя к выплатам премий заинтересует ФНС — кейсы
Pro
Фото: David Ramos / Getty Images Некоторым даже поднимут зарплату: краткосрочный прогноз для рынка труда
Pro
Встань на мое место: пять главных принципов клиентоориентированности
Pro
Фото: Shutterstock Alibaba торгуется по рекордно низкой цене. Стоит ли покупать
Pro
Фото: Pexels Потолок выше 700 тыс. руб. в месяц: cколько получают No-code разработчики
Pro
Фото: Zuma \ ТАСС Профессия продавца все еще не престижна: что ее ждет в будущем

Сколько продлится это сжатие российской экономической вселенной и когда произойдет очередной «большой взрыв», пока предсказать трудно. Но есть одна важная деталь.

В последние 15 лет строительство коммерческой недвижимости в России велось не просто высокими темпами — создавалась современная инфраструктура для постиндустриальной экономики. Именно поэтому сегодня крупные российские города (несмотря на иногда вопиющие архитектурные перекосы) выглядят вполне современно, особенно на фоне стран, близких к нам по уровню развития. Скажем, в Бразилии или Индии современная городская инфраструктура все еще остается уделом небольших анклавов, в то время как российские города-миллионники за последние годы успели стать постиндустриальными агломерациями, со связанной городской средой и соответствующей культурой.

Все эти бизнес-парки, кластеры, торговые моллы и пешеходные улицы в ближайшие пару лет будут напоминать нам о славном прошлом российской «золотой лихорадки», когда компании росли по 20% в год, а выпускник вуза за три года мог сделать феноменальную карьеру.

Но когда ветер снова переменится, современная бизнес-инфраструктура позволит достаточно быстро вернуть назад все достижения предкризисных лет. В последние годы качество объектов значительно выросло, а потребители офисных площадей достаточно консервативны и едва ли предъявят по окончании кризиса принципиально новые требования. Вопрос лишь в том, позволит ли финансовое состояние сегодняшним собственникам недвижимости выстоять в этот трудный период.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

Материалы к статье
Авторы