Местное саморазорение
Владимир Путин проведет сегодня заседание Совета по развитию местного самоуправления. На встрече депутаты из профильного думского комитета представят доклад на основе мониторинга в регионах, из которого следует, что контрольные органы разоряют и без того скудные бюджеты муниципальных властей, а главам муниципалитетов приходится брать кредиты на уплату штрафов. Депутаты призывают законодательно ограничить аппетиты контролирующих структур и повысить финансирование органов местного самоуправления.
РБК daily удалось ознакомиться с выводами, к которым пришли депутаты в результате мониторинга. Глава думского комитета по местному самоуправлению Виктор Кидяев рассказал, что Роспотребнадзор, прокуратура и другие контролирующие инстанции задушили органы МСУ проверками и требуют исполнения бессмысленных, а порой просто нелепых предписаний, например, выкопать шины, установленные в качестве ограждения вокруг детских площадок.
Предписаниями контролеры не ограничиваются, они накладывают на муниципалитеты серьезные штрафы, на покрытие которых в их бюджете нет средств. «Такой подход обусловлен действующей системой оценки результативности работы контрольно-надзорных органов. Они ориентируются на «палочную» систему отчетности, — поясняет г-н Кидяев. — Количество проверок, выявленных нарушений и наложенных взысканий становится вроде как мерилом эффективности их работы. В итоге муниципалитеты вынуждены платить огромные штрафы вместо того, чтобы потратить эти же деньги, например, на ремонт дороги, за состояние которой, кстати, данный штраф и наложен».
Г-н Кидяев предлагает привести в соответствие уровень требований контролеров с размером средств, имеющихся в распоряжении муниципалитетов. Но главным источником проблем депутат считает все-таки недостаток финансирования. Когда в 2003 году принимали 131-й закон о местном самоуправлении, расходы муниципалитетов оценивались в 8% ВВП. В 2011 году на этом уровне власти потратили 4,9 трлн руб., а вот доходы составили всего 2,9 трлн.
Другая причина проблем — низкий уровень квалификации самих контролеров, они не разбираются в законах, а решения принимают исключительно в карательном ключе, вместо того чтобы проводить профилактику и разъяснительную работу. Повышенное внимание контрольных органов к муниципалитетам вызвано еще и тем, что был принят закон, который существенно сократил число проверок малого и среднего бизнеса, вот они и переключились на новую «жертву».
Глава комиссии Общественной палаты по местному самоуправлению и ЖКХ Светлана Разворотнева, участвовавшая в подготовке заседания совета, поясняет, что в отношении МСУ предлагали принять такой же специальный закон, который бы регулировал, что именно и когда могут проверять надзорные органы. Однако в итоге решили просто внести поправки в уже действующие законы. «Я считаю, что урегулировать конфликты контролирующих органов и муниципалитетов нужно еще до суда, для этого в регионах нужно создать специальные координационные центры», — говорит г-жа Разворотнева.