Platinum вместо Gold
Несмотря на ожидания финансового кризиса, спрос на премиальные пластиковые карты не снижается — некоторые банки удвоят их эмиссию в текущем году. Если раньше признаком богатства было наличие золотой карты, то теперь это признается уделом среднего класса, и клиенты банков все чаще предпочитают открывать карты более высокой категории, например Platinum.
Бум в премиальных картах
Согласно независимой оценке Euromonitor, за последние пять лет число россиян, попадаюших в премиальный сегмент, то есть имеющих доход более 450 тыс. руб. на каждого члена семьи, увеличилось практически вдвое. С ростом их доходов бум развития переживает и сегмент премиального банковского обслуживания. Банки все чаще открывают отделения уровня Premium Banking или Private Banking по всей стране.
«Эта же положительная динамика видна и в активном росте количества премиальных карт, которые выпускают российские банки, — говорит директор по премиальным продуктам Visa Мария Околеснова. — За последние пять лет ежегодный прирост премиальных карт нашей системы составил в среднем свыше 50%». По ее словам, количество элитных карт растет как за счет новых банков, запускающих премиальные продукты, так и за счет роста базы и преференций клиентов существующих банков-партнеров.
За последний год банкиры отмечают увеличение спроса на карты категории Premium. «Это связано с тем, что в последнее время изменилась культура использования карт. Сегодня их держатели хотят не только рассчитываться по карте, но и получать различного рода привилегии, бонусы, скидки, они обращают внимание на дизайн карты, — говорит директор департамента частного банковского обслуживания ЮниКредит Банка Игорь Рябов. — В наше время люди очень мобильны (путешествия, командировки), и в связи с этим становятся весьма актуальными комплексные карточные продукты».
По словам начальника управления по работе с премиальными клиентами, малым и микробизнесом Райффайзенбанка Романа Зильбера, банк выпускает около 35 тыс. премиальных карт в год, за девять месяцев текущего года выпущено 27 тыс. карт, около 15% карт, выпускаемых банком, кредитные. Альфа-банк в прошлом году выпустил около 50 тыс. премиальных карт, в текущем году уже выпущено более 100 тыс. карт.
Преференции от платежных систем
Международные платежные системы Visa и MasterCard предлагают на выбор несколько видов премиальных карт в зависимости от разных целевых аудиторий, для людей с различным доходом, покупательной способностью и проч. Это премиальные карты Gold, Platinum, а также Visa Infinite и MasterCard World Elite, которые являются самыми престижными картами среди продуктов платежных систем. Соответственно, каждая из карт обладает различным набором сервисов и услуг. Как правило, сервисы различаются в зависимости от типа карты, и чем выше уровень карты — тем больше сервисов по ней предоставляется.
«Карта категории Gold — самая младшая в семье премиальных продуктов. Зачастую по этим картам предоставляются скидки, специальные предложения в магазинах, отелях и ресторанах по всему миру, по ним также устанавливаются более высокие лимиты неавторизуемых операций, — говорит председатель правления банка «Авангард» Валерий Торхов. — В торговых точках более внимательно относятся к клиентам, расплачивающимся такими картами, им предоставляется приоритетное обслуживание и индивидуальный подход». По его словам, типичная градация скидок по категориям карт выглядит следующим образом: по картам Standard — 3%, Gold — 10%, Platinum — 15%.
По картам категории Platinum, Infinite и World Elite международные платежные системы Visa и MasterCard предоставляют схожий набор сервисов: круглосуточную службу поддержки, которую можно получить из любой точки мира, экстренную помощь при утере или хищении карты, финансовую, юридическую и медицинскую поддержку по всему миру, страховку (по VISA Infinite до 3 млн долл.), служба консьержей помогает клиенту в любое время забронировать билеты на самолет, номер в отеле или столик в ресторане. Запросы бывают нестандартными, говорят представители платежных систем. Например, Мария Околеснова из Visa вспоминает, как держатель карты Visa Infinite попросил устроить концерт всемирно известного тенора у себя в гостиничном номере.
«Премиальные карты бывают как дебетовые, так и кредитные. По умолчанию карта является дебетовой, однако клиент может в любой момент, в том числе и при выпуске карты, «привязать» к ней кредитный лимит. То есть это будет дебетовая карта с разрешенным овердрафтом, — отмечает вице-президент СМП Банка Елена Дворовых. — При этом существует возможность выпустить к основной карте неограниченное количество дополнительных карт для своих близких». Кредитные лимиты по таким картам предоставляют их владельцам большую свободу в мире покупок. По картам Gold лимиты бывают около 500—600 тыс. руб. (эквивалент в валюте), по Platinum — около 1—2 млн руб., а для Visa Infinite и MasterCard World Elite — доходят до 5 млн руб.
Бонусы от банкиров
Зачастую банки премиальные карты категории Platinum, Visa Infinite и MasterCard World Elite предоставляют в рамках обслуживания Private Banking. В таком случае владелец карты может получить определенные преференции, например не платить за обслуживание карты или пользоваться заемными деньгами по пониженной ставке.
Помимо основного набора услуг в виде службы консьержа, страхования выезжающих за рубеж, премиальных услуг в сфере путешествий, отдыха и покупок банки могут предоставлять редкие или даже исключительные сервисы. Например, Райффайзенбанк может составить клиенту финансовый план, а ЮниКредит Банк — предоставить такой сервис как имущественное планирование и арт-менеджмент (помощь в оценке подлинности, приобретении и хранении произведений искусства). Также банки привлекают клиентов кобрендовыми продуктами по премиальным картам, среди которых лидируют кобренды с авиакомпаниями. У Сбербанка есть кобренд с авиакомпанией «Аэрофлот», ВТБ24 предлагает кобренд с «Трансаэро» и «ЮТэйр», а также с РЖД, у СМП Банка есть кобренды и с «Аэрофлотом», и с «Трансаэро», и с авиакомпанией airBaltic, у Промсвязьбанка — кобренд карты Visa Infinite с «Трансаэро».
Редкие AmEx и Diners Club
Помимо премиальных карт Visa и MasterCard в России еще работают и такие международные платежные системы, как American Express (AmEx) и Diners Club, которые во всем мире как раз и славятся тем, что специализируются на премиальных продуктах. Но они не распространены широко, поскольку эксклюзивными правами на эмиссию карт обеих этих систем обладает лишь банк «Русский стандарт».
«В России платежные системы MasterCаrd и VISA являются фактически монополистами, — говорит Роман Зильбер, — AmEx и тем более Diners — все еще экзотика, и, скорее всего, эти две платежные системы останутся таковыми еще долгое время. Наши клиенты чаще всего интересуются картами Visa и MasterCаrd». «Вопросы про AmEx и Diners Club задают очень редко», — соглашается и Елена Дворовых из СМП Банка.
«Что касается карт AmEx и Diners Club, немногие торговые точки в нашей стране могут похвастаться возможностью работать именно с этими картами, что не совсем удобно для клиентов», — отмечает Игорь Рябов из ЮниКредит Банка.
«Голдом» уже не удивишь
Согласно исследованию Visa Affluent Study 2013, в котором участвовали около 5 тыс. владельцев премиальных карт из разных стран мира, состоятельные россияне положительно оценили перспективы российской экономики и сообщили, что планируют увеличить свои расходы в будущем году. «Перспективы развития Private Banking в России впечатляющие, мы ожидаем прироста рынка на уровне 35—40% каждый год», — отмечает вице-президент Промсвязьбанка Петр Терехин.
«Можно ожидать роста карт категории Gold и Platinum с ростом доходов населения. Если раньше золотая карта считалась признаком богатства, то теперь это средний класс. К тому же часть клиентов оформляют карты более высокой категории для получения дополнительных выгод (больше бонусных баллов, выше скидки и пр.), — отмечает начальник отдела по развитию продуктов и процессов бизнеса кредитных карт Альфа-банка Александр Жуков. — Что касается сегмента карт высшей категории, то не думаю, что их позиции будут существенно меняться».
Игорь Рябов подчеркивает, что полный перечень услуг, доступный для держателей премиальных карт во всем мире, скоро будет доступен и для клиентов в России. «Стоит признать, что уже сейчас эта разница небольшая», — добавляет он.