Регулирование цен привело к ажиотажному спросу на продукты
В дистрибуторских компаниях утверждают, что закупки сетей и розничных рынков по ряду товаров за последние две недели увеличились в два-три раза. Как пишет сегодня газета "Коммерсантъ", рост спроса обеспечен не только потребителями, но и закупками торговых сетей.
"В ожидании дальнейшего роста цен потребители стараются закупить их впрок, - говорит глава компании "Царь-Град" Дмитрий Алефанов. - По ряду позиций: подсолнечное масло, консервы, мука, крупы - эта тенденция особенно заметна". По словам директора по связям с общественностью "Бунге СНГ" (ТМ "Олейна", Ideal) Кирилла Болматова, последние несколько недель потребители просто сметают наиболее дешевые товары с полок: "В некоторых магазинах даже появлялись объявления: "Больше четырех бутылок масла в одни руки не даем".
Между тем, по данным "Коммерсанта", спрос растет не только на "замороженный" список, но и на другие продукты длительного хранения. Речь, прежде всего, идет о консервах всех видов. Потребительские ожидания уже подкрепляются ростом цен. Вслед за базовым сырьем подорожание началось во всей отрасли: по оценкам опрашиваемых экспертов, растут оптовые цены на овощные консервы (+10-15% с уровня конца лета 2007 года), кондитерские изделия (+7%), молочную продукцию (+20%), масло-жировую группу (+40%), бакалейные товары (+20%).
Производители и дистрибуторы считают, что повышенный спрос генерируют не только потребители, но и сети, которые ожидают дальнейшего роста потребительского спроса и одновремено максимизируют прибыли. Опрошенные "Коммерсантом" крупные ритейлеры, работающие на федеральном уровне, подтвердить информацию о том, что они увеличили закупки, отказались.
Главный экономист инвестбанка "Траст" Евгений Надоршин пояснил, что сейчас наглядно разворачивается модель так называемой инфляции ожиданий. "Известно, что цены будут временно заморожены. Часть продуктов, на которые были заморожены цены, - это продукты длительного хранения (срок годности 1,5-процентного молока и растительного масла составляет полгода). Но действие соглашения, подписанного ритейлерами и производителями, на такой срок не распространяется; население, естественно, начинает закупать эти товары впрок, не дожидаясь, когда цены на них отпустят", - подчеркнул эксперт.