Такой разный малый и средний бизнес
Член правления Промсвязьбанка Константин Басманов решил выделить работу со средними и малыми компаниями в два отдельных сегмента бизнеса. Банкир уверен, что подходы к обслуживанию таких заемщиков должны быть особенными.
Звонок РБК daily застал Константина Басманова на Красноярском форуме для молодых предпринимателей. У бизнесменов есть шанс стать клиентами Промсвязьбанка уже после внедрения новой модели, более тонко настроенной под размеры определенной компании. Стратегия новой сегментации была разработана в конце прошлого года и сейчас постепенно внедряется.
Г-н Басманов счел логичным выделить из блока МСБ работу со средним бизнесом в отдельное направление. Под это определение подпадают компании с годовой выручкой до 1,5 млрд руб., в то время как к малому бизнесу относятся заемщики с аналогичным показателем менее 360 млн руб. «Традиционно у нас сегмент МСБ воспринимается как нечто целое, в то время как по прошествии времени малый бизнес зачастую вырастает из этого определения», — говорит г-н Басманов. Кроме того, к разделению сегмента банкира подтолкнуло ускорение роста среднего бизнеса, обслуживающегося в банке.
Банкир уверен, что для этих двух ниш необходим разный подход. Если в малом бизнесе примерный объем задолженности в портфеле Промсвязьбанка составляет около 3 млн руб., то в среднем бизнесе — 30 млн руб. «Очевидно, что такие заемщики требуют разного подхода, разной оценки рисков, — отмечает Константин Басманов. — Ранее средний бизнес при рассмотрении заявки на кредитование оценивался по технологиям, разработанным для корпоративного». Теперь банк уходит от глубокой индивидуальной процедуры оценки, применяемой в отношении крупных компаний. «Мы внедряем новый подход, сочетающий методы оценки корпоративного бизнеса с элементами малого и среднего бизнеса, — продолжает г-н Басманов. — Он позволяет сократить затраты на проверку компаний и ускорить процедуру принятия решения по заявке».
Новое подразделение будет работать как с московскими, так и с региональными клиентами. Таким образом, в Москве банк будет отделять средний бизнес из блока МСБ, в других городах — средний корпоративный бизнес от малого корпоративного. «Мы вводим изменения поэтапно. В столице этот процесс уже идет, в регионах нам еще предстоит доработка бизнес-модели», — рассказывает вице-президент кредитной организации. Сотрудники пройдут переобучение, получат более специализированную подготовку.
Малым и средним бизнесом будут заниматься разные клиентские менеджеры. Уже известно, что направление среднего регионального бизнеса возглавит Александр Чернощекин в должности вице-президента. Ранее он был директором департамента корпоративных продаж. Департамент регионального среднего бизнеса будет входить в уже существующий блок МСБ. По словам г-на Басманова, оба направления важны для банка и ни у одного из них не будет приоритета.
Начальник управления андеррайтинга среднего бизнеса Транскапиталбанка Елена Алексеева отмечает, что у малых компаний в основном упрощенная система налогообложения, по которой трудно проверить реальные цифры по долгам клиента. В крупном бизнесе все более прозрачно, но требует индивидуального изучения. «Могут отличаться пакеты документов для рассмотрения кредитной заявки, применяться различные методики оценки кредитных рисков с целью будущего резервирования», — сравнивает малый и средний бизнес г-жа Алексеева. Зачастую клиентам среднего сегмента необходимы сделки, созданные специально для них, замечает начальник управления по работе с предприятиями среднего бизнеса Райффайзенбанка Дмитрий Харин. «Малый бизнес более поточный и стандартизированный», — считает финансист.